Портал Samru.ru вместе с автовладельцем, которому пришлось при покупке ОСАГО выкупить еще один дополнительный полис, попытался разобраться – почему практика навязывания дополнительных услуг страховыми компаниями так распространена в Самаре.
Ситуация, когда при покупке полиса ОСАГО в Самаре страховая компания требует приобрести еще одну страховку, длится уже более года. Напомним, что в январе 2014 мы уже писали о том, как нужно действовать в таких случаях. В течение прошлого и в начале нынешнего года Самарская областная прокуратура не раз сообщала о случаях, когда те или иные страховые компании были пойманы на попытке навязать дополнительный полис при покупке ОСАГО. Как правило, в наказание за такие попытки штрафуют руководителей отделений страховых компаний, где зафиксированы подобные случаи. Однако прошел год, тарифы ОСАГО успели вырасти, а страховщики от своих привычек отказываться не собираются. Отчего?
Для того, чтобы разобраться, что происходит, обратимся к конкретному случаю, достаточно типичному. Итак, слово автовладельцу: «11.02.2015 отправился оформлять страховку ОСАГО. Первая страховая компания, куда я обратился, была ЖАСО (ул. Губанова, 17). Оформлять полис ОСАГО отказались, сославшись на то, что им нужна справка о безаварийности от предыдущей страховой компании. Отправился в компанию «Росгосстрах» (пр. Кирова, 74). В выдаче справки мне отказали, сказав, что она выдается по истечении последнего страхового полиса. На мой вопрос: «Вы делаете ОСАГО вместе с дополнительной страховкой?» мне ответили: «Конечно, это же Росгосстрах». Страховка жизни стоит 2 000 рублей. Отправился в следующую страховую компанию на пересечении ул. Победы и ул. Советской. Названия не помню, но там дополнительная страховка обходилась в 1 000 рублей. Но выяснилось, что классы в этой страховой компании отличаются от классов в «Росгосстрахе». Когда я попытался выяснить, отчего так, мне ответили, что «Росгосстрах» специально не занес в единую базу классы, чтобы клиенты возвращались к ним. Пришлось вернуться обратно в «Росгосстрах», и там я начал оформлять полис ОСАГО. Оформление полиса ОСАГО записывалось на мобильный телефон. Мне выписали ОСАГО и дополнительную страховку жизни на 2 000 рублей. В ходе разговора со специалистом я узнал, что если не желаешь оплачивать дополнительную страховку жизни, то пишешь заявление, которое они рассматривают в течение месяца, а потом оглашают результат — выписывать ОСАГО с дополнительной страховкой или нет».
Получив на руки два полиса — ОСАГО и страховку жизни, автовладелец решил все же пожаловаться на действия «Росгосстраха». Заявления о неправомерных действиях страховщиков поступили в областную прокуратуру, ФАС России и финансовую комиссию Центробанка. Первым отозвался Самарский УФАС. Итак, приводим выдержки из ответа управления ФАС по Самарской области от 5 марта 2015 года за № 1771/7. Подписано заместителем руководителя Самарского УФАС России А.Р.Баженовым.
«Рассмотрев ваше обращение, содержащее сведения о действиях ООО «Росгосстрах», выразившихся в отказе от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) без одновременного заключения договора добровольного вида страхования, Самарское УФАС России сообщает следующее.
Ваше обращение не содержит описания нарушения антимонопольного законодательства, а также к нему не приложены документы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях страховой компании, в том числе подтверждающие факт отказа оформления полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) без одновременного заключения договора добровольного вида страхования.
Кроме того, Ваше обращение не подписано.
Учитывая изложенное, Ваше обращение в настоящее время не может являться основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пунктов 3.30 Административного регламента, Ваше обращение оставлено без рассмотрения.
Вместе с тем, в случае если Вы считаете, что в действиях страховой компании, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Вы можете подать соответствующее заявление в Самарское УФАС России, с учетом требований частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции, а также Административного регламента.
Одновременно обращаем внимание, что в качестве доказательства, свидетельствующего о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в указанном случае, может быть, в том числе письменный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО».
То есть, запасись вначале кучей бумажек и доказательствами в письменном виде (хорошо еще, что не в трех экземплярах), а потом уже жалуйся. Интересно, реально ли получить от страховой компании письменный отказ от оформления ОСАГО? Маловероятно — это же прямое нарушение законодательства. В общем, чтобы собрать все нужное для «качественной» жалобы, автовладельцу придется побегать и поднапрячься, ведь все нужно сделать «по форме»:
«Таким образом, страхователь вправе направить выбранному страховщику соответствующее заявление о заключении договора ОСАГО (предложение-оферту) по форме, утвержденной Банком России 19.09. 2014 № 431-П, в соответствии с пунктом 1.5 Правил ОСАГО и статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации и с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Обращаем внимание, что указанное предложение-оферта может быть отправлено посредством ФГУП «Почта России» на официальный адрес страховщика/филиала страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления. Указанное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного предложения-оферты».
Давай, автовладелец, собирай справки и документы, да не забудь, что каждый шаг должен быть подтвержден бумажкой!
«В случае направления страховщику предложения-оферты о заключении договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов... и не направления страховщиком в тридцатидневный срок с даты получения им этого предложения-оферты извещения об акцепте, либо направления извещения об отказе от акцепта, либо об акцепте предложения-оферты на иных условиях, страхователь вправе обратиться с соответствующим заявлением с приложением копий предложения-оферты и уведомления о его вручении в антимонопольный орган, а также иные органы и организации и в суд для защиты своих прав и интересов.
… в случае получения антимонопольным органом согласия на обработку персональных данных от заявителя копии обращений могут быть направлены для рассмотрения в соответствующие структурные подразделения ООО «Росгосстрах».
Ага, чтобы в «Росгосстрахе» сами себя высекли...
Кстати, выяснилось, что «в частности, 15.12.2014 ООО «Росгосстрах» издан приказ «О внесении изменений в типовые полисы по страховому продукту по страхованию от несчастных случаев РГС-Фортуна «Авто», которым в типовые полисы по указанному страховому продукту внесена оговорка, предусматривающая возможность досрочного отказа страхователя от договора страхования в течение трех рабочих дней с момента его заключения с возвратом уплаченной страховой премии в полном объеме. На основании вышеизложенного, у страхователей имеется возможность досрочно отказаться от заключенных договоров страхования от несчастных случаев РГС-Фортуна «Авто» с полным возвратом страховой премии».
Вот только об этом ведомственном приказе почему-то в отделении страховой компании автовладельцу сообщить забыли... Вообще, от ответа УФАС складывается впечатление, что самарский автовладелец перед покупкой ОСАГО должен изучить антимонопольное законодательство, административный регламент, закон о защите потребителей, Гражданский кодекс, и в нагрузку озаботиться чтением внутренних приказов страховых компаний. Любопытный подход к проблеме. Так и кажется - водитель, мол, сам виноват, не обратился как положено - письмом за месяц к страховщикам, не собрал всех нужных бумажек, да еще и жалуется!
Таким образом, первая попытка обратиться за помощью оказалась неудачной. УФАС жалобу отклонило. Может быть, обращение в прокуратуру и Центробанк будет более удачным?
Продолжение: