Образование в Самаре
Портал города Самара samru

Сочинение по ЕГЭ-2015 в Самаре

В нынешнем году 3 декабря все самарские старшеклассники сядут за парты, чтобы сдать первый экзамен к ЕГЭ-2015 — сочинение.

Репетиция сочинения прошла 20 ноября. «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) Рособрнадзора опубликовал в этот день в 9:45 по местному времени для каждого субъекта Российской Федерации темы для проведения апробации итогового сочинения. Для самарских школьников были предложены три темы: «Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)», «Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?» и «Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов)».

Вообще же с 2014-2015 учебного года итоговое сочинение является обязательной процедурой допуска к ЕГЭ. Оно будет проводиться ежегодно. Повторно написать сочинение смогут учащиеся, получившие неудовлетворительный результат, обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение или не завершившие его сдачу по уважительным причинам. В учебном году 2014-2015 для этого предусматриваются дополнительные сроки 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года.

Выпускники пишут работу на специальных бланках. Продолжительность проведения сочинения составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж, заполнение регистрационных полей и др.). Сочинение оценивается по системе «зачет»/«незачет». Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения (изложения)– 350.

Собственно, тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015 ФИПИ опубликовала раньше. Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.
Их пять:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человечеству войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5. Чем люди живы?

Вместе с ними ФИПИ дало краткий комментарий:

1 Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п.
2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Отметим, что сами темы (которые будут развивать данные направления, но их конкретизируют) для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9:45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения. Тематические направления итогового сочинения разрабатываются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) будут доставляться в органы управления образованием на местах в день проведения экзамена с такими же мерами предосторожности, как и задания ЕГЭ. Проверять сочинения будут школьные комиссии, которым предоставлено право привлекать независимых экспертов.

После проверки в школах сочинения будут направлены в единую базу данных. При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, тогда вуз возьмет из базы его сочинение и самостоятельно оценит.

Интересно, что проведение дополнительного экзамена — сочинения — инициировал сам президент РФ, подводя итоги сдачи ЕГЭ-2014.Согласно тексту поручения Владимира Путина, такой шаг обоснован необходимостью «повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы». Кстати, предполагается, что в следующем учебном году может быть введена публичная защита написанного учеником сочинения.

Для педагогов же введение сочинения в качестве «вступительного экзамена» к ЕГЭ оказалось некоторой инновацией, к которой далеко не все были готовы. «Пока педагоги в некоторой прострации, - рассказывает руководитель центра довузовской подготовки Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Ольга Правдина.- В декабре в школах пройдут эти сочинения и покажут степень подготовки как педагогов, так и учащихся к его написанию. Напомню, что когда еще только ЕГЭ вводились, то предметные комиссии, которые определяли, как и в какой форме будут проходить экзамены, готовили тесты, были категорически против исключения сочинения из числа тестов. Несколько лет дебатировался этот вопрос, и все-таки специалисты никак не могли добиться того, чтобы сочинение оставили. Сделали только небольшое эссе как одно из заданий, и все. А сейчас опять возвращаются к идее сочинения, потому что ЕГЭ по русскому языку вообще не дает понятия об уровне подготовки школьника и уровне его знаний. Ведь сочинение — это умение мыслить и рассуждать. Сочинение — это отношение человека к проблеме. Пять опубликованных ФИПИ направлений хороши именно для рассуждения, фактически это свободные темы. Мне кажется, что нынешним ученикам это будет трудно сделать, тем более, что они написанием сочинений, по сути, никогда не занимались. К слову сказать, глава минобрнауки Дмитрий Ливанов уже заявил, что для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы. То есть, в сочинении требуется не просто порассуждать на отвлеченные темы, а процитировать какое-либо литературное произведение, собственно, это делалось раньше в школьных сочинениях. При этом пользоваться литературой запрещено, поэтому надо очень основательно читать книги, чтобы запомнить близко к тексту. Я сомневаюсь в таких знаниях выпускников».

«У нас на курсах ребята готовятся к сочинению уже три месяца, - отмечает Татьяна Каеева, руководитель репетиторского центра ЕГЭ и ГИА «100 баллов». - Многие выбирают тематическое направление «Вопросы, заданные человечеству войной». Именно по этому направлению они читают литературу и тренируются в написании текстов. Сочинение, собственно, требуется небольшое - чуть больше 350 слов, несколько страничек. Раскрыть тему требуется не с точки зрения историка, а с точки зрения писателя — очевидца или участника событий».

«Мы готовы принять всех, кто не справится с написанием сочинения 3 декабря, - дополняет коллегу Ольга Правдина. - У нас состав на филологическом факультете как раз ориентирован на подготовку детей к сочинению. И больше в основном кафедра литературы. Есть и подготовительные курсы для педагогов, чтобы помочь им в освоении подзабытых навыков по школьных сочинениям».

Юлия Жукова

21.11.2014



Образование в Самаре
Проект строительства 1 этапа межвузовского кампуса Самары отправят на экспертизу Проект строительства 1 этапа межвузовского кампуса Самары отправят на экспертизу
14.11.24 08:46
Договор заключат до конца ноября
13.11.24 Инженерно-технический класс открыли в Красноглинском районе Самары в школе №118
13.11.24 Распределение мест в муниципальных детсадах Самары состоится 15 ноября
12.11.24 В школе Самары № 156 на 18 км Московского шоссе проведут ремонтные работы
23.10.24 Свободные места в муниципальных детских садах Самары распределят 25 октября
Обзоры
Интервью
Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ
Светлана Карпухина, главный внештатный специалист минздрава Самарской области по детской психиатрии

Новости Самары


22 ноября 23:18


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru