Каждое происшествие чаще всего бывает обусловлено несколькими причинами. Происшествию могли способствовать технические неисправности транспортного средства и неудовлетворительные дорожные условия.
Установить, какая из причин является главной, а какая второстепенной, не всегда просто. При возбуждении уголовного дела в процессе следствия выявляют фактические причины происшествия, в остальных случаях ограничиваются учетом факторов, способствовавших дорожному происшествию. Виновность водителя зависит и от того, существовала ли техническая возможность предотвратить наезд или столкновение. Время реакции водителя и тормозной путь различны в разных ситуациях. Тормозной путь зависит от фактического веса автомобиля, технического состояния, качества дорожного покрытия и его состояния в зависимости от погоды.
При защите может пригодиться знание того, что к основным причинам ДТП из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся:
несоответствие величины продольного уклона тягово - динамическим качествам транспортных средств;
несоответствие геометрических элементов кривых - сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги;
плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления - низкий коэффициент сцепления;
отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства;
недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки;
отсутствие разметки дорог - или она плохо различима; отсутствие тротуаров для пешеходов;
недостаточная ширина проезжей части; неровное покрытие дороги, повреждение покрытия просадки, провалы и т. п.
Вот почему при документировании происшествий важно точно указывать в протоколе температуру воздуха при ДТП, а при наличии промышленных предприятий - требовать анализа почвы с обочины, что поможет установлению истинной причины ДТП.
Стараясь избегать происшествий, все же надо воспринимать их как житейские неприятности и не осложнять последствий неверным, пассивным, а то и глупым поведением во время выяснения обстоятельств, следствия и суда, в качестве потерпевшего или виновника.
Стоит запомнить :
Если происшествия случаются со многими, не стоит надеяться на исключение.
Виновность, очевидная в первые моменты после происшествия, после изучения всех его аспектов может оказаться неизбежным следствием обстоятельств, действий потерпевших или недостатков дороги, а значит невиновностью или частичной виновностью.
Готовь основания для своей защиты сразу на месте происшествия, а затем обратись к независимым компетентным специалистам. Квалифицированный анализ может показать, что виноват другой участник происшествия, или вина обоюдна, или виновата дорога, или неразличимый дорожный знак и т.д.
Сбив человека, водитель находится в шоке и неправильно оценивает скорость машины перед наездом, расстояние, на котором появился пешеход и т. д., напрасно не придавая этим мелочам значения и иногда может наговорить много лишнего, ненужного и неверного.
На месте происшествия не давай никаких письменных обязательств - находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед происшествием и детально вспомнить сложившуюся ситуацию. Позднее вспомнишь, что не тормозил потому, например, что предупреждающий знак был залеплен снегом и неразличим.
Убежденные заявления другого участника, нажим инспектора могут вынудить признать несуществующую вину.
Сразу после происшествия, если нет уверенности в причинах, не сообщай работникам ГИБДД никаких сведений о происшествии, кроме своих данных. Скажи, что не в состоянии ничего рассказать, плохо себя чувствуешь. Статья 51 Конституции предоставляет право молчать до появления твоего адвоката.
Не доверяй рекомендациям правил дорожного движения о том, что в случае взаимного согласия участников можно разъехаться с места ДТП и без сотрудника ГИБДД - его надо вызывать всегда. Правильно составленная им при твоем участии схема ДТП и справка об аварии с подробным перечнем повреждений будут гарантией того, что позднее незначительные вмятины не превратятся в крупный ущерб, как иногда бывает по сговору заинтересованных лиц.
Нежелательно обходиться без оформления происшествия, расплатившись на месте - увидев повреждение на твоей машине, любой инспектор может счесть именно этот автомобиль виновником только что совершенного поблизости другого происшествия со смертельным исходом, виновник которого уехал и объявлен в розыск. Поскольку никаких документов о получении повреждения в другое время и в другом месте нет, могут завести уголовное дело, а в некоторых случаях и экспертиза может "найти" на поверхности машины следы контакта с жертвой и опровергнуть ее заключение будет сложно.
Не соглашайся с предложением другого участника не вызывать ГИБДД, несмотря на его клятвы возместить ущерб, передачу в залог его паспорта или техпаспорта машины - оставить на память и получить новые документы дешевле, чем оплачивать ремонт автомобиля.
Откажись и от предложения сотрудников ГИБДД не оформлять аварию с выдачей им расписки в том, что в этой связи претензий иметь не будешь, а разберешься с другим участником самостоятельно.
Недопустимо подписывать пустой лист, на котором инспектор под предлогом спешки обещает потом нарисовать схему - это либо халтурщик, либо вымогатель, его схема может оказаться приговором тебе.
Без оформления происшествия не удастся доказать, кто виноват.
Если виноват другой, а нетрезвость установлена у тебя - будь уверен, всю вину возложат на тебя.
Не ухудшай свое положение неверными и незаконными действиями.
Не доверяй никому и ничему - джентльменские соглашения невозможны с людьми, почитающими обман за доблесть, а таких людей, к сожалению, немало.
Договоренность, достигнутая между участниками происшествия о возмещении ущерба без оформления происшествия, может оказаться невыполненной из-за недобросовестности виновника.
Даже решение суда о возмещение ущерба может не выполняться виновниками.
Не стоит портить отношения на месте происшествия - уважительные отношения сторон помогают решить проблемы без нервотрепки. А лучше поручить переговоры опытным юристам - они не испытывают эмоций, как виновники и потерпевшие, и могут скрупулезно разобраться в ситуации и быстро договориться.
Став очевидцем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя; оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГИБДД.
Документация, неполно и неправильно оформленная инспекторами ГИБДД, следователями, экспертами, судьями из-за низкой квалификации, небрежности или умысла может сделать виновного невинным и наоборот.
Недобросовестные люди есть во всех общественных группах - среди водителей, работников ГИБДД, МВД, прокуратуры, адвокатов, экспертов, оценщиков, врачей, - значит надо скрупулезно, последовательно и настойчиво отстаивать свои права.
Вози с собой фотоаппарат, заряженный фотопленкой и снабженный фотовспышкой. Несколько снимков положения автомобилей относительно разметки проезжей части и объектов дороги помогут при разборе в ГИБДД отбиться от необоснованных обвинений, пригодятся и для длительных хождений по инстанциям, для экспертизы с целью обжалования решения ГИБДД.
Привлекай свидетелей - все пассажиры пострадавшей или виновной машины, если они видели обстоятельства происшествия, по закону являются свидетелями. Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участник аварии вправе потребовать приобщить их объяснения к документации, рассматриваемой при разборе в ГИБДД, расследовании и в судебном процессе. На месте происшествия может не быть свидетелей. Но могут откликнуться на объявления в газетах или расклеенные на месте аварии проезжавшие мимо в момент аварии водители и их пассажиры.
Попав трезвым в самое незначительное происшествие, даже в качестве пострадавшего, не пей спиртного в течение суток или более после него - милиция может потребовать обследования, если оно не было сделано сразу после происшествия и никакие оправдания о том, что пил после происшествия, не помогут - они недоказуемы, а анализы - это документ для следствия и суда.
За неоказание помощи пострадавшему в происшествии водитель несет уголовную ответственность и в том случае, если виновник совершил не он, но жизнь и здоровье потерпевшего находились под угрозой.
Водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за дорожное происшествие, виновником которого был потерпевший.
Водитель транспортного средства обязан возместить причиненный этим средством ущерб, если не будет доказано, что он возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала нанесению или увеличению ущерба, то суд может отказать в возмещении ущерба или уменьшить сумму иска. Простая неосторожность не считается причиной происшествия. Имела место грубая или простая неосторожность, определяет суд.
УК предусматривает уголовную ответственность и за причинение вреда здоровью, и за причинение крупного ущерба. Так как большая часть совершаемых ДТП приводит к материальному ущербу, то на скамье подсудимых можно оказаться в результате аварии, в которой не пострадали люди