АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

Причины аварийности среди водителей со стажем до 3 лет

Всемирной организацией здравоохранения был опубликован доклад, в котором представлена статистика гибели людей в результате дорожных аварий. Статистика такова: более 1 млн. 200 тыс. человек и еще 50 млн. получают травмы.

В докладе сказано, что к 2020 г. дорожно-транспортные происшествия обгонят в качестве причин смертности СПИД и инсульты.

Ежедневно на дорогах погибают более 3 тыс. человек, большая часть которых - молодые люди от 15 до 44 лет. И если не принимать срочных мер, то в течение ближайших 14 лет дорожная смертность возрастет еще на 60%.

Доля молодых водителей в числе жертв несчастных случаев на дороге непропорционально высока. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, их число среди пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий непропорционально велико: так, доля молодежи в возрасте 18-24 лет составляет около 10% всего населения, а доля ее среди погибших в результате ДТП составляет 25%. Молодым водителям свойственно переоценивать свои возможности и возможности своего транспортного средства. Несмотря на многочисленные кампании, призывающие к бдительности, молодые водители продолжают в большом числе становиться жертвами ДТП.

Развитие автомобилизации приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом. Всё более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП.  Рост количества ДТП с участием водителей со стажем до 3 лет объясняется несколькими причинами, в первую очередь - сознательное нарушение правил дорожного движения, то есть, их невыполнение. Вторая причина - отсутствие навыка управления автомобилем, мотоциклом в экстремальных условиях. К сожалению, программы в школах не предусматривают обучения именно такому вождению, они дают лишь первоначальные навыки умения водить автомобиль или мотоцикл.

По мнения ряда специалистов, программа обучения автолюбителей должна быть значительно шире, причем, как в теоретическом, так и в практическом плане, она должна захватывать и условия вождения в экстремальных условиях.
В настоящее время рассматривается вопрос о выдаче после обучения временного водительского удостоверения - сроком на один год. Только по истечении этого срока будет выдаваться постоянное водительское удостоверение. Для получения прав водитель, получивший временное удостоверение, должен будет в течение года ездить, не нарушая правил дорожного движения. Если в течение этого периода водитель допускает нарушения правил дорожного движения, он будет проходить дополнительное обучение, продлится срок временного водительского удостоверения. Это необходимо для того, чтобы снизить уровень аварийности среди молодых водителей.

Цель первоначальной подготовки водителя должна состоять в привитии ему необходимых навыков и знаний, благодаря которым он мог бы не только получить водительское удостоверение, но и безопасно и ответственно управлять транспортным средством в условиях дорожного движения. Поэтому система сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения должна быть направлена на оценку степени владения водителем необходимыми навыками и знаниями, позволяющими безопасно и ответственно управлять транспортным средством.

Доступ к механическим транспортным средствам ассоциируется у молодежи с эмансипацией и независимостью от взрослых. Однако для молодежи мужского пола это еще и реальная возможность продемонстрировать свою «силу» и уверенность в себе, а также сравнить себя с другими.

В сельской местности пользование механическим транспортным средством является прежде всего единственным способом обеспечить независимое передвижение. Кроме того, те, кто не имеет транспортного средства, становятся зависимы от тех, у кого оно есть. В связи с этим водитель, потребляющий алкоголь или наркотические средства в ходе своего вечернего отдыха, прямо или косвенно ставит в опасность и жизнь своих пассажиров.

Все это частично объясняет, почему вызванные молодыми водителями ДТП, приводящие к гибели или ранению, зачастую случаются в ночное время или в выходные дни и связаны с превышением скорости или злоупотреблением алкоголем и/ или наркотическими веществами (подобными конопле). При этом чаще это случается с водителями-мужчинами, чем с водителями-женщинами. Кроме того, последствия таких ДТП являются более серьезными для тех, кто не пользуется ремнями безопасности.

Практика подтверждает, что отсутствие опыта в значительной степени объясняет повышенный уровень риска для молодых водителей.

По данным Всемирного доклада о предупреждении джорожно-транспортного травматизма Всемирной организации здравоохранения, самая высокая степень риска попасть в ДТП приходится на водителей-подростков, причем выше всего она у молодых людей 16 и 17 лет. Как показали исследования в развитых странах, риск особенно велик в первые 12 месяцев после получения водительских прав. Факторы, влияющие на повышенный риск:
- характер вождения и состояние автомобиля (часто подростки берут машину взаймы);
- психологические особенности, например, жажда острых ощущений и чрезмерная самоуверенность;
- повышенная (по сравнению с людьми старшего возраста) чувствительность к алкоголю;
- превышение скорости или несоответствие скоростного режима общей скорости транспортного потока - самая распространенная ошибка у молодых водителей транспортных средств.

Причиной серьезных аварий у молодых водителей также является езда по ночным улицам, причем для подростков 16 лет риск столкновения в темное время суток в три раза выше, чем в светлое время.

Для молодых водителей риск растет вместе с ростом числа пассажиров. Результаты одного исследования показали, что если бы молодым водителям разрешали сажать в машину не больше одного пассажира, примерно одной трети аварий удалось бы избежать.

При одинаковых уровнях содержания алкоголя (УСАК) в крови у молодых водителей мужского пола в возрасте от 16 до 20 лет вероятность попасть в аварию в три раза выше, чем у мужчин 25 лет. За небольшими исключениями, чем старше мужчины и женщины, тем для них ниже вероятность попасть в аварию с участием одного автомобиля при одном и том же УСАК.

Изучение жертв, погибших при автомобильных авариях, помогло понять, что водители в юношеском возрасте в пять раз чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем люди 30 лет и старше, при одинаковом уровне УСАК. Водители, относящиеся к возрастной группе от 20 до 29 лет, в три раза больше подвержены риску, чем водители 30 лет и старше при одинаковом УСАК. Водители-подростки с УСАК 0,03 г/дл, везущие двух или больше пассажиров, в 34 раза больше подвергаются риску попасть в аварию, чем водители 30 лет и старше, везущие одного пассажира, с УСАК, равным нулю.

У молодых начинающих водителей вероятность травмы в результате дорожной аварии очень высока; для водителей-подростков риск на дороге выше, чем для других сравнимых возрастных групп. Превышение максимальной допустимой скорости и несоответствие общей скорости транспортного потока часто являются причинами дорожных аварий с участием молодых водителей.

Высокая степень риска, которому подвергают себя молодые водители автомобилей и молодые же водители двухколесного механического транспорта в первые несколько месяцев после получения ими водительских прав, уже рассматривалась нами в этой статье. Что касается молодых водителей автомобилей, то у них были отмечены две главные проблемы: вождение автомобиля в ночное время суток и перевозка молодых же пассажиров. В качестве меры, предупреждающей возникновение таких проблем в будущем, в Новой Зеландии в 1987 г. была впервые введена система поэтапного допуска лиц к управлению транспортным средством; теперь эта система широко используется в Канаде, в США и в ряде других стран. Эти системы предусматривают постепенный доступ к приобретению полных водительских прав для новичков-водителей автомобилей и двухколесного механического транспорта.

Снижение числа аварий за счет внедрения подобных систем колеблется от 4 до более 60%

Начинающие водители любого возраста не обладают достаточным умением управления автомобилем и опытом в распознавании подстерегающих их опасностей. Вот почему у только что получивших права подростков их юный возраст и недостаточный опыт вождения ведет к непропорционально большому числу аварий. Система поэтапного доступа к управлению транспортным средством как раз и направлена на снижение высокого уровня рисков ДТП (которым подвержены начинающие, неопытные водители) за счет того, что вводится положение о стажировке, в течение которой такой водитель в плановом порядке проходит под руководством наставника специальный практический курс вождения; эта норма получила название «периода стажировки с вручением права вождения под руководством наставника». По завершении этого периода начинающему водителю выдается временное удостоверение на право управления автомобилем, в котором содержатся временные ограничения на управление автомобилем в отсутствие наставника. Обыкновенно эти ограничения включают в себя запрет на управление автомобилем в ночное время, ограничивают число пассажиров, которых имеет право перевозить такой водитель, а также запрещение садиться за руль после употребления какого бы то ни было количества алкоголя. Все эти ограничения снимаются по мере приобретения молодыми водителями нужного опыта и по мере того, как подростки взрослеют, и в конце концов они получают полноценные права.

Системы поэтапного доступа лиц к управлению транспортным средством доказали свою эффективность в деле сокращения числа аварий в жизни начинающих водителей. Сравнительные исследования такого опыта в Канаде, Новой Зеландии и в США свидетельствуют о снижении на 9 - 43% числа аварий, в которые были вовлечены начинающие водители

Повышенный уровень риска аварийности у начинающих водителей - это всеобщее явление, так что системы поэтапного обретения водительских прав способны существенно сократить этот риск. Эта система может применяться ко всем без исключения лицам, только что получившим удостоверения на право вождения автомобиля, а вовсе не только к молодым людям. Проведенные в этом плане исследования со всей очевидностью показывают, что более пожилые начинающие водители попадают в большее число аварий, чем водители того же возраста, но обладающие стажем вождения в несколько лет. Учитывая данный факт, Канада, где многие начинающие водители - это далеко не молодые люди, применяет систему поэтапного доступа лиц к управлению транспортным средством ко всем без исключения начинающим водителям, невзирая на их возраст. Так что даже страны, в которых возраст, когда возможно получение водительских прав, выше среднего в мире, все равно могут выиграть от применения настоящей схемы поэтапного доступа лиц к управлению транспортными средствами.

24.09.2007



Автожурнал
Автотюнинг


24 ноября 5:27


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru