АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

Выживание без правил...

   Организовывать и проводить социальные акции - занятие неблагодарное. Во всяком случае, это гораздо труднее, чем рассуждать о проблемах или давать интервью с общетеоретических позиций. Теперь мы можем утверждать это с полным правом. Почти в течение двух недель на улицах города работал «Мобильный патруль» нашей газеты. Все это время наши сотрудники не только проводили социологическое исследование на знание самарскими водителями правил дорожного движения, но и пытались привлечь автомобилистов к более активному участию в решении их проблем, выяснить отношение автомобильной общественности к тем или иным нововведениям, определить «болевые точки» автомобильной Самары и, совместно с официальными органами, наметить варианты решения проблем. Огромную помощь и поддержку в работе «Мобильного патруля» оказал Отдел ГАИ города Самара. Спасибо! Искренне радует, что люди в форме способны не только наказывать…
   В последние 2 года «Мобильный патруль» обрел в нашем городе не только известность, но и популярность. Впрочем, для тех, кто по тем или иным причинам не слышал об акции, напомню её смысл. Исследование состоит из двух частей. В первой части автолюбителю предлагалось ответить на 10 стандартных вопросов на проверку знания ПДД. Если хотя бы 8 ответов, оказывались правильными, то водитель получал ценные призы от редакции автомобильной газеты «Семь Верст - Самара» и наших партнеров. Среди призов были талоны на бензин от сети заправочных станций «Витязи», дисконтные карты от ООО «НПП Система Технологий», представляющей на рынке бренд SS20 и многие другие полезные автомобилистам вещи. Далее, автолюбителю предлагалось ответить на ряд вопросов специального теста после чего он продолжал свою поездку с пожеланием счастливого пути. Таким образом, за 2 недели наша команда опросила более 400 человек и теперь мы готовы представить вашему вниманию результаты своей работы…
4 из 5 самарских водителей можно возвращать за парту!
   Как ни печально, но это так. Мы не требовали невозможного, задавали стандартные вопросы, но правильно ответить хотя бы на 8 из 10 вопросов, смогли лишь 96 человек (23,6% от общего количества опрошенных). Стоит отметить, что правилами сдачи экзаменов в ГАИ допускается лишь 2 ошибки в ответах на 20 вопросов. Так что, наши условия были гораздо мягче официальных…
   Если же подходить к оценке знаний опрошенных более строго, то абсолютно правильно на вопросы билетов (10 из 10) ответили только 34 (8,37%) человека из более чем 400! Показатель…
   Как правило, комментируя знания, а точнее незнание ПДД и отвратительные водительские навыки, основной причиной сложившейся ситуации чиновники и милиционеры называют низкий уровень знаний, получаемых курсантами в автошколах. Недавно, в интернете мне попались на глаза результаты еще одного опроса (к сожалению, проведенного не нашим изданием). Подавляющее количество респондентов в этом исследовании заявили, что в автошколах учат сдавать экзамен на получение водительского удостоверения и лишь немногие учились в автошколе правильно, безопасно и безаварийно управлять автомобилем. Впрочем, говорить о том, что это тенденция последних лет было бы неверно. По результатам нашего исследования, водительский стаж опрошенных распределился приблизительно поровну. Менее пяти лет управляют автомобилем 32,9% опрошенных, от 5 до 10 лет за рулем 22,7% автолюбителей и стаж свыше 10 лет имеют 38,9% респондентов «Мобильного патруля». В итоге, остается признать очевидное - либо система обучения вождению была крайне несовершенна во все времена, либо интеллектуальный уровень российского автомобилиста настолько низок, что он не способен воспринять даже шестидесятистраничное пособие по ПДД. В светлый разум наших сограждан я все же верю, а потому, возможно, действительно автошколам стоит уделить самое пристальное внимание.
   Теперь о персоналиях. По условиям исследования мы не имеем права где либо указывать имена и фамилии участников опроса. Потому, без указания персональных данных, все же вспомню одного. Он возглавил наш своеобразный антирейтинг. Из 10 предложенных вопросов ответить правильно он смог лишь на 1. Вопреки ожиданиям большей части читателей это вовсе не блондинка за рулем праворульной «газели» с военными номерами, а мужчина 24-х лет от роду, управляющий автомобилем ВАЗ-2112. За рулем он находится менее трех лет. За это время один раз стал участником ДТП. На актуальный вопрос по поводу ужесточения санкций за нарушение ПДД ответил, что лично для него эта мера ничего не изменит. Вот так!
С чего начинается Родина…
   Ну что ж, с уровнем знания ПДД разобрались. Настала пора объективно посмотреть на остальные вопросы и, прежде всего, на чем мы ездим. Здесь, на фоне разговоров об экономическом развитии региона, высоких зарплатах и прочих социальных благах, нас поджидали большие неожиданности. Ежегодно автомобильный парк Самары прирастает и обновляется на 12,3%. Именно столько опрошенных имеют автомобили, возрастом менее года. На машинах старше пяти лет передвигаются 39,4% самарцев. Возраст оставшейся части автопарка колеблется от 1 до 5 лет. Сразу оговорюсь, что речь идет о легковых автомобилях. Водители грузовиков также принимали участие в нашем исследовании, но общее их количество было незначительным.
   Подавляющую часть парка (79,8%) составляют автомобили отечественного производства. Владельцев иномарок среди опрошенных оказалось всего 82 человека (20,2%). Большинство опрошенных покупали своих «железных коней» на собственные средства (52,2%), 15,8% - заняли денег у друзей и родственников и лишь 17,2% воспользовались банковским кредитом.
   Исходя из полученных цифр видно, что ни «кредитный бум», ни пик продаж иномарок в нашем регионе еще не наступили. Однако, столь же неверно было бы говорить о том, что жители Самарской области являются абсолютными патриотами отечественного автопрома. В ближайшие три года средство передвижения собираются сменить 85,2% опрошенных. Лишь 13,8% точно купят новый автомобиль отечественного производства. 35,5% отдадут свои симпатии и деньги исключительно иностранным автопроизводителям. Остальные (50,7%) еще точно не определились и совершат покупку в зависимости от обстоятельств.
   И еще одно интересное наблюдение! Лишь 28,6% потенциальных покупателей новых автомобилей готовы воспользоваться услугами банков и взять кредит. Все остальные предпочитают по старинке копить деньги.
ЧтоБы не случилось…
   57,6% опрошенных так или иначе попадали в ДТП. Почти 11% становились участниками аварий 3 и более раз, 2 раза неприятности случались у 14,8% опрошенных и единожды покорежили свои и чужие машины 29,1% респондентов «Мобильного патруля». С каждым годом количество так называемых «административных ДТП» (происшествия без пострадавших) возрастает. Это обусловлено двумя объективными причинами. Во первых, с каждым годом автомобилей на улицах города становится больше, а во вторых с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), даже мелкие столкновения подлежат обязательной регистрации в ГАИ.
Без страхового полиса сейчас на улицу не выезжает уже никто. Однако, большинство самарских водителей (64% опрошенных) все же надеются прежде всего на собственный опыт и страхуют только гражданскую ответственность, Страховые полисы по ОСАГО и частичному КАСКО имеют 9,9% водителей и полное страховое покрытие любой ответственности и любого ущерба (полное КАСКО) обеспечивается лишь каждому четвертому автомобилю.
   Отдельный вопрос - тарифы и выплаты. Дискуссии относительно корректировки т.н. «страховых премий» возникают ежегодно. Страховщики считают, что их размер слишком мал, а общественные организации автомобилистов доказывают, что за страхование гражданской ответственности мы платим слишком много. В свою очередь, многие автомобилисты жалуются, что размер выплат по ОСАГО далеко не всегда покрывает ущерб от ДТП. Один из пунктов нашего опросного листа был посвящен именно этой проблеме. Итак, с тем, что тарифы и выплаты по ОСАГО необходимо увеличить согласны 19,2% автовладельцев. Противоположного мнения придерживаются 33,5%. И оставить все на прежнем уровне рекомендуют 47,3% автолюбителей.
Кто виноват и что делать?
   Под этим условным подзаголовком можно дать заключительную часть нашего исследования. Она состояла из трех вопросов: К каким изменениям приведет ужесточение санкций за нарушение ПДД, Какие видимые изменения произошли в работе службы ГАИ за последний год и, Что необходимо сделать, чтобы жизнь автомобилиста стала лучше?
   Начнем с самого неприятного. Вопрос о том, что штрафы за нарушение ПДД вырастут «в разы», в Государственной Думе уже практически решен. Более того, за ряд нарушений вполне спокойно можно будет отправиться приносить пользу обществу целых 15 суток, а за преступление, совершенное на автомобиле, да еще не дай бог в непотребном виде и вообще светит вполне реальный тюремный срок. По мнению законодателей и руководства службы ГАИ подобные меры должны остановить беспредел на российских дорогах. С такой позицией согласны 40,4% наших респондентов. О том, что ситуация на дороге не изменится, заявляют 41,4% опрошенных. Пессимистов среди опрошенных - 18,2%. Они полагают, что ужесточение санкций изменит ситуацию на дороге к худшему.
   Вопрос по поводу видимых изменений в работе ГАИ поставил автолюбителей в несколько затруднительное положение. В итоге, большинство опрошенных (64,5%) не отметили вообще никаких перемен. 31% заявили, что с переносом МРЭО стало проще поставить автомобиль на учет и восстановить утраченные документы. Почти 24% автолюбителей отметили, что инспекторы стали корректнее общаться с водителями, прекратились случаи взимания штрафов «на месте». А, вот с утверждением о том, что инспекторы появляются там, где нужно, занимаются организацией движения, а не сидят в засадах по кустам согласились лишь 10,3% опрошенных.
   С тем, чтобы назначить виноватых в нашем обществе никогда проблем не возникало, а вот ответ на вторую часть вопроса «что делать?» оказался гораздо более труден. Однако, вариантов «не знаю» и «пусть лошадь думает - у неё голова большая» на рассмотрение автомобилистов представлено не было. Потому, при ответе, пришлось серьезно подумать. В результате, большинство опрошенных (61,1%) посчитали, что полное автомобильное счастье для них наступит после того, как будут отремонтированы существующие и построены новые дороги. 13,8% самарских автолюбителей считают, что необходимо уделить больше внимания организации движения. Освещением проезжей части в вечернее и ночное время недовольны 9,4% водителей. 7,4% главную причину своих бед видят в маршрутных такси. 3,4% автолюбителей были бы счастливы, если бы в одно «прекрасное» утро с улиц исчезли все инспекторы ГАИ, а вот о том, что в городе необходимо больше подземных и надземных пешеходных переходов задумались лишь 3% опрошенных. Браво!
«Мобильный патруль» - история продолжается…
   Одной из сверхзадач «Мобильного патруля» является построение равного диалога власти и граждан страны. В данном случае, тех граждан, которые каждое утро садятся за руль своего или служебного автомобиля и выезжают на улицу. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что «равный диалог власти и граждан» своего рода утопия. Власть потому и власть, что обладает средствами принуждения и стремится использовать эти средства на все 100%, а склад характера наших граждан таков, что чем более строгие законы и постановления принимает эта самая власть, тем более необязательны они становятся к исполнению. Потому, для начала уже неплохо было бы напомнить власти, что автомобилисты тоже граждане, а не только источник дополнительных доходов и политических очков. А автомобилистам не мешает каждый день отдавать себе четкий отчет в том, что у них в руках агрегат - потенциально опасный для окружающих и что их прямая обязанность заключается в том, чтобы свести эту опасность к минимуму.
   Подводя итоги очередного этапа «Мобильного патруля», я не буду даже обозначать все проблемы, существующие на самарских и российских дорогах - они общеизвестны. И если еще раз произнести их немаленький список, как заклинание в темноту, они к сожалению, не исчезнут. С другой стороны, если попытаться услышать и понять друг друга, то может быть, пусть медленно и невнятно, они начнут решаться. К счастью, и среди представителей власти и среди автомобилистов, одиозных личностей, мечтающих извести противоположную сторону как класс, совсем не много. Значит, у нас есть все шансы…
Николай Прохоров,

 



Автожурнал
Автотюнинг


24 ноября 6:59


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru