Арбитражный суд Москвы признал банкротом ОАО «Москвич». Таким образом суд удовлетворил ходатайство комитета кредиторов автозавода. Главным оппонентом банкротству завода выступала мэрия Москвы. Она сорвала первый аукцион по распродаже имущества завода, и тогда же мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что через два года завод снова заработает на полную мощность.
Конкурсным управляющим предприятия назначен Александр Иванов. Внешнее управление на заводе «Москвич» было введено в январе 2004 года. Решение о банкротстве предприятия было принято на собрании кредиторов 30 января текущего года, сообщает корреспондент РИА «Новости» из зала суда.
Золотая земля
О том, что наладить производство на заводе компании ОАО «Москвич» в ближайшие время вряд ли удастся, даже если речь идет об изготовлении запчастей, внешний управляющий «Москвича» Анатолий Сиваков заявлял еще месяц назад.
Напомним, что в декабре прошлого года мэр Москвы Юрий Лужков пообещал возобновить производство автомобилей на «Москвиче» уже через два года. По мнению Анатолия Сивакова, эти планы нереальны, так как базируются на неверной информации о состоянии завода.
Для восстановления производства необходимо не только погасить долг «Москвича», который в настоящий момент составляет около 1 млрд. долларов, но и инвестировать в производство в два, а то и в три раза больше данной суммы. Сейчас необходимо «довести дело до логического конца», то есть продать активы предприятия и рассчитаться с кредиторами, считает он.
Однако, по словам Анатолия Сивакова, Департамент науки и промышленной политики г. Москвы этому активно мешает. В частности, они сорвали аукцион по продаже имущества, намечавшийся на 26 декабря 2005 года, обжаловав торги в судебном порядке.
Департамент также препятствует продаже имущества завода единым лотом. Такой вариант был бы оптимальным, поскольку позволил бы получить деньги в том числе и за активы, не очень привлекательные с точки зрения инвесторов, заявляет Сиваков. При этом балансовая стоимость всех 78 объектов предприятия составляет около 5 млрд. рублей.
Но рыночная стоимость этих объектов, в частности, интересных для инвесторов, своим расположением намного больше. Земля под заводом «золотая», уверяют представители бывшего АЗЛК. При этом, по словам исполнительного директора «Москвича» Евгения Козлова, около 20% объектов завода уже были проданы или переданы за долги менее чем за 2 млрд. рублей
Обильные экономические вливания
Безусловно, позитивным моментом является тот факт, что временная администрация ОАО «Москвич» смогла полностью погасить задолженность по зарплате перед трудовым коллективом. На момент введения внешнего управления на автозаводе в ноябре 2004 года долг по зарплате составлял около 240 млн. рублей.
Правда, как сообщают представители временной администрации, 128 работников «Москвича» до сих пор не явились за причитающимися им деньгами, несмотря на разосланные уведомления. Общая сумма невостребованных средств составляет около 7 млн. рублей. Управляющий предлагает им явиться за деньгами до 28 февраля. По истечении этого срока невостребованные денежные средства будут помещены на депозит нотариуса.
Погашению долгов по заработной плате в полном объеме способствовало достижение мирового соглашения между ОАО «Москвич» и предпринимателем Владимиром Коваленко, который купил у ОАО «Москвич» склад автозапчастей за 12,5 млн. долларов, но не спешил полностью рассчитываться с предприятием. Компания была вынуждена подать в суд и в итоге получила свои деньги плюс штрафные санкции, что и позволило выплатить зарплату в полном объеме.
Кроме того, за период внешнего управления заводом было получено 197 млн. рублей от сдаваемых в аренду помещений предприятия. За этот же период было уволено 1,5 тыс. сотрудников автозавода.
«Москвич» был единственным производителем легковых автомобилей класса D в России. Проектная мощность автозавода составляла около 110 тыс. машин в год. Как и весь российских автопром, «Москвич» столкнулся с проблемами в начале 90-х годов прошлого века, когда экономическая ситуация в стране сильно изменилась.
Несмотря на «обильные экономические вливания», предприятие так и не смогло оправиться от удара. В течение следующих нескольких лет долги предприятия продолжали расти в геометрической прогрессии. В 2001 году завод был вынужден прекратить свою работу.
газета "Взгляд"