Культура в Самаре
|
|
Первые гудки над ВолгойПожелтевший от времени «Путеводитель по Волге» 1913 года утверждает, что «великая речная царица Волга пробуждается и предстает во всей красе в первой половине лета».
В 1819 году, ровно 190 лет назад, огласили реку пароходные гудки. Самый первый пароход был построен в Петербурге по заказу богатого астраханского купца Евреинова. Это чудище шипело, парило, плюхало своими крыльями по воде, наводя немалый страх на прибрежные деревни, а особо на бурлаков, которые разбегались, увидев на горизонте странное сооружение. Особливо когда оно начинало рычать своими гудками. То-то было страху! Однако первый волжский пароход оказался неудачником речного флота. Он был малосильным и неуклюжим и почему-то никак не хотел поворачивать ни вправо, ни влево. Вот такая незадача. Вскоре Евреинов обанкротился, а его место пароходного первооткрывателя занял помещик Сомов из Нижнего Новгорода. Он построил пароход-буксир, который назвал «Выкса» - в честь города, где родился. Как бы вдогонку ему отставной полковник Соколовский выстроил довольно хороший (как пишет тот самый «Путеводитель по Волге») грузовой пароход «Сокол». Казалось бы, дело пошло. И вдруг… На Волге появились предприниматели-англичане: Матвей Андерсон и Жирард де-Сукантон. Они-то, как ни странно, и положили начало развитию пароходства на Волге. В 1843 году эти господа-иноземцы основали пароходное общество с основным капиталом в 750 тысяч рублей. В Англии они заказали первый буксирный пароход мощностью 200 лошадиных сил и доставили его в разобранном виде на Волгу. А в Городце, близ Нижнего Новгорода, заказали три деревянные баржи емкостью 120 тысяч пудов каждая. После первого удачного рейса этого транспортного комплекса с хлебом из Самары в Нижний англичане срочно заказали на английских верфях еще три буксирных парохода. Казалось бы, фортуна улыбалась иностранцам в России. Через несколько лет они начали строить пассажирские пароходы, собирая их в Криушинском затоне Симбирской губернии. Однако тут-то их и постигла неудача. Дело в том, что английские пароходы не прижились в русской общественности. Они были маленькие (30 сажень в длину), каюты первого и второго класса находились в темных трюмах, а на палубах под солнцем и дождями размещались… пассажиры третьего класса. С таким возмутительным дискомфортом наши соотечественники никак не могли согласиться. Так английская пароходная компания на Волге потерпела полное фиаско. Кстати, и ее грузовые буксиры стали уступать отечественным. И вот на великой русской реке открылось акционерное пароходное общество «Самолет». Это был 1853 год. Новая фирма взяла на себя пассажирские перевозки от Нижнего Новгорода до Твери, где до этого безраздельно хозяйничал другой перевозчик - железная дорога. Теперь время «чугунки» прошло, настала пора конкуренции в сфере транспорта. Тут надо отметить, что маловодный верхний бассейн Волги, изобилующий мелями и перекатами, вообще был практически непригоден к пропуску пассажирских судов. Товарищество «Самолет» сумело преодолеть этот серьезный барьер и впервые обеспечить пассажирское сообщение на всем протяжении реки от Твери до Астрахани. А впоследствии, в 1862 году, гудки пассажирских пароходов зазвучали над Камой и Окой. В это время «Самолет» имел уже 37 пассажирских судов и начал пополнять свой флот более крупными и комфортными кораблями. В 1894 году было построено 7 новейших судов, вмещающих по тысяче пассажиров каждый, а скорость их достигала 22 версты в час. Это почти соответствует скоростям нынешних двухпалубных теплоходов, готовящихся к списанию в металлолом. На такой высокой скорости «Самолет» встретил новое, двадцатое столетие. Вот как рекламировали газеты того времени уровень сервиса волжских пароходов: «... все пароходы общества «Самолет» роскошно отделаны, освещены электричеством, имеют библиотеки, пианино, ванны и вообще представляют последнее слово комфорта и пароходной техники». Интересно, что тарифы на пассажирских судах были действительно умеренные (по сравнению с современными). Например, проезд в каюте I класса от Нижнего Новгорода до Астрахани стоит 27 руб. 40 коп. Стоимость питания оплачивалась дополнительно, в зависимости от того, что вы заказываете себе на завтрак, обед и ужин. Завтрак из двух блюд и кофе стоил 65 копеек, а хороший обед - рубль. Много это или мало по тем временам? Для сравнения: «Путеводитель по Волге» стоил 1 руб. 25 коп. Вслед за «Самолетом» на волжских просторах возникло пароходство «Кавказ и Меркурий». Вскоре оно вышло и на Каспийское море. Между прочим, устав этого акционерного общества был «высочайше утвержден 21 мая 1858 года Его Императорским Величеством». Железная дорога получила сильного и достойного конкурента. Любопытно еще и то, что «Кавказ и Меркурий» впервые ввел в эксплуатацию пароходы американского типа, которые имели отопление нефтяными остатками. Следовательно, себестоимость перевозок у них была еще ниже. Самым первым американским пароходом стал «Император Александр II». В 1912 году на Волге появились теплоходы для скорой пассажирской линии Нижний - Астрахань. Это были корабли больших размеров, роскошной отделки, быстроходные, оборудованные новейшими по тем временам средствами навигации. Они получили название «Кутузов», «Бородино», «Двенадцатый год» и другие близкие русской душе имена. В 1911 году на Волге зародилось пароходное общество «Русь». Основателем его стали богатые российские капиталисты-волгари Лапшин, Канавин и Старцев. Это общество располагало большим флотом на Волге и на Каспийском море, осуществляя грузовые и пассажирские перевозки, в частности и наливных грузов. «Русь» создало целую флотилию деревянных и железных барж и десятки буксирных судов, а также пристаней и складов. Стоимость перевозок на пароходах этой компании была самой дешевой. Вот с таким Волжским флотом Россия вступила в Первую мировую войну. Что имеем сейчас, каждый может лично увидеть и оценить. А я просто напомню слова знаменитого во времена, о которых шла речь, профессора Захарьина: «Проехать по Волге - это лучший способ восстановить здоровье и укрепить нервы. Всем, кого издергала жизнь, кто исчерпал силы и измотал нервы, хочу сказать: поезжайте на Волгу! Смотрите в воду, слушайте крики чаек, переводите глаза от лесов и холмов на тихие, невозмутимые плоты - это дает чувство умиления и отрады». Умиление и отрада. Кланяйтесь, кланяйтесь Ее Величеству матушке Волге! Георгий Спевачевский член Союза журналистов РФ "Самарская газета" 07.08.2009 |
23 ноября 0:40
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |