Новости бизнеса Самары
|
|
Конкуренция на рынке дальней связи пока ощущается слабоДва года назад вступили в действие новые правила по оказанию услуги дальней связи, положившие начало либерализации этого рынка. Согласно им, с 1 января 2006 года предоставлять услугу дальней связи может любая компания, получившая соответствующую лицензию и коды доступа для своей сети. Абоненты, в свою очередь, получают возможность выбирать, услугами какого оператора воспользоваться при совершении звонков по межгороду. Однако, по мнению экспертов, даже спустя два года с начала действия новых правил говорить о настоящей либерализации рынка дальней связи пока рано.
РЫНОК ОТКРЫЛСЯ
Итак, согласно правилам, вступившим в силу в начале 2006 года, теперь любая компания, получившая соответствующую лицензию и коды доступа своей сети связи, может предоставлять услугу дальней связи. Правда, перед тем, как получить коды доступа, компании придется организовать сеть связи по всей стране - можно как использовать собственные сети, так и арендовать каналы у действующих магистральных операторов, - и пройти госприемку этой сети в Россвязьнадзоре. Сразу же, в январе 2006 года, лицензии Россвязьнадзора на оказание услуг дальней связи получили 18 компаний, среди них "Ростелеком", "Межрегиональный ТранзитТелеком", "Голден Телеком", "ТрансТелеКом", "Эквант", "Арктел", "Зебра Телеком". Однако предоставлять услугу дальней связи населению технически готовы оказались далеко не все. К концу 2006 года на рынке нашего поволжского региона активно действовали только три игрока: "Ростелеком", в марте с конкуренцию ему составил "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), в середине лета -"Голден Телеком" (ООО "СЦС Совинтел"). Только в сентябре 2007 года - то есть с отрывом в год-полтора - начала активную работу по предоставлению услуги дальней связи компания ’ТрансТелеКом", тогда же код доступа к сети дальней связи был открыт оператору Orange Business Services (ООО "Эквант"). В ближайшее время ожидается выход на рынок компании "Синтерра".
С точки зрения потребителя демонополизация и либерализация рынка дальней связи имеет массу преимуществ. Абоненты получают возможность выбирать, сетью какого оператора пользоваться для соединения с другими городами, тем самым формируется конкурентная среда, что, в свою очередь, должно повлечь за собой как минимум оптимизацию тарифа на дальнюю связь. В частности, по мнению аналитиков, конкуренция среди операторов может привести к снижению стоимости междугородных переговоров на 20-30%, а либерализация рынка дальней связи возможна с появлени ем на нем 5-7 игроков. Как уже отмечалось выше, в данный момент мы имеем уже четырех операторов дальней связи. Однако, по мнению участников рынка, говорить о либерализации сектора еще рано. По данным "Ростелекома", на сегодняшний день компания занимает чуть более 50% рынка дальней связи, это около 40 миллионов пользователей. Самым крупным корпоративным абонентом компании ’ТрансТелеКом" в данный момент является РЖД, это около 5% рынка, однако к 2010 году ТТК планирует занять 8-10% рынка.
НЕРЕШИТЕЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Прежде всего, на всей территории России практически полностью собственными сетями располагают только два оператора - "Ростелеком" и ’ТрансТелеКом", остальные операторы имеют частично свои сети, частично арендованные. Очевидно, что собственная инфраструктура не требует от компании издержек на аренду сетевых ресурсов, в остальных случаях, по словам участников рынка, тариф может повышаться до 40%. Впрочем, в каждом регионе расклад сил и, соответственно, необходимость "накруток" на тариф оказываются разными: где-то большинство операторов имеют собственные сети, где-то, наоборот, большинство их арендуют. В Самарской области, по словам участников рынка, преимуществом обладают все-таки "Ростелеком" и "Самара - Транстелеком". Впрочем, ни в нашем регионе, ни в целом по России ценового давления на рынок пока не наблюдается, хотя, по оценке участников рынка, снижения цен в ближайшее время все же можно ожидать.
Более уверенно о существовании конкурентной среды на данный момент можно говорить только в секторе юридических лип. Во-первых, большинство операторов изначально делали упор именно на обслуживание крупных корпоративных клиентов, уже имеют неплохую абонентскую базу и прилагают определенные усилия для ее сохранения. Во-вторых, именно корпоративные клиенты являются наиболее активными абонентами, более склонны отслеживать различные нововведения и стремятся выбрать оптимальный и по цене, и по качеству вариант. Однако постепенно операторы дальней связи, безусловно, будут вынуждены включаться в борьбу за обслуживание частных лиц, и здесь главную проблему составляет даже не столько доступность тарифов, сколько близость к каждому абоненту. На сегодняшний день услуга того или иного оператора дальней связи могут стать доступными абоненту двумя путями. Во-первых, любой из операторов дальней связи имеет право заключать договоры с местными операторами связи на агентское обслуживание, то есть местный оператор, будучи агентом оператора дальней связи, будет выставлять счета и собирать платежи. Второй вариант - потребитель сам идет к устраивающему его оператору дальней связи и заключает с ним договор на обслуживание. При этом потребителю нужно проявить активность и инициативность: выбрать компанию, получить о ней информацию, заключить или переоформить договор на телефонное обслуживание. Очевидно, что затратить столько энергии готовы немногие. По данным Мининформсвязи, до 95% физических лиц до сих пор пользуются услугами одной компании, по умолчанию предусмотренной договором.
Дополнительное оживление на рынке может возникнуть во II квартале 2008 года, когда будут утверждены нормативно-правовые документы, предусматривающие возможность одновременно использовать режим предварительного выбора определенного оператора дальней связи (pre-select) и выбор оператора непосредственно при наборе номера (hot-choice).
В любом случае, надо полагать, что в ближайшем будущем конкуренция на рынке дальней связи все же обострится, тем более что бороться есть за что.
Павел БЛИНОВ,
первый заместитель директора Приволжского филиала ОАО "Ростелеком" - коммерческий директор
- Изменение доли рынка будет зависеть от того, как будет меняться объем и структура самого рынка, от действий конкурентов и, конечно, от эффективности действий самой компании. Отличительная черта нашей компании в том, что мы работаем для всех категорий абонентов на всей территории России. В течение года услуги междугородной и международной связи будут становиться все более технологичными и доступными, как для абонентов - физических лиц, так и для корпоративных клиентов. Причем дело даже не только в снижении тарифов, а в том, что будет продолжать повышаться уровень сервиса, удобство оплаты услуг. И, конечно, компания продолжает энергично развивать свое основное конкурентное преимущество - собственную уникальную инфраструктуру связи. Таким образом, потеснить "Ростелеком" на традиционном для него поле не так просто.
Дмитрий ЛОМОВСКОЙ,
начальник отдела маркетинга ЗАО "СамараТрансТелеКом"
- Думаю, что в 2008 году на рынок дальней связи активно выйдут еще 1-2 оператора. Рынок будет становиться все более конкурентным, соответственно, постепенно будет падать цена. Но на наш взгляд, ценовая составляющая постепенно уходит в прошлое, стоимость минуты звонков теряет свою актуальность. Для большинства абонентов преимущественное значение имеют надежность, качество связи, клиентский сервис. Кто ближе к клиенту, тот и выигрывает.
Наталья КУДРЯШОВА, «Репортер» 25.01.2008 |
24 ноября 19:31
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |