Новости бизнеса Самары
|
|
Фэния ХАКИМОВА: «На один и те же грабли – это по-нашему»На прошлой неделе в губернии произошло серьезное столкновение интересов основных игроков на рынке региональных пассажирских перевозок. 17 января заместитель министра транспорта Самарской области Владимир Долгов озвучил намерения об инвестировании средств в ОАО "Самараоблавтотранс", в том числе путем внесения в уставный капитал предприятия 15 новых автобусов МАЗ и ГолАЗ. Кроме того, министерство попросило Счетную палату губдумы отозвать предложение о ликвидации предприятия, вынесенное инспектирующим органом в мае прошлого года. По мнению одного из игроков рынка, президента ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" Фэнии Хакимовой, действия областных властей не только разрушают конкурентную среду в сфере пассажирских перевозок, но и являются прямым нарушением федерального закона об инвестиционной деятельности в РФ 39-ФЗ.
Закон предусматривает возможность инвестирования не одного конкретного перевозчика, а только нерентабельных маршрутов. Кроме того, у участников рынка вызывает недоумение намерение областного правительства реанимировать предприятие, находящееся в состоянии банкротства.
- Как вы можете охарактеризовать ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке пассажирских перевозок губернии?
- Довольно сложная ситуация. Начнем с того, что у нас по закону каждый гражданин имеет право беспрепятственного проезда до любой точки Российской Федерации. В идеале государство должно организовать перевозки между имеющимися на карте населенными пунктами различными видами транспорта исходя из потребностей населения. Однако так было лишь до 1990 года, впоследствии граждан постепенно лишали перевозок автомобильным, речным, железнодорожным, авиационным транспортом. В частности, в Самарской области в настоящее время осуществляются автобусные перевозки только по 203 маршрутам против 545 в 1990 году. То есть было закрыто 342 маршрута и не открыто ни одного нового. Например, сегодня жители сел Красные Ключи, Светлодольск не могут доехать не только до областного центра, они не могут добраться и до своего райцентра. Прежде всего это происходит потому, что в 2002 году администрация области лишила жителей ряда районов конституционного права на свободу передвижения.
- Что же произошло в 2002 году?
- Постановлением губернатора области было создано акционерное общество "Самараоблавтотранс", которому передали в безвозмездное пользование все автобусы, приобретенные за счет областного бюджета. Эти автобусы были отобраны урайонных автопредприятий, которые в результате этого обанкротились. Возить пассажиров на внутрирайонных маршрутах стало некому. А вновь созданный монополист за 5 лет обанкротился, что закономерно для нашей области: после приватизации выжили и не превратились в торговые и развлекательные центры только предприятия, руководители которых смогли отмежеваться от госструктур. Часто меняющиеся министры транспорта лишь усугубили ситуацию. Так, право на осуществление перевозок по самым рентабельным маршрутам Самара - Красный Яр, Чапаевск, Кинель, Новокуйбышевск были переданы подконтрольным областной власти ООО "Вираж-сервис", "Пассажир" и "Экспресс", у которых вдруг эти маршруты стали убыточными. На самом деле из официального оборота просто вывели деньги, получаемые от продаж билетов. Поскольку "Газели" по вышеназванным маршрутам отправляются, как правило, от торговых центров и рынков, соответственно, билеты на них не продаются через кассовую сеть.
Сейчас министерство транспорта решило потратить бюджетные средства на обанкротившееся ОАО "Самараоблавтотранс". За пять лет из 170 бюджетных автобусов у предприятия осталось только 47. Но, несмотря на предложение Счетной палаты губернской думы о ликвидации предприятия, чиновники решили направить из бюджета еще 120 млн рублей на приобретение автобусов. Ни правоохранительные органы, ни сам орган исполнительной власти не привлекли к ответственности лицо, использовавшее бюджетные ресурсы столь нерационально, что предприятие с участием государственных средств было доведено до банкротства. Губернская дума также не задается вопросом, как автобусы были переданы акционерному обществу в безвозмездное пользование.
- То есть ситуация на рынке внутриобластных перевозок зашла в тупик?
- Никакого тупика. Министерство транспорта может предпринять реальные действия по исправлению ситуации. Это ликвидация ОАО "Самараоблавтотранс", согласно решению Счетной палаты, и перераспределение бюджетных автобусов между районами и муниципалитетами в целях восстановления внутрирайонных перевозок (реализация прав граждан на перевозки пассажиров общественным транспортом может осуществляться в первую очередь при наличии регулярных перевозок на внутрирайонных маршрутах) ; оформление договоров с перевозчиками на выполнение перевозок по осуществляемым ими маршрутам и, следовательно, опубликование в печати реестра перевозчиков (наличие договора порождает право перевозчика на возмещение расходов на перевозки льготных пассажиров и на субсидии по нерентабельным маршрутам); опубликование маршрутов с начальными и конечными пунктами отправления с предприятий автовокзалов и автостанций (только продажа билетов через кассовую сеть автовокзалов и автостанций не позволяет перевозчикам скрывать выручку от налогообложения); разработка инвестиционной политики по развитию пассажирских перевозок в комплексе с другими видами перевозок и, прежде всего, инвестирование внутриобластных перевозок, а не инвестирование одного перевозчика в нарушение федерального закона.
- А чем монополизация рынка перевозок грозит вашему предприятию?
- Государевыми людьми было принято решение о разделе сфер влияния. Но для получения сверхдоходов необходимо создание не только одного перевозчика-монополиста, но и передача автовокзалов и автостанций под его контроль. Вот вам и угроза нашему предприятию. Пока же многочисленные перевозчики и автовокзалы, работающие в губернии, имеют средние доходы и конкурируют между собой.
Сейчас на уровне Федерации принимаются решения о создании госкорпораций. Но в области перевозок пассажиров недопустима монополизация, так же как и в сфере торговли, общественного питания, поскольку в этих отраслях население является непосредственным потребителем услуг.
- Что вы планируете предпринять в сложившейся ситуации?
- В области по-прежнему работают структуры, контролирующие конкурентную борьбу на местных рынках, которые призваны не допускать сговора между хозяйствующими субъектами, ведущего к монополизации рынка услуг. Будем обращаться в эти структуры. Мы привыкли все проблемы, возникающие у предприятия, решать законным путем, через суд, а не посредством коленопреклонения перед чиновниками разного уровня. Кроме того, я надеюсь, что вопросами перевозок пассажиров в новой команде Минтранса будут заниматься новые люди, которые государственные задачи создания механизмов для реализации гражданами конституционных прав смогут поставить выше личных интересов. При этом хочется отметить, что, несмотря на все нападки чиновников, разрушающих отрасль, индивидуальные предприниматели создавали предприятия, закупали транспорт: кто в кредит, кто в лизинг. Сегодня работает 43 организации предпринимателей, осуществляющих перевозку, во владении которых более 140 автобусов. Для того чтобы не разориться так, как 5 лет назад разорили районные АТП, 27 декабря 2007 года на имя губернатора было направлено коллективное письмо перевозчиков, и многие надеются на мудрое решение губернатора и министра транспорта Валерия Матвеева.
Еремей ПРОЗОРОВ, «Репортер» 25.01.2008 |
24 ноября 19:58
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |