Холдинг «Авиационное оборудование» и Объединенная авиастроительная корпорация приступили к созданию электропривода колеса шасси Sukhoi Superjet 100.
Основным исполнителем проекта по созданию электропривода станет самарский «Авиаагрегат», входящий в холдинг «Авиационное оборудование». В кооперации принимают участие ОАК, ГСС, АК «Рубин», «Электропривод», ФГУП «ЦАГИ», «Аэроэлектромаш», ФГУП «НИИСУ».
Электропривод снижает расход топлива, уменьшает вредные выбросы, уровень шума и позволяет самолету двигаться задним ходом без использования наземной техники, сообщает «Ростех». В 2015 году «Авиационное оборудование» создаст первый в России опытный образец инновационного электрического привода колеса шасси (ЭПК ВПУ) для самолета SSJ 100 и проведет его стендовые испытания.
Электрический привод снизит время использования маршевых двигателей самолета на земле, уменьшив, таким образом, расход топлива. Кроме этого, использование ЭПК снижает количество вредных выбросов и уровень шума, а также позволяет самолету двигаться задним ходом без использования наземной техники. Для выполнения работ используются как собственные средства предприятий, так и финансирование в рамках федеральной программы «Развитие гражданской авиационной техники».
По словам генерального директора холдинга «Авиационное оборудование» Максима Кузюка, запланированный объем инвестиций в разработку и постановку в серийное производство инновационного продукта составит около 600 млн рублей до 2015 года.
Этот проект является инновационным не только для «Авиационного оборудования», но и для всего авиастроения в целом, причем в мировом масштабе. Как рассказал генеральный директор холдинга Максим Кузюк, «Авиационное оборудование» – первая в России компания и вторая в мире, которая работает в этом перспективном направлении. «Сейчас европейские требования по безопасности, шуму, уровню вредных выбросов подвергаются пересмотру, и со временем самолеты, не оснащенные электроприводом, не будут допускаться во многие зарубежные аэропорты», – отметил глава холдинга.
Устройство представляет собой систему руления, которая позволяет воздушным судам за счет электроэнергии самостоятельно без использования основных двигателей и помощи аэродромных тягачей совершать руление, в том числе хвостом вперед, по взлетно-посадочной полосе перед взлетом и после посадки.
Электрические двигатели размещаются на стойках шасси и приводят в движение колеса самолета. Это сокращает время использования маршевых двигателей самолета на земле на 30-40 минут за один вылет и существенно снижает расход топлива. Применение электропривода колеса также оказывает благоприятное воздействие на экологию: уменьшается выброс углекислого газа и двуокиси азота в атмосферу. Кроме того, существенно сокращается уровень шума.
За счет повышения мобильности воздушного судна возрастает интенсивность движения, что приводит к сокращению времени нахождения самолета на земле и увеличивает рентабельность авиаперевозок.
Разработка и создание перспективного шасси с электроприводом проводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В 2013 году «Авиаагрегат», входящий в холдинг «Авиационное оборудование», закончил электронный макет электропривода и провел предварительные расчеты. В качестве самолета-демонстратора был выбран пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100.
Демонстрация движения Sukhoi Superjet 100 с электроприводом планируется на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015. В дальнейшем инновационный электропривод будет создан и для других воздушных судов, в том числе для новейшего пассажирского самолета МС-21.
Напомним, что завод «Авиаагрегат» образован в июне 1932 года. Является крупнейшим разработчиком и производителем шасси для гражданских, транспортных и военных самолетов и вертолетов в России. С 2009 года входит в состав холдинга «Авиационное оборудование» госкорпорации Ростех.