Культура в Самаре
|
|
В Самарском областном художественном музее открылась выставка Посвящение Валентину Пурыгину.Выставка посвящена памяти нашего выдающегося земляка, заслуженного художника РФ Валентина Захаровича Пурыгина (1926 - 2002). В основе ее - творческое наследие Мастера из собрания Самарского художественного музея, коллекция которого пополнилась и пополняется благодаря дарам вдовы и сестры художника. На выставке представлено около 50-и больших полотен художника, свыше тридцати его этюдов и порядка 50-ти графических листов. В них заявлены основные темы, отражены поездки по стране (Крым, Гурзуф, Дагестан, Москва, Хвалынск), показан процесс работы над картиной.
Экспозиция выставки занимает все пространство музея. На первом этаже особый интерес представляет кладовая, где царит атмосфера «пурыгинского хаоса», здесь очень остро ощущается дух художника, его образ жизни, атмосфера поиска, можно познакомиться со всем многообразием материалов, которые использовал художник в своем творчестве - всевозможные доски, двери, оконные рамы, клочки бумаги, ткани, фольги все, что у Пурыгина превращалось в произведение искусства.
На втором этаже зрителя встречают знакомые, ставшие уже классикой произведения - ранние полотна «За Волгой», «Рождественно», «Рябина», «Осокорь», а также графические работы, выполненные в разных техниках.
Далее мы попадаем в мастерскую художника, в привычную для него обстановку, которая через вещи, его окружающие, передает зрителю его творческую энергетику, неординарность личности, размах, темперамент.
Далее, на третьем этаже - коллажи, поисковые композиции, законченные и незаконченные холсты. Большая часть этих работ, как живописных, так и графических, не знакома зрителю.
О художнике...
Валентин Захарович родился 20 августа 1926 года в селе Осиновка Саратовской области в семье крестьянина, в 1931 году семья переехала в Самару. Первые уроки рисунка и живописи он получил в студии старых самарских художников Г.П. Подбельского и П.А. Краснова. С 1939 года по 1944 он учился в Московской средней художественной школе, в 1950 году окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где работал в мастерской известного советского художника Г.Г. Ряжского.
В Самару (тогда Куйбышев) Пурыгин вернулся в 1951 году. Вместе с Г.В. Филатовым, И.Е. Комиссаровым, А.А. Кулаковским, Ю.И. Филипповым и другими молодыми художниками он с энтузиазмом исследовал характерные мотивы Волги, Заволжья, Жигулей, но не меньшее место в их деятельности в этот период заняла тема преобразования природы, строительства новой жизни - нового города, вторгающегося своими пригородами в пространство «естественной» природы.
В 60-е годы Пурыгин увлекается французскими постимпрессионистами, пуантилизмом Сера и Синьяка, делал это, чтобы «поднять цвет», ищет новой живописной экспрессии (пейзажи Гурзуфа и Судака).
Творчество Пурыгина, нашедшего свою, неповторимую стезю, стало заметным явлением на областных, зональных, республиканских выставках. В 1971-1972 годах в Куйбышеве и Москве состоялись персональные выставки художника. Но далее в судьбе Пурыгина намечаются, казалось бы, принципиальные изменения: в 1973 году он делает попытку оставить родную самарскую «почву», переезжает в Подмосковье (Загорск), а затем и в Москву. Однако и тогда его жизнь как бы раздваивается между Москвой и Куйбышевом, с которым художник был нерасторжимо связан. И в 1979 году он окончательно возвращается на волжские берега.
В творчестве его происходят существенные, качественные перемены - на первый план выходит тема бунта «дикой», «естественной» природы против цивилизации. Художник выводит на свои полотна череду пестрых, гротесковых персонажей языческого пантеона, персонифицирующих природные силы, - это бог Ярила, лешие, русалки ... Параллельно усиливается тема безумия цивилизации, грядущего Армагеддона. Разгневанная Волга вступает в город, знакомые самарские реалии на глазах зрителя погружаются на дно. Все более на первый план выходят раздумья о глобальной судьбе мира, обуреваемого Злом.
В 1991 году в Самарском художественном музее и через два года в Москве, в Доме художника состоялись персональные выставки Пурыгина, получившие большой общественный резонанс.
Казалось бы, впереди - новые творческие перспективы... Но внутренний барометр Мастера продолжал показывать «бурю». Последнее десятилетие его жизни характеризует ситуация предельного драматизма, все мировые разломы продолжают проходить через его душу, конечный результат - катаклизм. Художник скончался 29 октября 2002 года.
Творческое наследие Мастера, представляющее собой одну из ярчайших культурных ценностей Самары, не утрачивающее своей значимости и на фоне всего российского искусства ХХ века, ждет своего дальнейшего изучения.
Выставка проходит по адресу: пл. Куйбышева, 1. Тел. 332-27-07
|
22 ноября 0:20
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |