Новости бизнеса Самары
Портал города Самара samru

Подделки не пропустят. Доля контрафакта на рынке запчастей постепенно падает

В настоящее время на российском рынке имитации под продукцию известных фирм реализуются повсеместно. В последние годы жертвами массовых подделок стали целые отрасли, специализирующиеся на продукции повышенного спроса, среди которых одно из первых мест занимает производство автокомпонентов.
Появление контрафактных товаров, как правило, следует за коммерческим успехом производителя, поскольку подделывается только то, что пользуется устойчивым спросом и имеет кредит доверия у потребителя. По оценкам аналитиков ИК "Финам", уже на протяжении нескольких лет доля контрафакта на рынке запчастей устойчиво составляет около 40%. Причем подделывается практически 99% номенклатуры, но чаще - мелкие недорогие и не слишком сложные с технологической точки зрения запчасти.
По словам исполнительного директора НО НАПАК Михаила Блохина, в настоящее время доля контрафакта в общем объеме вторичного рынка автокомпонентов оценивается в 30-50% для разных деталей, что составляет свыше $2 млрд. "Сегодня эта проблема существует везде, где есть рынок автозапчастей. Не только в России, но и на Западе есть компании, которые пытаются производить компоненты, не покупая на это никаких прав и лицензий, а просто дублируют их и под маркой производителя выбрасывают на рынок. Однако проблему одними только силовыми методами решить нельзя. В борьбе с контрафактом необходимо объединяться всем производителям комплектующих", - считает Михаил Блохин.
В настоящее время НАПАК разрабатывает комплексную программу противодействия поддельным автозапчастям, которая объединит усилия компаний автомобильной отрасли и государственных органов. Кроме того, в преддверии вступления в ВТО государственные структуры объявили о своих намерениях жестко пресекать нелегальное производство автокомпонентов. Однако на практике российские производители автокомпонентов пока борются с нелегалами каждый в одиночку и своими способами. К примеру, "ВАЗИнтерСервис" пломбирует упаковки комплектующих с помощью саморазрушающихся этикеток, Скопинский автоагрегатный завод использует штрих-коды, в Костроме на заводе "Мотордеталь", специализирующемся на поршневых группах, в упаковку вместе с товаром вкладывают скретч-карту с кодом под защитным слоем. Покупатель вбивает его в свой мобильный телефон и тут же получает информацию о названии товара и его идентификационный номер. Однако это нововведение увеличило себестоимость деталей почти на 3%. На КамАЗе пытаются решить проблему с контрафактом, запустив на территорию индустриального парка "Мастер" всех частных производителей запчастей для "КамАЗов". Таким образом, вчерашним нелегалам предоставили готовые производственные площади с низкой арендной платой. Согласно заключенному лицензионному соглашению между КамАЗом и "Мастером", производители комплектующих работают по документации завода под присмотром конструкторов. Взамен КамАЗ обязуется закупать у "Мастера" не менее 40% нужных запчастей. Однако бесперспективность любых точечных ударов по нелегалам очевидна.
Представители юридических компаний сходятся во мнении, что проблема контрафакта в России будет существовать до тех пор, пока не изменится мера пресечения за производство и реализацию такой продукции. Между тем, по словам адвоката Михаила Малкова, за изготовление контрафактного товара по российскому законодательству предусмотрена уголовная ответственность. "Закон относит к уголовно наказуемым действиям незаконное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, наименования места происхождения, копирование промышленных образцов конкурента, влекущее смешение продукции. Нарушителями могут быть признаны не только те, кто производит контрафактный товар, но и те, кто его распространяет", -отмечает Михаил Малков. Несколько месяцев назад производителя поддельных автозапчастей для машин ВАЗ задержали в Балаково. На каждой поддельной детали стоял фирменный знак "Балаковорезинотехники". Поддельные сайлентблоки продавали в Саратове, Балакове и Тольятти по цене на треть дешевле заводских. Сейчас обвиняемый в незаконном использовании товарного знака находится под подпиской о невыезде. На Кубани за 11 месяцев 2007 года сотрудниками правоохранительных органов было проведено более 2 тыс. проверок магазинов, реализующих масла, смазки, запасные части для автотранспортной техники. В ходе рейдов изъято контрафактных запасных частей на сумму 1 млн 314 тыс. рублей. На всех продавцов нелегальной продукции заведены уголовные дела.
По словам инспектора управления потребительского рынка при ГУВД по Самарской области Карины Бабуджян, сегодня разработан и осуществляется комплекс оперативно-профилактических мероприятий по противодействию нарушений в этой сфере. Работа продолжается и находится на постоянном контроле.
Эксперты ИК "Проспект" отмечают, что еще в 1999-2000 годах рынок запчастей был на 80-90% заполнен контрафактным товаром. Ситуация выправилась в 2003-2005 годах, когда компании перестали гнаться за сиюминутной выгодой и принялись выстраивать свои товаропроводящие сети на принципах долговременного сотрудничества. Началась борьба за качество товара. В 2006 году ситуация на рынке по предложению контрафактных деталей не сильно изменилась, но заводы занялись этим вопросом вплотную. Почти все крупные предприятия по производству автомобилей и автокомпонентов начали проводить мероприятия для защиты своей продукции от подделок, а своих товаропроводящих сетей - от продукции альтернативных производителей. Это привело к перераспределению объемов контрафакта на рынке - доля его упала у крупных фирм (субъектов товаропроводящих сетей) и выросла у мелких (в силу полной неподконтрольности последних кому бы то ни было). В настоящее время контрафактные запчасти занимают 20-30% рынка. Если тенденции 2006 года - укрупнение фирм, активная позиция заводов, участие органов ОБЭП и МВД в борьбе с контрафактом - сохранятся, то через один-два года этот показатель снизится до 10-20%.
Константин РОМАНОВ,
аналитик ИК "Финам"
- Доля контрафакта по разным сегментамсоставляет от 20 до 70%. Большая часть внутреннего контрафакта производится в Тольятти и Нижнем Новгороде, основные иностранные производители - Юго-Восточная Азия, Турция. Государственное участие в борьбе с контрафактом в основном заключается в законодательной поддержке и проведении следственно-судебных мероприятий, основную же работу по выявлению производителей контрафакта по-прежнему приходится вести самим производителям, которые в наибольшей степени заинтересованы в этом.   
отдел экономики, «СО»

10.12.2007



Новости бизнеса
Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября
01.11.24 16:53

21.10.24 Зумеры стали в три раза активнее копить на пенсию с работодателем
10.10.24 Завершается сбор овощных культур в Самарской области 2024
01.10.24 Выставка профессий с ярмаркой вакансий пройдет в Самаре с 9 по 12 октября
26.09.24 Две компании НПЦ «Самара» получат гранты на разработку двигателей для дронов
16.09.24 В ОЭЗ «Тольятти» откроют производство в сфере машиностроения на 200 рабочих мест
Новости Самары

  19.40 
На Волге в Самаре завершается навигация 2024
  13.09 
Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
  11.42 
На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
  10.22 
Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
  09.43 
Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября

Новости Самары



24 ноября 17:38


© 2006 - 2024 г. Самара
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru