Туризм в Самаре. Записки туриста
|
|
Антарктида - Вполне разумный экстрим«Заброс» в Антарктиду возможен в наши годы естественно двумя способами: морем и воздухом. Воздухом - понятное дело, что хорошим небольшим самолётом и понятное также, что эксклюзивно и дорого. Думаю, ни в одном аэропорту мира вы не увидите надписи на электронном табло: « Москва - Антарктида». Характеристики ВПП и погодная обстановка по месту прибытия дополняют ряд суровых ограничений даже для очень желающих в Антарктиду попасть и делать это самолётом нереально. То есть морем надо… Южный океан, окружающий голубой континент, до сих пор не признан «официально». Но является серьёзным барьером на пути в Антарктиду, как и сто лет назад. Зона антарктической конвергенции - перемешивания огромных масс холодных южных и тёплых северных вод, имеет вполне определённые устойчивые географические координаты. Специалисты предлагают представлять этот сложный процесс смешивания в виде огромных водопадов в самой воде! Плюс непрерывные сильные ветра и айсберговые «укрепления» границ загадочной и поэтому притягивающей, наверняка чудесной «страны» Антарктиды… Само собой, для «нарядных» прогулок на яхтах или лёгких лодках эти места непригодны и совершают эти самостоятельные морские переходы только избранные, - отважные и подготовленные путешественники. Самый «близкий» морской путь - от Южной Америки через пролив Дрейка длиной почти ровно 1000 километров. Те, кто не сталкивался с этим близко, спрашивают: А почему не из Африки или Австралии? Гляньте на глобус. Оттуда, из Африки и Австралии - дальше раза в три-четыре. При этом вы попадаете к берегам Антарктиды в более жёстких регионах материка в смысле туризма и визуальной привлекательности. От Огненной земли после 56-часового перехода Дрейка вы попадаете на Антарктический полуостров, так называемый антарктический курорт. Ибо в здешнее лето, т.е. в декабре-январе, температура воздуха и иные параметры, составляющие погодную картину вполне комфортные для созерцания больше, чем для испытаний себя и судьбы. Быстроменяющиеся и совершенно разные и непредсказуемые сочетания неба-туч-ветров и глади моря радуют, тем не менее, достаточно часто наступающей исключительно райской, идеальной и соответствующей заочным нашим позитивным представлениям и сладким ожиданиям картиной торжественного Севера, (а здесь приходится говорить Юга и привыкнуть к этому тяжело). Любое пересечение Дрейка можно считать экстремальным. Здесь никогда не бывает штиля, любые прогнозы погоды нереальны и даже бывалые моряки на мощных и современных ледовых судах говорят о Дрейке, как об объекте одушевлённом и предпочитают старомодно, но по профессиональному праву суеверничать здесь, чем гордо корчить цивилизованных героев на мощных железных кораблях. С ними, бывалыми людьми моря, соглашаешься, кем бы ты ни был, когда часами чувствуешь себя в этом месте Земли молекулой, распадающейся на элементарные составляющие в солёных гигантских волнах высотой иногда до 12 метров, но всегда не меньше 4. Хотя в принципе в каюте корабля можно разместить и бабушку, и ребёнка, и на нашем корабле такие люди были. Большой вопрос - зачем? Ведь семилетнего ребёнка можно разместить и в яхте Конюхова, в капсуле космического корабля и даже привязать на заднее сиденье снегохода в путешествии по Чукотке. Только зачем? Пускай останется загадкой. … Километрах в тридцати от берегов Антарктиды мы встретили двух каякеров. Я не могу знать - что это делали здесь обычные на вид люди. Головы у них точно были… Вода здесь имеет температуру часто ниже ноля, волны огромные при быстро налетающем и неожиданном ветре… Корабельного сопровождения по локаторам в рубке капитана мы никакого не обнаружили. На берегах поблизости нет никаких баз со службами спасения, только и ждущих сигнала СОС, чтобы кого-нибудь поспасать немножко… Что будут делать эти парни в случае, если… Не придумал ни одного оптимистического варианта. Проблемы «Титаника» как-то обсуждались мной со старпомом ранним утром на капитанском мостике за огромным стаканом кофе с молоком. Как поделился старпом, «кофе пью много, чтобы не курить , а необходимую мужскому организму горечь иметь во рту…» У практикующих во льдах современных опытных судоводителей есть вполне определённое мнение о причинах гибели «Титаника». И мы эти причины в своём путешествии старались исключать. Политика открытых дверей и доступа на капитанский мостик в любое время суток давала возможность проследить за процессом пристального наблюдения за окружающей действительностью с помощью умных приборов, карт, лоций и принятия решений с использованием многолетнего опыта, интуиции и предусмотрительности. И тем не менее… По прибытии в порт Ушуайя мы неофициально получили информацию о «пойманном» нашим судном не то айсберге, не то рифе… Удар был достаточно ощутимый, говорят, хотя я этого момента не помню. Во время путешествия много было всяких ударов и кренов… За две недели до нашей экспедиции аргентинское судно такого же класса, как наше, получило пробоину в этих местах и путешественникам повезло с экстримом: срочная эвакуация с вещами на берега Антарктиды и последующее спасение другим кораблём… Через месяц после нашего путешествия ещё одно судно в Антарктиде экстренно высадило пассажиров на берег, получив пробоину и сев на мель. Нам досталась только обязательная тренировка: по сигналу мы с паспортами и в спасательных жилетах быстро заполнили спасательные шлюпы и, посидев в них немножко, попытались представить, что может случиться… Эти спасательные «ошейники» приходилось одевать по нескольку раз в сутки во время высадок на берег в резиновых «Зодиаках». Напрягало очень. Но все понимали существование невидимой опасности и терпели. Хотя во время купания рядом со станцией Беллинсгаузен с борта корабля я с редкими желающими взбодриться понял, что при такой температуре воды твоё вероятное спасение будет лишь формальной эвакуацией безжизненного тела в спасжилете. Вспоминая возникающие иногда споры об экстремальности экспедиций, подобных этой, и об их отличии от экскурсий с любителями просто поспорить, любителями годами проситься в такие приключения, так ни разу в них не побывав, и любителями разложить по полочкам экстремальную глубину процессов, которых они якобы жаждут, но не имеют. В Антарктиду я проник указанным выше морским «обкатанным» способом под руководством самого экстремального человека, которого я встречал в жизни,- Виктора Боярского, полярного путешественника, преодолевшего Антарктиду на лыжах и собаках по фантастической траектории длиной в 6500 км за 221 день. Это было около 20 лет тому назад. На мой вопрос о его сегодняшней жажде к экстриму и повышенным дозам адреналина он ответил как-то просто и коротко в смысле, что специально искать экстрим даже там, где его можно найти сполна, не надо. Он, экстрим, в непредсказуемых маршрутах экспедиций, найдёт тебя сам и не всегда окажется разумным и рассчитанным, сделав твоё приключение нелепым и вполне вероятно, последним. Запомнилась прочитанная фраза известного героя Антарктики Шеклтона, который мог стать первооткрывателем Южного полюса, но, не дойдя 179 км, повернул назад, чтобы спасти свою и своих товарищей жизни. Он написал жене: « Я подумал, пускай лучше у тебя будет живой осёл, чем мёртвый лев». Экстрим, как разновидность высочайшего уровня самоудовлетворения подобно оргазму, в отличие от него, должен быть заслужен, рассчитан, продуман и совершён с оглядкой на любимых и любящих. Это уже не Шеклтон, а я так думаю, как и многие мои друзья из движения « Разумный Экстрим». Особенностями экспедиций является их прохождение по труднодоступным, малонаселённым и удалённым районам Земли с сильной зависимостью от климатических условий, с применением последних технических достижений, позволяющих непосредственно контактировать с уникальными экосистемами и их представителями в регионах, посещение которых ещё несколько лет назад считалось опасным для жизни. Членов экспедиции объединяет не только правильно организованный процесс утоления жажды познаний, обмен научно-популярной, а иногда и научно-непопулярной или неизвестной информацией и её обсуждение. За годы участия в разных экспедициях и путешествиях я заметил особую важность одного «пунктика» в успешности затеянного: всем участникам экспедиции она должна быть интересна ежедневно и ежеминутно, несмотря ни на что. На непредсказуемые изменения программы, на «трудности и лишения», так сказать. Они должны быть «запрограммированы» с самого начала, т.к. являются смыслом приключений. Если, не получив горячего душа, как обещанного, так и вполне не ожидавшегося ввиду реальных условий предполагаемого существования, или хлеба белого вместо чёрного, кто-то начинает нервничать или ещё хуже, ныть и показывать недовольство членам команды, пиши пропало. Вспоминаю, как прочитал короткое интервью с Фёдором Конюховым, в котором он на вопрос «Почему путешествуете один?» ответил: «С командой надо либо подстраивать её под себя либо подстраиваться самому. Неприемлемо и то, и другое». Мне как-то тоже. Но приходится по разным причинам. На этот раз причин волноваться по этому поводу практически не было. Всего лишь один из пятидесяти участников - случайный любитель рассматривать «галочное» экскурсионное место на Земле сквозь мутные очки глубокого «бухалово» да ряд программных мероприятий по стандартным «неантарктическим» мероприятиям по песням и пляскам… Всё это легко нивелировалось большим количеством мест на корабле для одинокого созерцания, множеством интересных людей для болтушек о жизни и просто так.
|
22 ноября 9:53
© 2006 - 2024 г. Самара |
Туризм Самара - раздел для любителей путешествий и отдыха. Сервис ПОИСК ТУРА (собраны предложения ведущих федеральных и самарских туроператоров) предлагает туры: Турция из Самары, Испания из Самары, Египет из Самары и много других. Описания, цены самарских турбаз.
|
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |