АвтоНовости Самары
Портал города Самара samru

Организация дорожного движения в Европе: проблемы мегаполисов

Ни для кого не секрет, что по уровню автомобилизации Россия пока еще не догнала развитые европейские страны, отставая от них как минимум в 1,5-2 раза по количеству автомобилей на 1000 жителей (в России этот уровень составляет в среднем 250-300 автомобилей, в странах Восточной Европы - около 500, Западной - свыше 600, в США - более 900 автомобилей на 1000 жителей). Но, несмотря на это, Россия испытывает те же проблемы в области дорожного движения, что и более развитые страны - сказываются более низкая пропускная способность дорожной сети, ее качество, которое ниже всякой критики, неграмотное стратегическое планирование развития крупных городов. К тому же, внимание проблемам организации дорожного движения в Европе начали уделять значительно раньше, чем в России - достаточно вспомнить, что 20-25 лет назад для СССР слово «пробка» обозначало явление «не из нашей жизни» - в силу малого количества личного автотранспорта улицы и дороги были достаточно свободны даже в Москве.

Конечно же, для Европы, США и для России основные транспортные проблемы - это проблемы больших городов. Работающее население переселяется в пригороды, что приводит к объединению их транспортно-дорожной сети с пространством «основного» города. Поскольку на Западе с этой проблемой столкнулись достаточно давно, там уже выработан ряд обязательных мер по преодолению транспортных проблем большого города.
Кстати, в силу комплексного и продуманного применения этих мер в последние десятилетия автомобилизация в европейских мегаполисах замедлилась и стабилизировала свой рост.
Какие же конкретные меры выработаны в развитых странах для снижения транспортной нагрузки на города?

1. Одним из важнейших направлений здесь является разработка и выполнение генерального плана городов, определяющего развитие городского пространства на значительный срок (20 лет и выше).
Так, например, в Токио основные черты города XXI века были определены еще в 1991 г. Согласно генплану, стратегия развития транспорта мегаполиса представляет собой конкурентное развитие городского пассажирского транспорта по отношению к личному автотранспорту.
Региональный план Нью-Йорка, принятый в 1996 г., предусматривает в качестве приоритетных задач улучшение мобильности населения, повышение качества транспортного обслуживания за счет развития сети внеуличных автомагистралей, снижение использования автомобиля в городе за счет развития общественного транспорта и введения платы за пользование личным автомобилем.
Приятно отметить, что после долгого периода отсутствия стратегического подхода к развитию городской территории в Самаре в 2007 году был принят генеральный план развития города - документ, являющийся необходимой базой для решения проблем организации дорожного движения.

2. Широко используется и такая мера как зонирование городской территории. Речь идет об ограничении доступа личного транспорта в определенные районы города (как правило - историческая часть, территории высокой деловой активности и плотной жилой застройки). В то же время, на этих территориях активно развивается общественный транспорт.
Надо отметить, что «ограниченный доступ» не означает «запрет», как могут подумать российские читатели. Речь идет, прежде всего, о системе различных ограничений, которые делают использование личного автотранспорта на этих территориях менее удобным, чем общественного: снижение скорости движения, запреты на парковку на проезжей части улиц, платность за въезд в зону и за парковку. Конечно, количество и строгость таких ограничений определяется транспортной емкостью территории, развитием и состоянием ее дорожной сети.

3. Достаточно непопулярная и спорная мера, применяемая за рубежом, - введение платы за использование личного автомобиля в городе. Плата устанавливается за проезд по магистрали, въезд в зону города, парковку. Ее размер увеличивается по мере приближения к центру, а по времени - в часы пик. Эта мера весьма действенная (как показывают измерения, она позволяет снижать транспортную нагрузку на 20%), но, при этом, вызывающая резкий протест владельцев личного транспорта: вспомним недавний скандал, когда мэр Лондона подвергся резкой критике общественности за введение платного въезда в центр города

4. Еще одно важнейшее направление решения транспортных проблем больших городов - развитие общественного транспорта. Общественный транспорт в городах всегда составлял конкуренцию личному автомобилю и выигрывал ее по многим параметрам: стоимость поездки здесь ниже, чем на личном транспорте, да и проблема парковки отпадает. Для городской жизни в целом важен и такой показатель, как провозная способность общественного транспорта, которая в несколько десятков раз выше, чем личных автомобилей. Исходя из этого, во многих городах мира общественный транспорт пользуется значительными преимуществами: под него даже могут быть выделены специальные полосы проезжей части, как это имеет место в Софии, Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе. В идеале общественный транспорт позволяет разгрузить движение в центре городов на 30-40%.

5. Естественно, большое значение в Европе и США придается такой мере, как развитие улично-дорожной сети (УДС). Уже с 60-70 годов во многих странах приняты на национальном уровне программы развития внеуличных скоростных городских магистралей, являющихся продолжением пригородных автомагистралей. Такая сеть дорог может перетянуть на себя до 80% городского движения. Способ это, конечно, очень затратный и не быстрый, но чрезвычайно эффективный.

6. Еще одна важная мера снижения нагрузки на УДС больших городов - информационное обеспечение дорожного движения. Все развитые страны уделяют большое внимание организации информирования участников дорожного движения о сложных транспортных ситуациях, возможных маршрутах объезда перегруженных участков и т.п. Для такого информирования применяются многопозиционные дорожные знаки, световые табло, специальные радио-, видео- и интернет-каналы. Кроме того, с развитием систем компьютерной навигации становится возможным и ее использование как канала информирования об актуальной транспортной ситуации. Все эти меры дают значительный эффект, предотвращая или позволяя быстрее устранять заторы улично-дорожной сети

22.09.2008



Автоновости

08:08   
Министром транспорта и автодорог Самарской области назначен Сергей Карпов
27 ноября
  08:10  Во дворах Кировского района Самары обновят более 20 тысяч кв. метров дорог
26 ноября
  10:39  Участок трассы М-5 в Самарской области могут закрыть для большегрузов с 6:00
  08:04  Трамвай сошел с рельсов на Заводском шоссе в Самаре: пострадал пешеход
25 ноября
  14:50  На пересечении улиц Майкопской и Советской Армии в Самаре установят светофор
Автожурнал


28 ноября 10:54


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru