Образование в Самаре
|
|
Как оценить знания?В этом году в Москве и Санкт-Петербурге опробовали новую форму сдачи экзамена по западной технологии - тестирование. И сразу после оглашения результатов сдачи ЕГЭ столичными выпускниками глава Совета Федерации Сергей Миронов предложил пересмотреть закон о повсеместном введении ЕГЭ с 2009 года. По его словам, ЕГЭ должен стать лишь одной из форм аттестации, но не более того. "Мы поторопились. Надо возвращаться к этому вопросу и пересматривать государственную политику в отношении среднего образования", - констатировал чиновник.
Примечательно, что в Самарской губернии, где западную технологию сдачи экзаменов и новую форму аттестации учеников "запустили" еще в 2002 году, широкого общественного резонанса со стороны родителей, самих учеников и педагогических работников уже не было.
Регион привык сдавать экзамены по кальке США и за 6 лет значительно в этом деле преуспел.
Да и в столице не все так категоричны. Ректор Московской высшей школы экономики Ярослав Кузьминовотмечает, что студенты вуза, принятые по результатам ЕГЭ начиная с 2002 года, учатся ничуть не хуже студентов, зачисленных на первый курс по результатам федеральных олимпиад. По его словам, корреляция сравнительных результатов стопроцентная.
Среди победителей олимпиад не было ни одного человека, кто сдал бы ЕГЭ ниже, чем на 85 баллов. (Пятерка начинается с 70 баллов). "Мы считаем, - пояснил г-н Кузьминок, - что единый госэкзамен сложился и, конечно, с огрехами, но в целом заработал. Но, разумеется, ЕГЭ не может быть единственной формой измерения результатов обучения в школе и единственной формой поступления в высшие учебные заведения". Также ректор подчеркнул, что для тех регионов, где результаты тестирования итоговых знаний учеников были совсем провальными -это первый и самый звучный сигнал руководству, что необходимо экстренно инвестировать в систему образования, чтобы наладить педагогический процесс на достойном уровне.
В Самарском региональном центре мониторинга образования Репортеру пояснили, что результаты ЕГЭ больше нужны для поступления в вуз. Те 10-15% выпускников школ, что сдали ЕГЭ и получили "твердые" пятерки, - закономерная и исторически обусловленная часть интеллектуальной молодежи, способная получать высшее профессиональное образование и так же достойно работать в дальнейшем по своей специальности. Результаты сдачи ЕГЭ, по информации центра мониторинга, с 2002 года по настоящее время достаточно стабильны - ежегодное колебание результатов всего 1-2%.
В этой связи особенно интересно звучит мнение преподавателей самарских вузов о том, что реальный уровень знаний первокурсников стал гораздо хуже за последние 5 лет. Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ Михаил Астаховрассказал Репортеру об общем уровне снижения подготовки выпускников школ. "Во-первых, это связано с формализацией обучения в последних классах средней школы, - пояснил Астахов. - А во-вторых, ориентацией не столько на содержание предмета, а главное,
его понимание, сколько на точное угадывание и воспроизведение вопросов-ответов теста". Тестирование, которое лежит в основе ЕГЭ, по мнению ученого, не может быть единственным и основным методом проверки уровня знаний выпускников по разным дисциплинам. Михаил Астахов подчеркнул, что в отечественной методике преподавания эта базовая аксиома является основой - тестирование может применяться как в различных методиках преподавания предмета, так и в различных методиках проверки и отслеживания знаний обучающихся. А преувеличение или чрезмерная оптимизация одной из методик, как в случае с ЕГЭ, неизбежно приведет к снижению и качества преподавания, и уровня знаний учеников.
Оценка позиции руководства в принятии судьбоносных решений со стороны педагогов однозначна. "Что мы можем, если чиновники принимают решения не думая, - поделился один из преподавателей самарского вуза. - Все последствия принятия ЕГЭ как единственной формы сдачи госэкзамена, конечно, отрицательные. Необходимо поднимать тему гласности и желания власти услышать квалифицированные аргументы специалистов, доводы родителей, мнение самих обучающихся. Первая волна протеста против ЕГЭ прошла в 2002 году. С тех пор ничего не изменилось. Уровень знаний наших выпускников неуклонно катится вниз. Прежде чем приступить, допустим, к основной программе по вузовской дисциплине, мы вынуждены целый месяц преподавать краткий, сжатый курс школьного базиса".
Доводы педагогов перекликаются и с мнениями самарских чиновников сферы образования о снижении реального уровня подготовки выпускников школ. Однако в региональном центре мониторинга образования Репортеру отметили, что уровень подготовки выпускников стал хуже не по причине внедрения ЕГЭ, а, по сути, из-за снижения уровня профессиональной подготовки и самих учителей, и материально-технического оснащения средних школ, и собственно дефицита молодых просвещенных кадров. "Нынешняя заработная плата педагогического работника не соответствует фактической трудовой и психологической нагрузке учителя, - рассказал чиновник. - В Германии, к примеру, учитель статусно возведен до ранга чиновника. Профессия учителя почетна и позволяет быть вполне состоятельным человеком. В нашей системе образования о таком говорить не приходится, так как существующие тарифные ставки оплаты труда педагога очень малы".
Репортер тут же вспомнил высказывание министра образования Андрея Фурсенко,который заявлял, что в российских школах в полтора раза больше учителей, чем необходимо, и что нехватка учителей в школах является мифом. Таким образом, по мнению министра образования, "это и есть резерв для увеличения финансирования школ и повышения зарплаты".
Алена ГЕЙДА, «Репортер» 05.09.2008
|
22 ноября 1:38
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |