Культура в Самаре
|
|
Про уродов и людейОчередная премьера драмтеатра состоялась в канун Новогодних праздников. Представляя самарцам «Сиротливый Запад» архипопулярного сегодня в России британского драматурга, ирландца по происхождению, Мартина МакДонаха, худрук театра Вячеслав Гвоздков, так и сказал: «Вы увидите совсем не новогодний спектакль, но, тем не менее, надеемся, что зрителям он понравится»...
Судя по-всему - понравился. Слышала, как, ожидая очереди в гардеробе, публика восторженно делилась впечатлениями. То, что «Сиротливый Запад» ждет в Самаре счастливая сценическая судьба, во многом заслуга трех Александров - режиссера-постановщика Александра Кузина и актеров Александра Амелина и Александра Марушева. Ну и, конечно, завлекателен сам жанр пьесы - черная комедия.
Вообще, истории, рассказанные МакДонахом, можно смотреть независимо от времени года, праздников и настроения. Потому, как сказали бы творцы - «попадает». Сам МакДонах в одном интервью признался: «Я хочу писать такие пьесы, которые бы немного встряхнули людей». Творческое кредо драматурга - выворачивать нутро человека наизнанку, показывать черную и белую стороны человеческой натуры посредством жутковатенького юмора. Эта «коронная фишка» сделала его одним из самых востребованных авторов на современной западной сцене. В России первыми мрачноватые истории ирландца поставили сибиряки, точнее, пермский драматический театр. Далее были Москва, Питер. Самара на МакДонаха замахнулась в прошлом году. Театр «Самарская площадь» открыл свой новый сезон спектаклем по его пьесе «Череп из Коннемары». А драма выбрала для постановки «Сиротливый Запад». Будем надеяться, когда-нибудь увидим и последнюю пьесу из трилогии - "Красавицу из Линнэна".
Семейка Адамс-Коннор
То, что Запад любит черный абсурд в любом удобоваримом виде - и в кино, и на театральных подмостках, давно и хорошо известно. Потому как скучно жить в вылизанных городах, нежась на перинах причесанной морали. Хочется «клубнички» - прочитать или увидеть такое, что в сытой бюргерской жизни скрыто от посторонних глаз, что можно прочитать только в криминальных колонках. А что более всего способно дать острые ощущения, как не истории про самоубийц, убийц, садистов, мазохистов? Нравится им про разных уродов. Высший пилотаж западного произведения, когда заковыристые сюжеты приправлены еще и элементами психоанализа, исповедальности и мрачным юмором. Весьма популярный прием, который дает читателям и зрителям возможность покопаться в глубинах собственного подсознания. Ведь у каждого найдутся свои «скелеты в шкафу».
В российское искусство тоже с некоторых пор проникла «зараза» черного абсурда. Особенно, это заметно по творчеству режиссеров «новой волны» - братьев Пресняковых, Кирилла Серебренникова. Но у нас произведения этого жанра выполняют особую миссию (абсурда и криминала и в реальной жизни хватает). Черные комедии для отечественного зрителя - это такой способ снятия стресса, релаксация. «Давайте поглядим на эти чуды-юда». Хотя, конечно, и мы проводим параллели с собственной жизнью.
О чем это я? О том, что спектакль «Сиротливый Запад» - нужно смотреть. Два с половиной часа пройдут на одном дыхании. Вы будете плакать, смеяться и до последнего ждать - чем же вся эта история закончится.
А придумал драматург следующее: существует на свете островной городок Линэне, жители которого пьют, сквалыжничают, вымещают злобу на ближних и с завидной регулярностью отправляются на тот свет. То кто-то кого-то зарубит топором, то кто-то повесится. Папаша главных героев - братьев Коулмена (Марушев) и Вэлена (Амелин) Конноров - «приказал долго жить» тоже странным образом: то ли застрелился, то ли старшенький в порыве гнева его пришил…
Черный юмор по МакДонаху - ужасное в одно мгновение превращается в блеф, нелепость и наоборот. Отношения главных героев - сплошные «фрейдисткие цитаты». Это ведь дедушка Фрейд утверждал, что «болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства и имеют сексуальную природу - чувству любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и вообще родовой опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение человека». Братья постоянно соревнуются за лидерство, вымещают друг на друге злобу, вспоминая старые обиды. Каждая их потасовка может закончиться братоубийством. Зритель все время этого ждет, но, как оказывается, напрасно…
В спектакле еще один герой - свидетель «братской любви», сильно пьющий священник Отец Уэлш, который тщетно пытается примирить героев. А когда пастырю надоедает сеять разумное, доброе, вечное,.. он вешает себе на шею камень и топится. Правда, успев напоследок написать братьям духовное завещание. Затем зрители наблюдают, каким образом братья пытаются обрести человеческий облик. Младший Вэлен, на правах наследника, при любом случае напоминает кто в доме хозяин, а свирепея, рассказывает брату, как когда-то «вбил его невесте карандаш в горло». Отцеубийца готов спустить курок ружья потому, что по жизни выродок. В запале признается, что отрезал любимому псу младшенького уши. Вот такие симпатичные герои. Хотя и в самом деле они милые, потому что жить не могут друг без друга. Понимают, случись что с кем-нибудь из них, жизнь лишится смысла. Вот и все.
Двое из ларца
Теперь о параллелях. Следя за действием пьесы, вдруг вспомнила свое детство. Мои тогдашние отношения с младшим братом. Сколько же мы друг другу гадостей сделали. К счастью, от прошлых обид не осталось и следа. А если бы прожили всю жизнь под одной крышей? Честно говоря, не знаю, смогли бы сохранить теплые отношения? Вообще, признаю, МакДонах, попал в точку, пусть и доведя историю до абсурда, делая своими героями маргиналов. Уверена, почти все кто был в этот вечер на спектакле, прочувствовали это. Ведь семейные отношения - штука сложная. Практически каждый может припомнить в своей жизни схожие сюжеты…
Да и персонажи, которых играют актеры, очень узнаваемы. Вален Амелина - инфантильный увалень и, если это вообще к его герою применимо - натура тонко чувствующая. В жизни такие типажи часто делают гадости из подтишка. Коулмэн Марушева - типичный домашний садист, который не брезгует ни чем, однако в порыве сентиментальности способен на широкие жесты. А еще мне кажется - это история без конца. Как в скороговорке, в которой «у попа была собака, а он ее убил»… Константин Райкин о героях МакДонаха сказал: "... они глухи, жестоки друг к другу, но небезнадежны". Безнадежна сама ситуация, потому что «пороховая бочка» - неудовлетворенность, ненависть, комплексы - в любой момент готова взорваться. Но если откровенно, не слишком ли современные творцы увлеклись очищением человечества через жестокость, не слишком ли заигрались в «про уродов», пусть даже с нежной душой? Во всех этих коллекционеров и парфюмеров? Они, конечно, интереснее, колоритнее, чем какой-нибудь дядя Ваня. Но, если все время препарировать человеческое д.., можно напрочь забыть, что на свете есть и просто люди.
Впрочем, сходите на «Сиротливый Запад» и сами для себя все решите. В любом случае, отличная актерская игра, захватывающее действие вам обеспечены.
Ева Скатина
Его называют "чудом в современном театре"
Мартин Макдонах - штатный драматург Королевского Национального Театра, обладатель многочисленных наград в области драматургии, включая Evening Standard Award в номинации "Самый многообещающий драматург".
Он родился в 1970, оставил школу в 16 лет и в течение 5 лет писал радиосценарии, получая отказы, пока, наконец, австралийские радиостанции не заинтересовались двумя его текстами.
Свою первую пьесу "Красавица из Линнена" (1996) написал за восемь дней. Она значилась в шести номинациях театральной премии Tony и выиграла в четырех. Вскоре Макдонах получил еще три престижные премии за пьесу, не говоря о театральных аншлагах в театре Royal Court на всех спектаклях. Пьеса была связана с появлением термина "In-Yer-Face Theatre", обозначавшего агрессивно жестокий, грубый и бескомпромиссный стиль написания пьес, исследующих человеческое бытие.
Какое-то время Мартин находился под влиянием фильмов Дэвида Линча, Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.
Москва первое потрясение Макдонахом пережила во время фестиваля "Сезон Станиславского", когда спектакль Драматического театра имени Стояна Бычварова из Варны по пьесе "Человек-подушка" - страшная и трогательная история о фантазийном монстре, избавляющем детей от ужасов жизни путем подвода к самоубийству, - основательно встряхнул столицу.
Самарская газета
13.01.2009 |
22 ноября 20:09
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |