Знакомство
Впервые Россия познакомилась с будущим основателем Daimler Motoren Ges. Готлибом Даймлером в далёком 1881 г., когда тот посетил ряд крупных городов империи с целью выяснения спроса на стационарные двигатели Deutz.
Следующие контакты произошли лишь спустя много лет. В частности, в конце 80-х инженер из Москвы Пётр Энгельмейер, прознав про автомобиль Карла Бенца, не преминул заглянуть к тому на фабрику во время своего визита в Германию. Там Петру посчастливилось встретиться с самим изобретателем и побеседовать с ним за парой сигар.
Более продуктивной оказалась встреча, но не с человеком, а с автомобилем, в 1893 г. на всемирной выставке в Чикаго. Петербургские фабриканты Пётр Фрезе и Евгений Яковлев настолько впечатлились простотой и изяществом конструкции Benz Velo, что первый русский автомобиль, который они представили спустя три года на выставке в Нижнем Новгороде, имел множество общих черт и решений со знаменитым творением Бенца.
Искра доверия, проскочившая в тот момент, начала стремительно разрастаться в пламя любви. В 1894 г. в Москве был куплен первый автомобиль Velo (к сожалению, имя покупателя уже неизвестно), 1 августа 1895 г. известный московский купец Элиаш Зелёный получил из Мангейма большой 4-местный Phaeton, которым впоследствии владел главный архитектор Петербурга, а Карл Шпан примерно в то же время начал официальную продажу автомобилей Benz. То есть, говоря современным языком, стал первым в России дилером.
Всего же в период с 1894 по 1897 г. в Москву, Петербург и другие города было поставлено 19 автомобилей Benz, среди которых пальма первенства принадлежит, конечно же, модели Velo.
Успех автомобилей Daimler в России был не столь велик, но жаловаться тоже не приходилось. Первый автомобиль был отправлен в Сибирь в 1897 г., а через два года экземпляром №184, оснащённым 4-сильным мотором, обзавёлся и владелец Московско-Казанской железной дороги Николай фон Мекк, большой почитатель марки.
Производство в России.
Будете удивлены, но первое производство иностранных автомобилей в России было налажено ещё в 1904 г. при непосред-
ственном участии Daimler. 14 декабря 1901 г. был подписан договор с машиностроительным АО «Г. А. Лесснер», предусматривавший изготовление паровых машин, котлов, торпед, оборудования для военных кораблей и автомобилей.
Подписанию договора предшествовала закупка партии лёгких 4-сильных грузовиков и поставка для Морского министерства двух тяжёлых грузовиков Daimler, предназначенных для перевозки броневых листов с Ижорского завода на верфи. Конструктором грузовиков был выходец из России Борис Луцкой, игравший в то время значительную роль в компании. К слову, договор с петербургской компанией был подписан не без его участия, а сам он по совместительству стал главным инженером предприятия, и каждый выпущенный там автомобиль нёс табличку «Луцкой-Даймлер».
Первенцем завода стал пожарный автомобиль с 15-сильным мотором. В марте следующего года приступили к выполнению заказа на 14 почтовых фургонов, а дальнейшая производственная программа включала три легковые модели с 2- и 4-цилиндровыми двигателями мощностью 12-32 л.с., один из которых поступил в распоряжение премьер-министра Сергея Витте, ещё две - в Императорский гараж.
К 1907 г. «Лесснер» выпускал не только легковые, но и грузовые автомобили грузоподъёмностью 1,2 и 2 т., автобусы, фургоны. В том же году на Петербургской выставке компания была отмечена Большой золотой медалью «За установление производства автомобилей в России». Дела шли неплохо - за пять лет было выпущено около ста автомобилей, однако в 1909 г. контракт был расторгнут в связи с большой загруженностью заводов «Лесснер» заказами от военного флота.
Первые успехи
Масштабы продаж неуклонно росли - если в 1904 г. было продано всего 9 автомобилей Mercedes, в 1910 г. - 31, то в 1912 г. - уже 134 автомобиля, что составило, ни много, ни мало, 14% от общего объёма выпуска! О популярности Mercedes и Benz в России говорит и тот факт, что в Петербурге из 1600 машин на продукцию этих компаний приходилось 162 отнюдь не дешёвых автомобиля, а в Москве из 826 - 142. И это с учётом того, что в стране в тот момент были представлены 122 различные марки!
Большинство Mercedes в России предлагались с кузовами экипажной фабрики «Иван Брейтигам», располагавшейся в Петербурге на Сухарёвской, 8. Имея богатый опыт строительства конных эжкипажей, она смогла предложить качество, достойное имени Mercedes, уже тогда славившегося техническим превосходством и надёжностью.
Положительно сказался на спросе и испытательный пробег, устроенный Военным министерством в 1912 г. Его маршрут пролегал по труднейшим грунтовым дорогам и стал хорошей проверкой на прочность участ-вовавших в нём машин.
Всего же до Первой Мировой войны было продано 566 легковых автомобилей Mercedes и 455 грузовиков и автобусов Daimler. Компания Benz тоже не могла пожаловаться на сбыт - только с 1894 по 1897 г. своих покупателей нашли 16 автомобилей, а в 1912-1913 г. в России было куплено 304 машины, что вывело марку на второе место по объёмам продаж.
Своими успехами обе компании были обязаны не только качеству автомобилей и развитой сети представительств по всей стране, но и активному участию во всевозможных выставках и удачным выступлениям в многочисленных гонках и пробегах.
Спортивные страницы
Несколько лет, предшествовавших огненному смерчу войны, были настоящим «золотым веком» отечественного автоспорта. Спортсмены состязались практически во всех видах гонок - ралли, кольцевых гонках, рекордных заездах...
Для спортивных целей обе компании предлагали целый ряд моделей, среди которых русские гонщики, происходившие из богатых и знатных семей, предпочитали автомобили типа Grand Prix. Особых успехов добился Benz, и в Европе делавший ставку на спортивный имидж (неспроста его эмблему, а впоследствии и эмблему Mercedes-Benz, украшает лавровый венок).
Одну из первых побед в гонке Петербург-Москва одержал француз Виктор Эмери на Benz Grand Prix с 15-литровым двигателем мощностью 150 л.с. Он прошёл дистанцию со средней скоростью 82 км/ч, на длинных прямых разгоняясь до 160 км/ч! В награду ему были вручены 5 тысяч франков, серебряный кубок и портсигар.
На 150-сильном спортивном автомобиле московского представителя фирмы - завода «Лист» - выступали приглашённые гонщики Шолль и Шпаман. А на гонках в Риге в 1909 г. за руль сел и один из конструкторов Benz Фриц Эрле, одержавший победу в гонках на 1 версту со стартом с ходу, показав среднюю скорость 183 км/ч.
На автомобилях Mercedes типа «Принц Генрих» с цепным приводом и двигателем мощностью 140 л.с. петербуржец Карл Меллер (впоследствии он пересел на Benz) начал выступать ещё в 1907 г., однако первая победа пришла к Mercedes только через три года. Лучшим в ралли на Императорский приз по маршруту Петербург-Москва-Киев-Москва-Петербург стал фирменный гонщик компании Вили Пеге на модели типа «Принц Генрих» с 4-цилиндровым 100-сильным мотором объёмом 4,5 л. Автомобиль весом менее тонны развивал максимальную скорость в 140 км/ч. В том году таких машин было сделано всего 8 штук, половина из которых ушла в Россию. Одну из них приобрел и лично выступал на ней в гонках всё тот же Николай фон Мекк.
Принимал активное участие в гонках и гоночный Mercedes, принадлежавший компании «Треугольник», которая занималась выпуском не только стратегического товара №1 - галош, но и автомобильных шин различных моделей и назначения, в том числе и гоночных (например, Фриц Хернер в мае 1913 г. на Волхонском шоссе под Петербургом установил всероссийский рекорд скорости на 22-литровом 200-сильном Benz, обутом именно в «Треугольник». Они без проблем выдержали 202,168 км/ч). Гоночный Benz имелся и у главного конкурента петербургской компании - рижского завода «Проводник», который использовали не только при испытаниях шин, но и в гонках. Часто за рулём автомобиля сидел сам директор завода Виттенберг.
1913 г. выдался богатым на победы. Сначала на первых в России кольцевых гонках лучшим стал Георгий Суворин на 2-местном Benz с кузовом, изготовленным на сервисной станции «Руссо-Балт». В мае на ралли в Москве со «звёздным сбором» (наподобие ралли «Монте-Карло») победу праздновал, стартовавший из Кишинёва, Фёдор Суручан. А 22 сентября Шпаман на Benz типа Grand Prix выиграл 100-километровую гонку под Москвой.
В следующем году фирменный гонщик Шолль на Benz, принадлежащем богачу Меркурьеву, победил в гонках на Grand Prix Санкт-Петербурга. И всё это - лишь малая часть наград и призов, собранных в коллекцию Mercedes и Benz за несколько «гоночных» лет.
Дмитрий Фадеев
inomarka-samara