Образование в Самаре
|
|
Как, когда и какой кружок допобразования выбрать для ребенкаВести ребенка в студию или кружок лучше всего с семи лет, а выбор вида допобразования (спорт, музыка, танцы, пр.) сделать, руководствуясь прежде всего предпочтением самого мальчика или девочки. Дополнительное образование — очень важный фактор воспитания полноценной личности. Дело в том, что школьная нагрузка одинакова для всех. Часто бывает, что у одноклассников кто-то не пользуется успехом. Учебный коллектив присваивает каждому роль, которая не меняется из года в год. Как ребенок проявил себя на первом этапе, с таким статусом он и остается до выпускных. У аутсайдера практически нет шанса доказать свой рост и развитие без выхода за границы школы. А ребенку, чтобы развиваться, надо репетировать разные социальные роли. Пусть где-то он будет непослушный и невнимательный, где-то сентиментальный, а где-то твердый и мужественный. Такая ролевая гибкость возможна при выходе за границы школы, освоении дополнительного образования и самостоятельном выборе. Первый вопрос, который возникает, когда речь заходит о том, стоит ли отдавать сына (дочку) куда-нибудь в студию, кружок или в спортсекцию: кому, главным образом, это необходимо - родителю или ребенку? «Родителям важно подумать над следующими вопросами: почему нам (мне) хочется отправить ребенка именно в эту секцию? Есть ли в этом желание самого ребенка, его интерес?» - спрашивает психоаналитик центра современного психоанализа в Самаре Евгений Викторов. Часто выясняется, что желание отдать ребенка в секцию связано с тем, что отец или мать чувствуют какую-то свою вину за то, что недодали ребенку внимания и хотят это восполнить, сетует психотерапевт. В современной жизни родители настолько заняты, что на общение с ребенком у них просто не хватает времени, а если и остается, то уже не хватает сил и желания. Еще один момент: часто нереализованное в детстве желание самих родителей стать спортсменом или балериной делегируется ребенку. Вообще, первое, что нужно сделать — выяснить, чем и как хочет заниматься сам ребенок. Вторая главная проблема — когда, в каком возрасте вести на допзанятия? «Дошкольный возраст детей (в период 4-7 лет) предполагает расширение кругозора, поэтому возникает потребность «перепробовать» разнообразную деятельность, - объясняет детский психолог центра «Мой Мир» Анна Смирнова. - Чтобы не разочаровываться в непостоянстве свои чад, родителям не стоит сразу же, «по первому зову», вкладываться в дорогостоящие инструменты, спортивное снаряжение: у любознательных детей любопытство быстро и сильно загорается, но также быстро и гаснет. Потому что устойчивой сильной мотивации к занятиям спортом или музыкой или другим видам деятельности у них еще не может быть по возрасту. Они руководствуются принципом: делаю то, что хочу, а не то, что надо». Что касается конкретного возраста, то, рекомендует Викторов, важно понимать, что в дошкольный период ребенку больше необходима игра, поэтому лучше посещать те бэби-клубы, в которых практикуются развивающие игровые занятия. В отношении секций можно сказать, учитывая особенности психического развития ребенка, что оптимальный возраст – это 8 – 9 лет. Однако всегда необходим индивидуальный подход. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что на определенном этапе ребенок может сказать, что больше не хочет ходить в секцию или студию. Что же тогда делать? В таком случае вновь необходимо вспомнить, что с ребенком важно и нужно говорить, советует Викторов. Обсудить причины, по которым он не хочет посещать секцию и попробовать понять, что же в действительности подтолкнуло ребенка к этому желанию: случился ли какой-то конфликт со сверстниками или же это занятие ему действительно не интересно? Если же у ребенка есть четкая позиция, что он не хочет дальше заниматься танцами, музыкой, этим видом спорта (нужное подчеркнуть), то лучше найти более подходящее для него занятие и не настаивать на продолжении посещения секции. Но если у него есть сомнения в своем решении, либо это решение связано с конфликтом, то важно помочь ему преодолеть себя. Поддержать его, помочь выработать стратегию противостояния. Если не получается, то можно обратиться за помощью к психотерапевту и, конечно же, перевести ребенка в другую секцию. Дополнительные занятия помогают в развитии определенных компетенций, но необходимо помнить о том, что все хорошо в меру. Важно понимать желание ребенка, важно, чтобы тренер или педагог были чуткими людьми и умели создавать благоприятный климат в том коллективе, которым они руководят. При этом также необходимо, чтобы у ребенка оставалось немного времени на себя, на свое хобби. «Ориентация интересов и проявление талантов возникает на основании выбора из множества опробованных видов деятельности. Важно предоставить ребенку возможность приложить силы в нескольких разных направлениях, и только на основании этого опыта сделать вывод, что, все-таки, по-настоящему «его», - рекомендует Смирнова. В психологии поведения выделяют четыре основных вида мотивации, объясняет Смирнова. Они появляются как раз в первых классах школы и движут поведением человека на протяжении его жизни. Это престижная мотивация, когда ребенок чувствует себя победителем. Когда он выигрывает — особенно часто это проявляется при участии в выставках, концертах, спортивных победах. Когда ребенок ни с кем не конкурирует и нигде не «побеждает», ему становится скучно что-либо делать - в результате происходит откат от желания заниматься. К слову, родители способны такую мотивацию создавать сами: «А покажи, как ты это делаешь на секции?!», или «Как ты играешь эту пьесу на фортепиано?!», «Посмотрите, как он нарисовал!» или - «Никто не справится лучше тебя!» Здесь вдобавок формируется и стрессоустойчивость, и психологическая устойчивость к победам и проигрышам, потому что если в жизни не имеешь опыта соревнований, то не будешь готов к экзаменам, конкуренции и многим жизненным испытаниям в дальнейшем. Вторая мотивация — компенсация. Она очень важна для устойчивого выбора и интереса к деятельности. Допустим, если ребенок не слишком развит физически, то ему лучше помочь реализовать себя в творчестве. Если трудности с речью, нет музыкальных наклонностей, то в спорте. А на практике получается, что родители, вместо того, чтобы учитывать индивидуальные особенности сына или дочери, пытаются, напротив, заставить его заниматься тем, где он неуспешен. Не даешь сдачи в драке? Будешь ходить на самбо или в секцию бокса. Плохо поешь в школе? Отдадим тебя в музыкальный кружок, пусть разовьют слух. Толстый - похудеешь в танцевальном кружке. Таким образом, ребенок часто еще сильнее выбраковывается в профессиональной среде и терпит насмешки в свой адрес и неудачи. В секции бокса ему будут каждый раз разбивать нос, в хоре он будет молча открывать рот. Толстый, чтобы не танцевать, заболеет или будет сидеть в углу сцены. А когда подрастет, примет решение никогда этого не делать вообще. Важно помнить о том, что это допобразование призвано помогать личностному росту и компенсировать неуверенное поведение, а не наоборот. Третья мотивация, которая считается самой неуспешной — это страх. Надо, потому как: «Не будешь уметь драться, тебя изобьют». «Не будешь ходить на английский, будешь сидеть в школе в "двойках" по уши». Родители начинают пугать ребенка и он перестает делать что-либо вообще. Это довольно частая мотивация, которую применяют и педагоги. В итоге ребенок учит уроки не потому, что ему интересно, а чтобы не получить "двойку", чтобы над ним не смеялись около доски, чтобы родители не ругали. Эта мотивация приводит к тому, что нужен все время контролер, так формируется созависимое поведение. И четвертое. Это здоровая мотивация, когда человек получает радость от самого процесса — от плаванья, музыки, танцев и пр. Такая мотивация не может, конечно, появиться сразу, потому что человек вначале проходит определенные тернии — когда еще не наработаны навыки. Зато, когда она появляется, человек начинает дорожить этой секцией, кружком, школой. Поэтому быстро у ребенка, особенно в начальной школе, никакой такой устойчивой мотивации не выработается. И ему надо дать возможность отказаться от того, что «не его». Выбор может быть как в плюс, так и в минус. Надо учесть, что получая разнообразные навыки в таком возрасте, человек формирует мир интересов на всю жизнь. Сделав выбор в пользу той или иной секции или кружка, ребенок получает определенную закалку — через трудности получить навык разбираться в самом себе — что важно и нужно, а что — нет. У родителей, к сожалению, часто к деятельности детей взрослый подход: они пытаются убедить ребенка, что если он уже начал какое-либо дело, то бросать его нельзя. Многие дети не сопротивляются такому давлению, из послушания выполняют ожидания любимых родителей и терпят. Как сделать правильный выбор — музыкальная школа, спортсекция, танцы или что-то еще? В решении этого вопроса необходимо понимать, что родители могут узнать предпочтения самого ребенка, доверительно пообщавшись с ним, понаблюдав за его интересами и предпочтениями. Если же у родителей этого не получается, то можно воспользоваться помощью психолога, чтобы специалист помог определить интересы ребенка, его потребности и творческие способности, советует Викторов. О роли семьи. «Самое важное – это понимать, что воспитанием занимаются родители, а садик, школа и секции – это дополнение к воспитанию, но не наоборот», - уверен Викторов. К большому сожалению, в последние годы многие родители как раз совершают главную ошибку, когда делегируют процесс воспитания садику, школе, секциям и, таким образом, перекладывают ответственность с себя на педагогов и тренеров. Особенно, когда устраивают ребенка в статусную школу или гимназию, где после основных занятий еще некоторое количество дополнительных. И когда ребенок возвращается домой, то у него сил и времени остается только на выполнение домашнего задания. Ни одна, даже самая элитная школа или гимназия не заменит родителей и их воспитания, в котором есть любовь, забота и эмоциональное тепло. Мама и папа являются самыми значимыми и самыми важными для ребенка людьми и то, что они дают или не додают, никто не сможет заменить или додать ему. С них берется пример и хороший, и плохой. Например, если мама говорит о том, что дорогу надо переходить на светофоре и на зеленый свет, а сама тащит ребенка через дорогу, в 50 метрах от пешеходного перехода, потому что надо успеть куда-то, то ребенок запомнит и воспроизведет то, что сделала мама, а не то, что сказала. К сожалению, отмечает Викторов, агрессия в семье по отношению к своим детям сегодня - не такое уж редкое явление: «Говоря об этом надо понимать, что агрессия - это не только физическое наказание, а в большей степени – это эмоционально несдержанное отношение к ребенку, которое наносит серьезную травму развивающейся психике ребенка. Печальным примером, иллюстрирующим вышесказанное, является самоубийство двух псковских подростков, которые рассорились с родителями, заперлись на даче за городом, начали отстреливаться от полиции и в результате покончили с собой. И у нас в Самаре часто, к сожалению, случаются и подростковые самоубийства, и побои, как детей, так и подросшими детьми - матерей и отцов». И последнее. «В заключение хочу еще раз напомнить, что первооснова воспитания – это семья, наполненная любовью к ребенку, заботой о нем, эмоциональным теплом, способностью дать ребенку необходимую ему поддержку, но только в том необходимом количестве, которое не повредит ему, не сделает его избалованным. Все остальное – это надстройка к тому, что закладывается воспитанием», - подчеркнул психоаналитик. 30.11.2016
|
22 ноября 18:07
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |