АвтоНовости Самары
Портал города Самара samru

Двойной обгон

Пытаясь решить проблему аварийности по вине начинающих автолюбителей с помощью электроники, сотрудники ГИБДД в порядке эксперимента направили всех выпускников автошкол на один автодром, оснащенный этой самой электроникой. В результате число «абитуриентов», сдавших экзамен по вождению, во многих автошколах приближается к нулю. Наш корреспондент попытался разобраться в причинах столь плачевной «сессии». Может быть, дело не в корейской программе-экзаменаторе, а в том, что автошколы просто не дают необходимых навыков будущим автолюбителям? И по каким, собственно, программам нащи автошколы работают?

Не уверен - не обгоняй
С 1 января 2009 года вступили в силу новые федеральные программы по подготовки водителей. Расчасовку по разделам прислали сверху, а сами упражнения по навыкам и мастерству разработчики документа отдали на усмотрение руководителям местных автошкол. Им - де виднее, какие маневры надо отрабатывать . При этом автошколам дали время до 1 марта (дата окончания переоформления лицензий) на доведение имеющейся материально- технической базы до нужного уровня. Полностью же ввести новые программы по стране планируется с 1 июля.
Но ждать прихода весны в Самаре не захотели и еще в декабре прошлого года отрапортовали о запуске электронного автодрома, сразу после новогодних каникул на него направили сотни курсантов со всего города. Отчего очередь на экзамены по вождению многократно выросла (автодром способен принять в сутки не более 250 человек), а результаты испытаний, напротив, резко упали.
Пиковая ситуация расколола автомобильное сообщество Самары . Руководство автошкол винит ГИБДД в поспешности, стражи порядка на дорогах подозревают инструкторов в низкой квалификации. А автолюбители утверждают, что их в дополнение ко всем проплаченным за обучение средствам «раскручивают» на солидную сумму за тренировку на самом автодроме.

Не заглядывая под капот
Действовавший до недавнего времени учебный план подготовки водителей принимали еще в 1999 году и с тех пор ситуация на дорогах кардинально изменилась, если не по качеству самих магистралей, то по количеству автомобилей безусловно. Поэтому изменения коснулись практически всех разделов программы. И, несмотря на то, что новый учебный план стал в целом более компактным - 160, вместо 260 часов, продолжительность практических занятий в нем увеличена с 32 до 50.
Резерв времени изыскали за счет сокращения на 8 часов темы «Устройство и техническое обслуживание автомобиля», полагая, что для этого есть сервисные центры, а в дорогих авто еще и мудрая электроника, предупреждающая водителя о том, когда надо залить воды в омыватель или поменять масло.Одним словом стали готовить стопроцентных «наездников», а не водителей. Раздел «Правила дорожного движения» переименовали на современный лад «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и сократили вдвое (с 90 до 48 часов). На 20 часов секвестрировали «Основы безопасного управления».
Пока эксперты воздерживаются от каких-либо оценок этого перераспределения, группы по новым программам занимаются меньше месяца, но единодушны в том, что увеличение времени практического вождения пойдет на пользу безопасности. Никто не научит ориентироваться на дороге лучше нее самой! Кстати, автотренажерами разрешается заменять не более шести часов практической езды.
 
В ответе за тех, кого научили
Автошколы не несут прямой ответственности за безаварийную езду своих выпускников, тем не менее ГИБДД регулярно составляет рейтинг этих учебных заведений.Поскольку статистика аварийности по вине молодых водителей (стаж управления менее трех лет) растет. В 2008 году ими совершено 628 ДТП, что составляет 13,4 процента от всех, зарегистрированных на дорогах области. Большая часть аварий приходится на молодых водителей Самары - 238 случаев, что не удивительно - они же составляют большинство в этой категории.
 
Однако, несмотря на низкий уровень подготовки водителей, ни один учебный центр до сих пор не лишился лицензии, да и о несовершенстве самой системы подготовки заговорили только в связи с массовыми провалами на «электронных» экзаменах.
 
Переход к новым программам потребует от автошкол существенных финансовых затрат - на покупку тренажеров и компьютерного обеспечения, на переоборудование своих учебных площадок. Чтобы «накатать» возросшие часы практики потребуются и дополнительные автомобили. И уже не разбитая «классика», а современные иномарки, на которых и намерено ездить большинство новоиспеченных водителей. Но найти деньги - лишь полдела, надо еще найти время, ведь отпущенные на переоснащение по закону полгода... отняты «электронным экспериментом».
 
- Из 20 наших курсантов экзамен сдали только четверо, и все они брали уроки на автодроме. И дело не в том, что мы плохо учим: у нас и компьютеры есть, и тренажеры, но невозможно готовиться в одних условиях, а экзаменоваться в совершенно других, - говорит директор одной из самарских автошкол. - Экзамены на автодроме ввели как принудительный эксперимент. Программа имеет корейские корни, а там люди более аккуратные. Да и готовят у них водителей полгода, а не три месяца, как у нас. Если будут такие автодромы в каждом самарском центре, то и сдавать курсанты будут с первого раза.

Дмитрий Балькин,
начальник отдела ГИБДД УВД Самарской области по городскому округу Самара:
- При сдаче экзамена на электронном автодроме полностью исключается человеческий фактор. Можно смело говорить, что оценка, которую получает испытуемый, объективна. А первые результаты вынесли объективную оценку качеству работы самарских автошкол. С 11 по 27 января показатель сдавших экзамен с первого раза составил всего 13 процентов. Причем для выпускников подавляющего большинства школ он близок к нулю.
Проводимые нами совместно с департаментом образования, в ведении которого находятся эти учебные заведения, проверки показывают, что и материальная база многих школ, и квалификация инструкторов не отвечает даже минимальным требованиям. Преподаватели зачастую имеют стаж вождения всего несколько лет. В восьми проверенных нами организациях выявлено 22 инструктора, которые ранее привлекались к ответственности за нарушение ПДД, причем некоторые по нескольку раз. Во многих школах число обучаемых превышает число, заявленных в лицензии. То есть инструкторы чисто физически не в состоянии уделить курсантам достаточно времени.
Хотя формально автошкола не отвечает за своих выпускников, мы ведем анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями со стажем менее трех лет. За прошлый год таких ДТП было 176, в них погибло 15 человек. Выявились школы-«лидеры»: «СУТК» - 32 ДТП, «Самарский областной учебный комбинат» - 20 ДТП, «СОЦШ-1» - 13 ДТП. Стоит трижды подумать, прежде чем пойти учиться в такую организацию. Мы будем ставить перед департаментом образования вопрос о закрытии подобных школ, на сегодняшний день нами уже вынесено одно представление.
Мы не намерены отказываться от электронного экзамена. Другое дело, что такая форма должна стать для испытуемых более привычной, то есть в автошколах тоже должно появиться подобное оборудование.

Алексей Урядов,
начальник отдела военно-технической подготовки Самарского областного Совета РОСТО-ДОСААФ
-Новые программы коснулись практически всех разделов обучения водителей. Но вот сам квалификационный экзамен в ГИБДД на получение права управления техническим средством по-прежнему должен проводиться по методике, утвержденной Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 года. Сдача экзамена на автоматизированном автодроме на сегодняшний день не имеет никаких документальных подтверждений. До школ не доводились никакие распоряжения вышестоящих организаций, отвечающих за подготовку водителей автомобилей.
Кроме того, есть письмо замминистра образования и науки г-на Калины о переходе на новые программы подготовки водителей, где сказано, что группы, начавшие обучение до 31 декабря 2008 года, завершают его по старым программам. В этом документе также отсутствуют указания об изменении требований и методики к приему экзаменов в ГИБДД.
Я не имею ничего против автоматизированного автодрома. Но принудительный эксперимент запущен до создания условия для его проведения.
 
Справка
На территории Самарской области подготовку водителей осуществляют 119 организаций. Из них 55 относятся к Министерству образования (средние школы, профессиональные училища, техникумы), 21 автошкола РОСТО, 10 - принадлежат Всероссийскому обществу автомобилистов (ВОА), 30 - коммерческим образовательным учреждениям.
 
Василий Ирчинский
"Самарская газета"

11.02.2009



Автоновости

  09:44  Плата за эвакуацию автомобилей в Самарской области вырастет с 1 января 2025 года
19 ноября
  11:45  В Самаре пойдет под суд серийный похититель глушителей автомобилей
  11:07  В Самарской области построили и отремонтировали 632,3 км дорог в 2024 году
  07:45  Составлен предварительный список улиц Самары для дорожного ремонта в 2025 году
18 ноября
  09:58  Завершился ремонт дороги «Тольятти – Хрящевка» – Луначарский в Самарской области
Автожурнал


23 ноября 19:47


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru