Образование в Самаре
|
|
Учить по-новомуВ октябре был принят закон, согласно которому система высшего образования становится двухуровневой. Представители высшей школы считают, что новая система призвана повысить не столько качество знаний, сколько гибкость образовательной системы. Закон призван устранить проявляющиеся на рынке труда несоответствия между спросом и предложением сотрудников с высшим образованием.
Закон предусматривает введение в России таких уровней высшего профессионального образования, как бакалавриат (первый уровень) и магистратура или подготовка специалиста (второй уровень). До принятия законопроекта "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривалось, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могли быть реализованы непрерывно и по ступеням. Предусматривалось две ступени - "бакалавр", "дипломированный специалист" (срок освоения основных образовательных программ не менее пяти лет за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами) и "магистр" (срок освоения основных образовательных программ не менее шести лет). Как отмечается на сайте Министерства образования и науки РФ, соотношение между этими ступенями высшего профессионального образования закон не устанавливал, и условия перехода с одной ступени на другую не были определены. Преобладал линейный подход к формированию основных образовательных программ высшего профобразования - так называемые монопрограммы.
Теперь бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой присваивается квалификация (степень) "бакалавр" или "магистр" либо квалификация "специалист".
Для обучения по программам подготовки специалиста и бакалавриата необходимо иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Как и прежде, прием студентов для обучения на первом уровне будет осуществляться на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Участвовать в конкурсе для обучения по образовательным программам магистратуры смогут только те, кто успешно завершили обучение по программам бакалавриата. Как говорится в пояснительной записке к проекту ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", введение конкурса на втором уровне высшего профобразования позволит обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ этого уровня. Это актуально при построении гибких, индивидуализированных (личностно-ориентированных) образовательных маршрутов, например, поступление на второй уровень образования после приобретения профессионального опыта или по другому направлению подготовки. Бакалавриат позволит людям работать на должностях, требующих высшего образования. Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, а профессиональная специализация будет идти на втором уровне - в магистратуре или "специалитете". При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также работу, требующую аналитических и проектных умений и навыков. Как отмечают представители высшей школы, двухуровневая система высшего образования создаст предпосылки для устранения несоответствий между спросом и предложением кадров, а также позволит вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании.
Евгений ШАХМАТОВ,
проректор по науке и инновациям СГАУ
- Разноуровневая система подготовки, в том числе бакалавриат и магистратура, должна быть. По сути, вузы практически становятся центрами подготовки не только специалистов, но и работников рабочих специальностей, которые на сегодняшний день представляют наибольший дефицит. У молодых людей со степенью бакалавра есть возможность проявить себя в практической сфере, а потом, если появится желание, продолжить обучение в магистратуре или на специалиста. Должны быть все образовательные ступени, в том числе аспирантура и докторантура для тех, кто хочет работать в научном направлении, кто хочет повышать свою научную квалификацию. Образовательная система должна быть гибкой и реагировать на спрос не только предприятий, которые заинтересованы в специалистах, рабочих кадрах, но и на то, в чем заинтересованы сами обучающиеся.
Александр ЖАБИН,
ректор СГЭУ
- Я считаю, что изменения в образовательной системе пойдут только на пользу. Образование будет соответствовать потребностям рынка. Организациям и предприятиям не всегда требуются специалисты высочайшего класса, нужны специалисты разного уровня - и с высшим образованием разного уровня, и техники среднего уровня. Для одних трудовых процессов необходимы специалисты высочайшего класса, для других - нужны специалисты среднего уровня. Сейчас высшая школа не соответствует всему многообразию потребностей рынка. Она готовит только специалистов высшего класса, только с пятилетним сроком обучения. Это "специалитет". Закон о бакалавриате и магистратуре приближает вуз к многообразным потребностям бизнеса. Если нужен специалист высокого класса - их будут готовить в рамках магистратуры, если надо попроще - их подготовка будет осуществляться по программам бакалавриата. Если возникает потребность в специалистах высочайшего класса, то для их подготовки есть аспирантура и докторантура.
Любовь ФАДЕЕВА, «СО» 08.11.2007
|
24 ноября 3:11
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |