Культура в Самаре
Портал города Самара samru

Страсти по органу

В феврале 2001 года в концертном зале Самарской филармонии состоялось торжественное открытие органа, изготовленного и установленного знаменитой немецкой формой "Рудольф фон Беккерат". С этого времени музыкальная афиша филармонии значительно расширилась благодаря многочисленным концертам абонементов и фестивалей органной музыки, в которых принимают участие известные отечественные и зарубежные мастера-органисты.
  
С 2004 года у самарского короля инструментов появилась хозяйка - заслуженная артистка России Людмила Камелина, сразу завоевавшая симпатии самарских меломанов. Сегодня, в преддверии праздничного вечера, посвященного очередному - шестому по счету дню рождения самарского органа, мы знакомим наших читателей с этим интересным музыкантом, с ее мыслями о бытовании органа в нашей стране и в Самаре.
  
- Людмила Геннадьевна, прежде всего, расскажите о вашем пути в музыку.
  
- Мы жили в пригороде Казани. Мои родители - не музыканты. Мама рассказывала, что в детстве я всегда, сидя за столом на кухне, пальцами как бы играла на фортепиано. Поэтому она отвела меня в музыкальную школу, хотя папа был против. Затем были музыкальные училище и консерватория в Казани. В училище у меня был гениальный педагог Семен Иосифович Гурарий. Сейчас он живет в Мюнхене, у него своя клавирная школа и свой фортепианный конкурс.
 
- Как вы обрели столь редкую музыкантскую профессию органиста?
 
- Я училась на первом курсе Казанской консерватории по классу фортепиано, когда в Малом зале консерватории появился учебный орган. Все кинулись в класс органного факультатива. Условия были очень жесткими: время занятий расписывалось с шести часов утра. По рекомендации руководителя класса ректора консерватории Рубина Кабировича Абдуллина со второго курса я училась по двум специальностям: на фортепиано и на органе. Так и окончила консерваторию. Однако с органом поначалу свою жизнь не связывала: слишком велико было увлечение фортепиано. Уехала в небольшой городок Нижнекамск, где три года преподавала в музыкальном училище, играла фортепианные концерты. По возвращении в Казань в 1988 году по предложению Абдуллина возобновила занятия на органе. В течение этого года в моей жизни многое изменилось. Пройдя предварительный отбор в Таллине, приняла участие в международном органном конкурсе имени Листа в Будапеште. В Таллине судьба свела меня с замечательным музыкантом и человеком Олегом Григорьевичем Янченко, который пригласил меня на организованный им и немецким органистом Лео Кремером мастер-класс в Пицунду. На конкурсе в Будапеште успешно отыграла два тура. В жюри был профессор из немецкого города Фрайбурга Зигмунд Сатмари, который пригласил меня на свой мастер-класс в Швейцарию. Затем в течение полутора лет я училась у него в аспирантуре. Кстати, встреча с Лео Кремером также оказалась для меня знаменательной. Я ездила на проводимый им в немецком городе Шпейере конкурс и много раз - на его мастер-классы в разных городах. Все это окончательно определило мой выбор в жизни. Я поняла, что хочу играть на органе. Тогда же сформировался круг музыкантов-органистов моего поколения. Нам очень повезло: спустя пару лет рухнул "железный занавес", и мы смогли ездить за рубеж. Нас было десять человек со всего Советского Союза, мы организовали "Новое органное движение" и в течение пяти-шести лет вели активную фестивально-концертную деятельность.
  
- Как в вашей жизни возникла Самара?
 
- Моя "оседлая" концертная жизнь началась в Красноярской филармонии, где освободилось место солиста-органиста. Там я проработала до 2004 года. Возвращаясь в 2003 году с проходившего в Саратове фестиваля в Казань, остановилась в Самаре и зашла в филармонию посмотреть новый орган. Познакомилась с директором Натальей Степановной Глуховой. Вскоре сыграла в Самаре несколько концертов, в том числе два детских, и меня пригласили на постоянную работу. Нужно сказать, что я волжанка, и моя душа постоянно рвалась из Сибири на Волгу. Счастлива, что оказалась в Самаре.
  
- Для вас Самара - очередная ступенька артистической карьеры или новый творческий этап?
 
- И то, и другое. Здесь я продолжаю заниматься моим любимым делом. Но, с другой стороны, новый инструмент открыл для меня новые, более широкие перспективы. Тот, что был в Красноярске, значительно меньше самарского. Да и сами по себе возможности у Самарской филармонии иного масшаба: пройден большой путь, накоплен огромный опыт. Сюда постоянно приезжают хорошие музыканты, которые до Сибири по разным причинам не добираются, и это расширяет перспективы моих творческих контактов.
  
- Для России орган - инструмент не очень традиционный.
 
- Безусловно. У наших слушателей нет опыта общения с органной музыкой, нет знаний, которые необходимы для ее восприятия. А ведь органная музыка писалась по определенному поводу, на определенные тексты. Вся ее история, по крайней мере до ХХ века, связана с протестантской, католической культурой. Я это поняла, когда оказалась во Фрайбурге, осознав, насколько эмпирически мы подходили к интерпретации произведений того же Баха. Это была просто интуиция, музыкальное чутье - правильно или неправильно, никто не мог знать. Мы играли, как хотелось. Но если знаешь текст, на который написан тот или иной хорал или прелюдия, место сочинения в литургии или во времени церковного года, задача постижения замысла композитора значительно упрощается. Для нас - органистов все это так же сложно, как и для публики. Поэтому путь, который проходит сейчас органная культура в России и для исполнителей, и для слушателей - это пока еще путь постижения, и этот путь далеко не пройден.
 
- А как в Европе?
 
- Там иное дело: человек, приходя в церковь, постоянно слышит орган, и этот язык ему понятен. За рубежом это повседневность, да и органных концертов гораздо больше. В городе, равном по населению Самаре, имеется не менее двух десятков церквей с органами, и в каждой помимо служб дается по два-три концерта в неделю. За рубежом заманить слушателей на органный концерт достаточно сложно. В России же органисты счастливые: у нас очень большой интерес к этому инструменту. В этом отношении Самара не исключение. Для тех, кто пришел на органный концерт впервые, многое не понятно, музыка оказывает только эмоциональное воздействие. Поэтому свою задачу как солиста-исполнителя, вижу в том, чтобы помогать слушателям. Мои программы должны носить просветительский характер.
 
- Как вам показался самарский орган?
 
- Это очень качественный инструмент. Безусловно, был сделан правильный выбор: фирма "Рудольф фон Беккерат" входит в десятку лучших в мире. Сейчас все инструменты делаются универсальными, на них можно играть музыку разных эпох, стран и стилей. Тем не менее самарский орган - породистый, имеет свое лицо. По тембру и по характеру звучания он - немецкий, и мне кажется, что его достоинство - именно в этом индивидуальном характере.
- Как сказываются на органе акустические свойства зала, в котором он находится?
 
- Есть два типа органа: церковный и концертный, и с этим нужно считаться. Ни один концертный орган не звучит в церковной акустике: там - особая реверберация. Если хочется особой мощи звучания, нужна церковная акустика, если интересоваться деталями, отдельными нотами, рожденными композитором в муках, нужно идти в филармонию. Здесь и исполнитель слышит каждый звук, может контролировать каждый свой палец.
 
- Доводилось ли вам играть на органе в Большом зале Московской консерватории?
 
- Как лауреат международного конкурса я играла на этом органе, одном из лучших в нашей стране. Он создан великим французским мастером ХIХ века, не каждая европейская страна может похвастаться таким инструментом.
- Много ли в России органов?
 
- Думаю, около сотни, и самарский - один из лучших. В этом убедилась и общаясь с приезжающими сюда зарубежными музыкантами. Всем им он нравится по-разному. Немецким исполнителям - очень, потому что ориентирован на немецкие органные традиции и культуру. А одному известному швейцарскому органисту в самарском органе не доставало терпкости и мягкости, присущих французским инструментам. Тем не менее его концерт продемонстрировал огромные возможности нашего органа.
 
- Могут ли слушатели ощутить различия разных исполнительских школ?
 
- Конечно. В Европе основными являются немецкая и французская школы. Первая - более организованная, вторая же допускает некоторые отклонения от догм.
 
- Где в нашей стране можно получить профессию органиста?
 
- Органных школ у нас не так много - не более семи-восьми. Есть, например, школы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Новосибирске. К западу от Москвы они вообще отсутствуют: там нет консерваторий.
 
- А можно было бы учиться органу в Самаре?
 
- Все зависит только от наличия учебного инструмента. В филармонии это делать невозможно, так как в большом зале постоянно проходят концерты. Но обучение на органе имело бы большой смысл, и даже не с целью воспитания профессиональных исполнителей на этом инструменте, а для невероятного расширения кругозора музыкантов - и пианистов, и хоровиков, и композиторов.
 
- Многие ли композиторы пишут сегодня для органа?
 
- Конечно. У нас проводятся и фестивали современной органной музыки. Недавно в Самаре я играла произведение местного композитора, преподавателя академии культуры и искусств Павла Плаксина на его авторском концерте. Меня поразило качество этого сочинения, в высшей степени профессионального, и к тому же очень искреннего, что всегда отличало русскую школу.
 
- А как воспринимают органные концерты дети?
 
- В принципе детям все равно что слушать: скрипку, фортепиано или орган. Им обязательно понравится, если будет интересно. Филармонические концерты для детей, будь то симфонические, вокальные или органные, - это всегда приобщение музыке. Просто орган дает ребенку особую возможность войти в мир музыки, так как этот инструмент таит в себе еще и некую загадку.
 
- Какова перспектива развития органных филармонических абонементов?
 
- Мы будем и дальше двигаться по пути просветительства. Мне кажется интересным остановиться на знаковых для органного искусства именах композиторов в контексте времени, в котором они жили. Что происходило, скажем, в России, когда жил Бах. Интересно сопоставить факты биографий разных композиторов, их творчество. Любопытно, что при минимальных возможностях коммуникации до Баха дошла музыка Вивальди, которую он обработал. В ХIХ веке связей было уже значительно больше, и это не могло не сказаться на творчестве композиторов. Это мои задумки на будущее. А в нынешнем году в цикле "Органный олимп" в Самаре выступят действительно выдающиеся мастера современности. То, что наша филармония идет на связанные с этим расхрды, говорит о качестве ее работы. Мы хотим, чтобы в нашем зале играли по-настоящему хорошие музыканты. Это воспитывает вкус слушателей. Самарскому органу всего шесть лет, и местная органная публика пока что в стадии становления. 
 
- Какое впечатление произвела на вас Самара?
 
- Творческая жизнь города меня полностью устраивает и радует. Здесь большие возможности для реализации творческих проектов и идей. Местная публика очень чуткая. В зале бывает не так много профессионалов, но просто чудо, насколько точно слушатели чувствуют искренность и мастерство исполнителя. Что же касается самого города, то я совершенно очарована его природой, окружающим ландшафтом. Бескрайние волжские дали, совсем рядом Жигули - этим не может похвастать ни один город на Волге. Кстати, выдающийся органист Ги Бо Ве, проезжая по Самаре на машине, сравнивал ее с Сан-Франциско, а волжскую набережную - с набережной в Ницце. Он, видевший почти все в мире, сказал, что мечтает приехать в Самару - в романтический город с небольшими гостиницами и кафе, с атмосферой, в которой хотелось бы мечтать.

 



Культура
Художественный музей Самары оснастили новым выставочным оборудованием Художественный музей Самары оснастили новым выставочным оборудованием
21.11.24 11:04
Национальный проект «Культура»
14.11.24 На выставке «Самара» в музее им. Алабина проходит неделя, посвященная Тольятти
14.11.24 Чувашский фольклорный фестиваль «Кер сари» состоится в Самаре 16 ноября
08.11.24 В Третьяковскую галерею Самары привезут картины Малевича и Кандинского
05.11.24 Выставка достижений Самарской области открылась в музее Алабина 4 ноября
02.11.24 Новый музей Куйбышевской студии кинохроники может появиться в Самаре
Новости Самары

  11:45  Ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерской лавры доставят в Самару
  11:04  Художественный музей Самары оснастили новым выставочным оборудованием
  10:30  Новые тарифы на хранение задержанных маломерных судов установили в Самаре
  09:44  Плата за эвакуацию автомобилей в Самарской области вырастет с 1 января 2025 года
  09:21  Для озера в парке Металлургов в Самаре пробурят скважину за 10,3 млн рублей
  08:57  Расписание движения судов между Самарой и Рождествено изменится с 25 ноября
  08:33  Работу общественного транспорта Самары усилят в день футбольного матча 24 ноября

Новости Самары


22 ноября 7:31


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru