Образование в Самаре
Портал города Самара samru

Сочинение по ЕГЭ-2016 в Самаре

В 2015/2016 учебном году итоговое сочинение одиннадцатиклассники будут писать 2 декабря, переписать его можно будет 3 февраля и 4 мая 2016  года.

Напомним, что итоговое сочинение для старшеклассников впервые после долгого перерыва было проведено в РФ в прошлом году.  «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) Рособрнадзора опубликовал в день проведения экзамена в 9:45 по местному времени для каждого субъекта Российской Федерации темы для проведения апробации итогового сочинения.

Самарским школьникам итоговое сочинение 3 декабря 2014 года практически всем удалось сдать на «зачет» (напомним, что этот экзамен стал своеобразным «пропуском» для ЕГЭ - «незачет» по нему автоматически не допускал школьника к сдаче итогов летом). В Самаре из 14,137 тыс. человек справились с темой 98,8%, и лишь 175 обучающихся получили «неуд».

Положение об итоговом сочинении (изложении) определяет, что его вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первую среду февраля и рабочую среду мая.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). «При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.», - дает комментарий ФИПИ.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Направления итогового сочинения - перечень на 2015-2016 учебный год, опубликованные ФИПИ с краткими комментариями по темам:

1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

3) Любовь - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах.

4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

5) Год литературы - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение.

По теме «Время»: И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Вишневый сад», А.М. Горький «Старуха Изергиль», А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», С. А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу...», «Не бродить, не мять в кустах багряных..», «Я усталым таким еще не был...», «Мне осталась одна забава»; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Монолог», «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье...»), «Герой нашего времени», «Элегия» («О! Если б дни мои текли...»), Л.Н. Толстой «Война и мир».

По теме «Дом» - Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.И. Солженицын «Матренин двор».

По теме «Любовь» - А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Солнечный удар», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Вишневый сад», «Дама с собачкой», М. Горький «Старуха Изергиль», А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», С. А. Есенин «Письмо к женщине», «Мы теперь уходим понемногу...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я усталым таким еще не был...», «Мне осталась одна забава»; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Монолог», «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье...»), «Герой нашего времени», «Элегия» («О! Если б дни мои текли...»); Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ф.М. Достоевский «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», А.Н. Островский «Гроза», Б. Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей», И.А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история», И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»; В.В. Маяковский «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Облако в штанах»; Л. Е. Улицкая «Дочь Бухары», А. П. Платонов «Дерево Родины», Э.М. Ремарк «Три товарища», Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери», «Человек,который смеется»; Колин Маккалоу «Поющие в терновнике».

По теме «Путь» - М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени»,  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Л. Н. Толстой «Война и мир», Максим Горький «Детство. В людях. Мои университеты», Янн Мартел «Жизнь Пи».

По теме «Год литературы в России» - Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения), А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения), Джек Лондон «Мартин Иден».

Отметим, что сами темы (которые будут развивать данные направления, но их конкретизируют) для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9:45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения.

Для всех, кто будет писать в нынешнем году итоговое сочинение, Рособрнадзор подготовил рекомендации: «Сначала внимательно прочитайте формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Теперь пришло время задуматься: что вы можете или хотите сказать на данную тему? Можно привлечь свой опыт, и тогда вы точно начнете писать свои собственные мысли – а это то, что нужно проверяющим. Обязательно нужно составить план работы:

  • определить проблему;
  • обозначить свою позицию;
  • обосновать свою правоту;
  • сформировать выводы.

Еще лучше, если вы сумеете создать конфликт и попробуете поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую проходят в школе, должны иллюстрировать ваши мысли, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение своей главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то можно привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы. И не забудьте проверить ошибки!»

Несколько советов от самарских репетиторов:

  • лучше выбрать заранее одно направление из предложенных и именно к нему готовиться;
  • определившись с конкретной темой на экзамене,  подберите эпиграф:
  • на черновике составьте план работы, в котором ориентировочно сформулируйте основные вопросы и аргументы по их освещению;
  • подтвердите аргументы цитатами или эпизодами из литературных произведений;
  • написав сочинение, важно перечитать его и убрать все лишнее и дублирующее;
  • проверьте пунктуацию.

В прошлом году сразу несколько министерств образования и науки регионов проанализировали основные, типичнейшие ошибки, которые делают выпускники на сочинении. Они таковы: объем превышает 250 слов, сочинение анализирует конкретное литературное произведение, а не предложенную тему; нет логической связи между частями сочинения; нет связки «тезис — аргумент — литературное подтверждение (цитата, эпизод)»; неверно подобраны литературные аргументы — они не связаны с темой либо с тезисом; нет ссылок на конкретные литературные произведения; вместо литературного произведения приводится художественный фильм; содержание  сочинения сведено к  перечню фактов из биографии автора. 

Перед итоговым сочинением в каждом регионе напишут репетиционное изложение. Так, в Мурманской области репетицию уже провели.  Для нее «Институт развития образования» региона разработал комплект из 5 тем сочинения, в который были включены по одной теме от каждого общего тематического направления, определенного на 2016 год, и тексты для изложения.

  1. «А подвиги не требуют наград. Им Времена определяют цену». (Давид Самойлов)
  2. Родительский дом – трамплин, маяк, якорь, причал…
  3. «Быть нелюбимым! Боже мой! Какое счастье быть несчастным!» (Александр Кушнер)
  4. Что может стать для человека компасом на его жизненном пути?
  5. Что это значит – быть талантливым читателем?

И последнее. После проверки в школах сочинения будут направлены в единую базу данных. При поступлении в вузы сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, тогда вуз возьмет из базы его сочинение и самостоятельно оценит.

Согласно рекомендациям Рособрнадзора, сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема – не менее 250 слов. Максимально можно получить 20 баллов. Главные критерии оценки вузом сочинения — соответствие теме  и аргументация. Четыре балла можно получить, если выпускник выбирает убедительный путь раскрытия темы и коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. При этом автор сочинения должен при раскрытии темы строить рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания. Поэтому последний совет — выпускнику при выборе темы итогового сочинения не мешает посмотреть на то, какие требования к нему предъявляет вуз, куда он хотел бы поступить после окончания школы и при написании ориентироваться и на них.

Юлия Жукова

17.11.2015



Образование в Самаре
Проект строительства 1 этапа межвузовского кампуса Самары отправят на экспертизу Проект строительства 1 этапа межвузовского кампуса Самары отправят на экспертизу
14.11.24 08:46
Договор заключат до конца ноября
13.11.24 Инженерно-технический класс открыли в Красноглинском районе Самары в школе №118
13.11.24 Распределение мест в муниципальных детсадах Самары состоится 15 ноября
12.11.24 В школе Самары № 156 на 18 км Московского шоссе проведут ремонтные работы
23.10.24 Свободные места в муниципальных детских садах Самары распределят 25 октября
Обзоры
Интервью
Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ
Светлана Карпухина, главный внештатный специалист минздрава Самарской области по детской психиатрии

Новости Самары


23 ноября 7:10


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru