Новости бизнеса Самары
|
|
ВАЗ ускорил снижение. Доля завода на российском рынке упала до исторического минимумаДоля рынка ОАО "АвтоВАЗ" в сегменте новых автомобилей по итогам работы во II квартале снизилась почти до 28%. Информация об этом содержится в квартальной отчетности предприятия, раскрытой на прошлой неделе. Снижение повлекло за собой и уменьшение выручки тольяттинского автозавода более чем на 3,4 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение темпов продаж автомобилей тольяттинского автозавода во втором квартале 2007 года сказалось на объемах выручки предприятия. Об этом свидетельствуют данные ежеквартального отчета ВАЗа. Согласно документу, в сравнении со П кварталом 2006 года выручка уменьшилась на 5,25%, что в денежном выражении составило около 3,4 млрд руб. Опубликованные в отчетности данные в очередной раз подтвердили печальную статистику постепенного снижения доли ВАЗа на российском рынке новых автомобилей.
Так, по итогам 6 месяцев 2007 года на автомобили российских марок пришлось всего порядка 31,6% рынка новых автомобилей, из них чуть более 3% - на марки Lada. Продажи новых иномарок составили 68,4%. Именно растущие продажи иномарок, сопоставимых по цене с продукцией тольяттинского автозавода, участники рынка называют в качестве основной причины падения доли ВАЗа. По данным экспертов ИК "Финам", "доля ВАЗа на российском рынке новых автомобилей по итогам 2006 года составила порядка 38,9%. Годом ранее автозавод контролировал 48,7%, в 2004 году - 54,3%, а в 2003-м - 63%. Таким образом, несмотря на оптимистичные заявления топ-менеджеров ВАЗа о стабилизирующемся положении предприятия и успехах новых моделей завода, завод продолжает терять свою долю рынка: за последние четыре года тольяттинцы потеряли почти половину своих позиций".
Как отмечает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, продажи иномарок в России за прошлый год выросли на 65%, тогда как продажи отечественных моделей упали на 9%.
В этом году, по словам Лямина, "тенденция не изменится, и отечественный автопром потеряет еще 5-6%, даже несмотря на запуск "Приоры". Причина очевидна - новые заводы по сборке иномарок уже предлагают модели сопоставимой цены и как минимум не худшего качества". Между тем, по мнению директора представительства ЗАО "Финам" в Самаре Максима Ловцова, необходимо учитывать, что результаты деятельности совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" не учитываются опубликованной отчетностью. Основной причиной сокращения производства и выручки представители компании называют переход к новому модельному ряду, а именно к выпуску Lada Priora и Lada Kalina. "По нашему мнению, выпуск автомобилей и выручка компании продолжат снижение в связи с ростом цен на продукцию ВАЗа и прямой конкуренцией с бюджетными иномарками, которые имеют большее количество опций и, по мнению потребителей, более надежны в эксплуатации. Поскольку выручка снизилась сильнее, чем объем выпуска, можно сделать вывод, что ВАЗ продавал в первом полугодии 2007 года больше дешевых моделей, чем в первом полугодии 2006 года. Таким образом, переход на новый модельный ряд может негативно сказаться на доходах компании во втором полугодии. Существенную угрозу доле рынка вазовских моделей представляет рост продаж в России китайских машин, которые всерьез потеснили отечественный автопром именно в их родном, дешевом ценовом сегменте", - считает Максим Ловцов.
Директор по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию ОАО "АвтоВАЗ" Сергей Астапов в одном из интервью объяснил снижение продаж автомобилей при общем росте автомобильного рынка как минимум тремя факторами - конкурентной средой, денежной массой и влиянием доллара. Также мы не успеваем за общими темпами роста. Рынок растет быстрее, чем может расти выпуск машин на ВАЗе", - отметил Сергей Астапов.
Интересно, что те данные по продажам автомобилей, которые приводят дилеры Волжского автозавода, сильно разнятся. По словам представителя одной из тольятгинских компаний, обвал продаж автомобилей ВАЗа наблюдается уже последние полгода. По разным данным, на площадках автозавода и его дилеров скопилось около 130 тысяч автомобилей, и этот показатель не стремится к уменьшению, несмотря на активную пиар-кампанию, развернутую менеджментом ВАЗа. В свою очередь, по словам начальника отдела маркетинга ОАО "Самара-Лада" Ольги Толстиневой, несмотря на то, что доля автомобилей производства ВАЗа постепенно сокращается, продажи в абсолютном выражении держатся на одном уровне, и даже идет их рост. "Во всяком случае, за первое полугодие 2007 года в нашем салоне было продано даже больше вазовских автомобилей, чем за этот же период 2006 года, так что мы никакого сокращения продаж не почувствовали. А падение доли тольяттинского завода, скорее всего, можно объяснить общим ростом автомобильного рынка в России и приходом доступных иномарок", - отметила Ольга Толстинева. О хороших продажах вазовских автомобилей и постоянной нехватке квот неоднократно заявлял президент холдинга "Автотрейд" Владимир Яркин. Однако почти все без исключения дилеры сходятся во мнении, что если ВАЗ не будет предлагать новые модели, то уже через 3-4 года рентабельность этого бизнеса может упасть.
АвтоВАЗ теряет почву под ногами
Несмотря на общий рост рынка продаж автомобилей, доля АвтоВАЗа на нем стремительно падает.
Согласно ежеквартальному отчету АвтоВАЗа, объем продаж иномарок за первое полугодие 2007 года по сравнению с прошлогодней отметкой вырос практически на 70%, а объем продаж автомобилей "Лада" за аналогичный период сократился на 12,4%. Единственное, что пока еще может радовать тольяттинский автозавод, так этот тот факт, что остальные отечественные автопроизводители теряют рынок еще более ударными темпами. Так, согласно данным АвтоВАЗа, объем продаж невазовских машин сократился практически на 30% и за первое полугодие 2007 года их было продано менее 35 тысяч штук при общем объеме продаж 1,1 млн штук.
Дальнейшие перспективы продукции ОАО "АвтоВАЗ" также весьма сомнительны. Как признают в отчете представители ВАЗа, рост реальных доходов населения, падение курса доллара, инфляция, улучшение условий потребительского кредитование, а также развитие дилерских сетей иномарок приведет к увеличению доли последних на рынке. В противовес этому менеджмент АвтоВАЗа планирует предложить введение новых опций в комплектацию автомобилей, вывод на рынок новых моделей, развитие кредитных программ для автомобилей Лада, рекламно-коммуникационную поддержку предприятий сбытовой и сервисной сети завода, а также поиск альтернативных поставщиков для снижения издержек.
Дилерские страдания
В отсутствие постоянного спроса на вазовскую продукцию дилеры самостоятельно начинают "раскачивать" рынок, устанавливая цены ниже рекомендованных самим автозаводом.
Нестабильность продаж автомобилей производства ОАО "АвтоВАЗ" и образование значительных запасов товарной продукции провоцируют ряд дилеров продавать машины по демпинговым ценам. Как правило, подобную вольность позволяют себе так называемые серые дилеры, реализующие авто со щебеночных площадок. Бесспорно, это негативно сказывается на работе официальных партнеров Волжского автозавода. Чтобы избежать значительной разницы в розничных ценах на вазовские автомобили, представители компаний, реализующих продукцию ВАЗа, на прошедшей конференции дилеров завода выступили с предложением запретить отгрузку на тольяттинскую площадку большего количества автомобилей, чем указано в квотах, а также ввести запрет на торговлю машинами с неавторизованных точек. Как стало известно "СО", эти предложения дилеров нашли поддержку у менеджеров ВАЗа. По словам начальника отдела маркетинга ОАО "Самара-’ Лада" Ольги Толстиневой, автозавод уже давно проводит достаточно жесткую политику по отношению к предприятиям сервисно-сбытовой сети: требования завода касаются не только ценовой политики компаний, реализующих продукцию ВАЗа, но и корпоративной идентификации дилерских салонов. "Мы все эти требования выполняем и по цене, и по требованиям к оформлению салона. Что же касается квот на автомобили, то нам хватает того, что отгружается с ВАЗа, поскольку заявки на необходимое количество машин всегда подкреплены маркетинговыми исследованиями", - отметила Ольга Толстинева. По сообщениям аналитиков ИК "Финам", все меры, которые собирается внедрять руководство ВАЗа, в первую очередь направлены на недопущение злоупотреблений, которые могли бы ослабить рыночные позиции вазовских моделей в целом. Серьезного изменения в ситуации с реализацией продукции они не предполагают.
Сын за отца. В совет директоров ООО «АвтоВАЗэнерго» вошел Станислав Чемезов
Совет директоров дочерней структуры ВАЗа ООО "АвтоВАЗэнерго" пополнился сыном главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова Станиславом. Новая команда управленцев автозавода верна традициям прежнего руководства, подключавших своих детей к бизнесу предприятия.
О том, что в числе членов совета директоров дочерней структуры ВАЗа ООО "АвтоВАЗэнерго" появился сын главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова, стало известно после публикации отчетности ОАО "АвтоВАЗ" за II квартал. Автозаводу принадлежит 51% уставного капитала новой компании. В ее функции входит оказание ВАЗу услуг по распределению электроэнергии. Компания имеет право также заниматься обеспечением ра-ботоспосбности электростанций и электрических сетей. По данным сайта lada-auto, ВАЗ ежегодно расходует на электро- и теплоэнергию более 3 млрд рублей. Не исключено, что правильный расход этих денег будет контролировать и сын Сергея Чемезова.
По данным системы "СПАРК-Интерфакс", в настоящее время Станислав Чемезов является генеральным директором двух московских компаний: 000 "Техресурс" (исследования и разработки в области естественных и технических наук) и 000 "Сантэк" (одно из профильных направлений - техническое обслуживание транспортных средств).
По словам директора представительства ЗАО "Финам" в Самаре Максима Ловцова, на Западе родственники топ-менеджеров к управлению предприятиями и их дочерними структурами привлекаются довольно часто. "В России такой опыт не столь богат, хотя подобные назначения случаются все чаще", - отметил Максим Ловцов.
Стоит отметить, что практика назначений родственников на руководящие посты достаточно широко применялась бывшими менеджерами ВАЗа. Наиболее ярким примером стал зять Владимира Каданникова Владимир Шараев, возглавлявший управление экспортных поставок ВАЗа. Правда, после развода с дочерью г-на Каданникова Владимир Шараев был с автозавода почему-то уволен. Вокруг завода строился бизнес детей других топ-менеджеров предприятия - Николая Ля-ченкова, Виталия Вильчика, Александра Васильчу-ка, Владимира Кучая.
В недолгой истории самарского бизнеса тоже было немало примеров семейственности, осуждавшейся при советской власти. В частности, глава "СПЗ-групп" Александр Швидак подхватил управление подшипниковыми активами из рук своего отца Игоря Швидака, а бывший руководитель завода "Электрощит" Юрий Егоров передал управление предприятием в руки своего зятя Андрея Половинкина.
Кира АЛЕКСЕЕВА,
специалист отдела по обслуживанию клиентов "Брокерский дом "ОТКРЫТИЕ"
- Доля ВАЗа на российском рынке новых автомобилей постоянно уменьшается, год от года. Маркетинговые акции, проводимые заводом, выпуск новых моделей, снижение цен оказывают положительное воздействие на продажи, но давление, оказываемое зарубежными производителями, с ними не сравнится. Постепенное снижение ввозных пошлин в связи со вступлением России в ВТО и наращивание сборки иномарок на российских площадях будут медленно теснить позиции ВАЗа. Потребители все больше выбирают иностранные автомобили эконом-класса, стоимость которых уже близка к отечественным. Можно ожидать, что ВАЗ займет свою нишу с определенной рыночной долей, но монополистом ему уже не быть.
Михаил ЛЯМИН,
аналитик Банка Москвы
- Изначально было понятно, что с приходом на рынок доступных иномарок, организацией в России сборочных производств, а также повышением платежеспособности нашего населения спрос на продукцию отечественного автопрома начнет постепенно уменьшаться, а основные продажи автомобилей будут обеспечиваться за счет иномарок. В уменьшении доли рынка ничего критичного нет, главное, чтобы предприятию удавалось выдерживать запланированные объемы производства. Менеджерам Волжского автозавода надо понимать, что в дальнейшим динамика в сторону уменьшения их доли рынка, а также объемов продаж будет продолжаться до тех пор, пока у ВАЗа не появятся новые модели, которые смогут конкурировать с дешевыми автомобилями иностранного производства. Только с появлением конкурентоспособного автомобиля автозавод сможет удержать свои позиции. Кстати, в последнее время заметна такая тенденция, что цены на продукцию отечественного автопрома растут даже немного быстрее, чем на те же иномарки, собранные в России.
Максим ЛОВЦОВ
директора представительства ЗАО "Финам" в Самаре
- Проводимая "Рособоронэкспортом" деятельность по консолидации акций ВАЗа заставляет предположить, что у госорганов уже существует определенная стратегия, которая позволит предприятию выжить и укрепить свои позиции на автомобильном рынке России. Но, впрочем, и сегодняшние 25-28% рынка - это абсолютное лидерство, любой американский автоконцерн мог бы только радоваться такой доле. Странно ожидать, что в условиях открытого рынка местная компания сможет сохранить и контролировать ту же долю, что была у нее в те времена, когда российский рынок был совершенно не интересен иностранцам. Тем более что фактически оценивать надо объемы производства и продаж, а не долю рынка, поскольку по сравнению с 2004 годом рынок вырос в несколько раз, а ВАЗ чисто физически не смог бы его наполнить.
Анастасия ДЕНИСОВА, «СО» 20.08.2007 |
24 ноября 10:40
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |