Культура в Самаре
Портал города Самара samru

Страсти в лесу человеческих душ

В театре драмы поставили одну из лучших пьес А.Островского. Слаженный актерский ансамбль - самое ценное, чего удалось добиться Александру Кузину в этом спектакле.

Неисповедимы пути появления на сценических подмостках той или иной пьесы, интерес к которой неожиданно в одно и то же время вспыхивает в разных городах и весях. Так произошло с "Лесом" Александра Островского. Достаточно сказать, что практически одновременно - в самом конце прошлого года его поставили во МХТ-е имени А.Чехова - от спектакля Кирилла Серебренникова вот уже целый месяц бурлит столица, в скромном по сравнению с этим театральным флагманом Сызранском драматическом театре - об этой постановке режиссера Андрея Ермолина мы писали ("СИ" от 25.10.09), и, наконец, в Самарском театре драмы.

В последние годы об Островском в самарской драме вспоминали нечасто. В 2002 году появилось «Доходное место» в постановке санкт-петербургского режиссера Вениамина Фильштинского, а до этого была только «Поздняя любовь», поставленная в 1993 году москвичом Юрием Николаевым. В 1990-е годы на сцене театра с успехом шли «Правда - хорошо, а счастье лучше» (1990 год, режиссер Михаил Карпушкин) и «Волки и овцы» (1991 год, режиссер Петр Монастырский). Больше всего пьес драматурга появлялось в 1940-1950 годы - по семь в течение каждого десятилетия. Чаще всего - по четыре раза - Куйбышевский театр драмы обращался к «Доходному месту» и «Волкам и овцам», по два раза - к пьесам «Бесприданница», «Поздняя любовь» и «На всякого мудреца довольно простоты». А вот в 1980-е годы не появилось ни одного спектакля по Островскому.

Такая же пауза была и в 2000-е годы: после «Доходного места» очередного появления Александра Островского пришлось ждать почти семь лет. Что касается «Леса», то к нему наша драма не обращалась ни разу. Этот спектакль, кстати, стал двадцать восьмой по счету постановкой А.Островского на куйбышевской-самарской сцене.

В наше время при постановке классики редкие театры, в числе которых, например, Малый и Мастерская Петра Фоменко, остаются верными традиционным методам. В большинстве случаев режиссеры получают возможность проявлять свою буйную фантазию, перенося действие в иные временные пределы и насыщая его самыми неожиданными реминисценциями. Любопытно, что и в московской, и в сызранской постановках «Леса» имеются намеки на мейерхольдовский спектакль 1930-х годов, в котором было немало необычного для своего времени.

В Самарском театре драмы «Лес» поставил хорошо известный в нашем городе режиссер Александр Кузин, осуществивший в последние годы несколько постановок русской классики в «СамАрте». Режиссер и в этом спектакле не изменил своему принципу, сделав упор прежде всего на глубину проработки характеров персонажей и на максимальное выявление творческих возможностей актеров, с которыми он работает.
Кузину не свойственно стремление к эпатажу, и тем не менее в каждом его спектакле ощущается дыхание сегодняшнего дня. В «Лесе» это прежде всего созданная санкт-петербургским художником Александром Орловым сценическая аура, в которой разворачивается действие пьесы. Название «Лес» стало основой визуального образа спектакля, хотя леса как такового в нем нет. На планшете сцены - множество кадок с некими домашними растениями, которые по ходу действия вырастают, в заключительной сцене образуя собою некое подобие леса. Да и вообще, лес в этом спектакле является в большей степени символом того, что происходит в душах персонажей.

Режиссерская разработка Кузина отличается тщательностью, большим числом подробностей, которые приковывают зрительское внимание, приоткрывая ту или иную черту характера персонажей. Они не очень-то походят на традиционных персонажей «классического» Островского и вполне могли бы обитать в наши дни. Создается впечатление, что все они находятся в состоянии постоянного лицедейства, обретая ту или иную манеру поведения в соответствии с конкретной ситуацией. Гурмыжская, представляемая обычно вальяжной, неторопливой, но, безусловно, себе на уме пожилой дамой, в исполнении Жанны Романенко имеет немало острохарактерных черт и на протяжении действия непрерывно, подобно хамелеону, меняет внешний облик. Такой дамочке палец в рот не клади. В зависимости от ситуации она бывает жесткой и коварной, истеричной и подобострастной.

Алексей Буланов - бедный молодой приживала в имении Гурмыжской, с первого появления на сцене показывает «зубки». Денис Евневич изначально рисует этого персонажа как отъявленного циника, преследующего далеко идущие цели. У каждого, даже второстепенного персонажа - свой характер. Замечательно сыграны Всеволодом Турчиным и Иваном Морозовым внешне неброские роли богатых соседей Гурмыжской - Евгения Аполлоновича Милонова, чем-то неуловимо напоминающего Манилова, и Уара Кирилыча Бодаева с черточками «от Собакевича».
«Лес» - одна из пьес А.Островского об актерской братии. Давно ставшие нарицательными бродячие актеры Геннадий Несчастливцев и Аркадий Счастливцев представляют в ней совершенно особую сюжетную линию. Далеко не простые, но открытые характеры этих лишенных многих житейских радостей людей противопоставляются откровенно ханженской сути обитателей богатого поместья, куда их забросило по воле обстоятельств. Интересно наблюдать за филигранной проработкой партитуры сценического существования этих персонажей. Александр Амелин и Олег Белов купаются в своих ролях, их игра изобилует большим числом находок и психолических тонкостей. Многие связанные с ними мизансцены превращаются в мастерски отделанные дивертисменты.

В этом спектакле социальные мотивы и легко извлекаемые из текста откровенно патетические акценты, как показалось, намеренно сглажены - зрителям с самого начала и так ясно кто есть кто. Может быть, поэтому несколько смикшированной оказалась драматическая линия, связанная с молодой парой влюбленных - Аксюшей (Еленой Проскуриной) и Петром (Дмитрием Зенчевым). Их взаимоотношения становятся лишь поводом для сюжетных коллизий.

Практически о каждом актере, занятом в спектакле, можно сказать добрые слова. Это относится и к Юрию Машкину - колоритному старику-слуге Карпу, и к Елене Лазаревой - хамелеону в юбке Улите, и к Владимиру Сапрыкину - ухватистому и необузданному купцу Ивану Восмибратову. На редкость слаженный актерский ансамбль - пожалуй, самое ценное, чего удалось добиться Александру Кузину в этом спектакле.

Валерий ИВАНОВ

03.02.2009



Культура
В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный» В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный»
сегодня 09:15
Более 70 произведений
21.11.24 Художественный музей Самары оснастили новым выставочным оборудованием
14.11.24 На выставке «Самара» в музее им. Алабина проходит неделя, посвященная Тольятти
14.11.24 Чувашский фольклорный фестиваль «Кер сари» состоится в Самаре 16 ноября
08.11.24 В Третьяковскую галерею Самары привезут картины Малевича и Кандинского
05.11.24 Выставка достижений Самарской области открылась в музее Алабина 4 ноября
Новости Самары

13:09   
Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
11:42   
На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
10:22   
Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
09:43   
Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября
09:15   
В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный»
08:49   
Три капитально отремонтированных вагона метро доставят в Самару в 2025 году
08:31   
Стелу моторостроительного завода на Аллее Трудовой Славы в Самаре реконструируют

Новости Самары


22 ноября 19:42


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru