Новости бизнеса Самары
Портал города Самара samru

Замахнулись на «Моторостроитель». Из предприятия могут выделить производство ракетных двигателей

Финансовые трудности ОАО "Моторостроитель" и фактическая потеря им позиций на рынке газотурбинных двигателей возродили к жизни идею разделения производства компании на две основные части, ориентированные на продукцию космического и наземного применения.
Впервые идея выделения из ОАО "Моторостроитель" ракетного направления возникла лет пять назад, когда "Роскосмос" лоббировал идею создания холдинга "Российский ракетный двигатель". В его состав планировалось включить ряд самарских предприятий. В частности, речь шла об ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "Металлист-Самара", СКБМ и ОАО "АвиТИ". Идею вхождения в этот холдинг продвигал гендиректор "Моторостроителя" Игорь Шитарев. Неоднозначность ситуации заключалась в том, что в случае кооперации на базе холдинга основной тематикой предприятия стало бы производство ракетных двигателей. Между тем это направление изначально было одним из двух приоритетных как для самого "Моторостроителя", так и для других потенциальных участников ракетостроительного холдинга. Ведь самарский куст специализировался в основном на выпуске авиационных двигателей под маркой НК. Именно они считались основным направлением, способным вывести моторостроительную группу из кризиса и обеспечить ее заказами. Это обстоятельство и стало поводом для появления альтернативной концепции развития поволжского куста, объединенного под маркой НК. Ее продвижением занимался экс-губернатор Самарской области Константин Титов. Он направил в федеральное ведомство ряд писем, в которых излагал предложения по выстраиванию иной концепции двигателестроительного холдинга. Эти предложения предполагали разделение предприятий в рамках ракетного и авиационного направлений. Лишь в августе 2007 года на совещании по авиадвигателестроению при президенте России Владимире Путине были одобрены схемы создания четырех интегрированных структур, одна из них - на базе самарского СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Между тем "Роскосмос" по-прежнему не желал отдавать "Моторостроитель" в другой холдинг. По информации СО, летом в адрес руководителя Российского агентства по промышленности поступило письменное обращение ОАО "Моторостроитель" с просьбой исключить завод из состава корпорации "Двигатели НК". Вслед за обращением генерального директора "Моторостроителя" Игоря Шитарева поступило обращение руководителя федерального космического агентства Анатолия Перминова с поддержкой этой инициативы. В Росп-роме наличие подобных писем подтверждали, но уверяли, что давать какие-либо комментарии на этот счет преждевременно.
Сейчас, когда самарские предприятия попали в зону интересов ОПК "Оборонпром" и в ближайшее время госкорпорация объявит о своем вхождении на "Моторостроитель", идея разделения предприятия по тематике вновь стала для его менеджмента актуальной. По информации СО, в этом также заинтересован "ЦСКБ-Прогресс", который комплектует свои ракеты двигателями, производимыми на "Моторостроителе". Реанимации идеи реструктуризации предприятия способствовало и его сложное финансовое положение. По данным официальной отчетности предприятия, на конец второго квартала 2007 года объем его кредиторской задолженности достиг 4,352 млрд рублей (при том, что годовая выручка составляла 3 млрд рублей). Авансовые платежи "ЦСКБ-Прогреса", сделанные в преддверии празднования 95-летия "Моторостроителя", пришлись тому очень кстати для погашения очередного купона своего облигационного займа в разгар кризиса ликвидности на российском финансовом рынке. В целом производство ракетных двигателей (то есть преимущественно заказы ЦСКБ) обеспечивает порядка 42% выручки "Моторостроителя". Вторым основным источником доходов остается выпуск конвертированных под наземное применение авиадвигателей марки НК (используются в качестве газоперекачивающих агрегатов "Газпромом" и в блочно-модульных электростанциях). Классическое производство авиадвигателей утратило прежний смысл в связи с минимальным уровнем производства самолетов, в которых они бы использовались. Однако последние несколько лет объемы выпуска газотурбинных двигателей неуклонно снижались, что в контексте сохранения на примерно том же уровне объема выручки данного направление могло означать только одно: увеличение размера авансовых платежей, которые нужно еще отрабатывать. А это значит, что издержки сокращающегося наземного направления пришлось бы компенсировать за счет космического. Как сообщил осведомленный источник, именно непростая ситуация на "Моторостроителе" побудила руководителе;’ "ЦСКБ-Прогреса" выступить с инициативой выделить в отдельное производство ракетное направление, чтобы исключить возможные риски для реализации российской космической программ. На самом "ЦСКБ-Прогресе" эту информацию на момент сдачи номера не комментировали.
По информации СО, речь идет о выделении ракетного направления предприятия Игоря Шитарева в отдельное предприятие. Авиационное двигателестроение и производство гражданской продукции по-прежнему останутся в ведении главного предприятия. Эксперты в отрасли не берутся прогнозировать, чем может закончиться борьба «ракетных» и "наземных" лобби и какой характер она приобретет, однако уверены, что на реализацию данной схемы потребуется немало времени.
В ОПК "Оборонпром" заявили СО, что пока корпорация не закрепилась на предприятии, комментировать ситуацию преждевременно. "Однако никаких разделений предприятия мы однозначно не планируем", - заявили в "Оборонпроме’.
Теряет рынок
Производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных двигателей (ГТД) приносит "Моторостроителю" основную долю доходов -до 60%. Сегодня российский рынок ГПА и ГТД прежде всего ориентирован на потребности доминирующего заказчика - ОАО "Газпром". На рынке ГПА и ГТД "Моторостроитель" вынужден конкурировать с другими крупными российскими предприятиями, среди которых НПО "Сатурн", ОАО "Пермские моторы" и ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение". В 2000-2005 гг. рынок рос не очень заметно, менее чем на 10% в год. В последнее время в связи с реализацией "Газпромом" новых проектов аналитики отмечают значительное увеличение потребностей монополии в газоперекачивающем оборудовании. Эксперты ИК "Велес-Капитал" отмечают, что если соотнести суммарные производственные мощности российских предприятий данного сегмента с потенциальными потребностями газовой монополии (по некоторым оценкам, "Газпрому" ежегодно необходимо модернизировать 200-300 агрегатов и приобретать 40-80 новых), получается, что без заказов не останется никто. Более того, по ряду позиций, в том числе ГТД мощностью 6,8,10,25 МВт и ГПА мощностью 25 МВт, "Моторостроитель" является единственным производителем. Однако цифры свидетельствуют о неуклонном падении физических объемов его производства. Так, по данным "СПАРК-Интерфакс", в 2004 году на предприятии были произведены 22 газотурбинные установки, а в 2005 году только 9. В 2006 году "Моторостроитель" осилил производство лишь 3-х установок. В тоже время КМПО, начав в 2004 году с тех же 22 установок, в 2006 сумело произвести 41 установку.
Анастасия ДЕНИСОВА, «СО»

06.11.2007



Новости бизнеса
Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября Новый оператор по обращению с отходами приступил к работе 1 ноября
01.11.24 16:53

21.10.24 Зумеры стали в три раза активнее копить на пенсию с работодателем
10.10.24 Завершается сбор овощных культур в Самарской области 2024
01.10.24 Выставка профессий с ярмаркой вакансий пройдет в Самаре с 9 по 12 октября
26.09.24 Две компании НПЦ «Самара» получат гранты на разработку двигателей для дронов
16.09.24 В ОЭЗ «Тольятти» откроют производство в сфере машиностроения на 200 рабочих мест
Новости Самары

  19.40 
На Волге в Самаре завершается навигация 2024
  13.09 
Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
  11.42 
На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
  10.22 
Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
  09.43 
Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября

Новости Самары



24 ноября 15:05


© 2006 - 2024 г. Самара
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru