АвтоЖурнал Самары
|
|
Автоспорт на распутьеАвтомобильный рынок Самары находится на подъёме. Автосалоны растут как грибы после дождя, увеличиваются очереди на популярные модели, ширится круг официальных дилеров. С каждым днём наше светлое автомобильное завтра становится всё реальнее. Процветают и сопутствующие сферы - магазины по продаже запчастей, сервисы, тюнинговые фирмы. И лишь автоспорт, с незапамятных времён шедший рука об руку с автоиндустрией, чувствует себя чужим на этом празднике жизни. Приходят в негодность трассы, в бурлящем потоке событий растворяются следы организаторов некогда популярных соревнований, с приходом к власти денег и нездорового прагматизма автоспорт местного розлива перестаёт интересовать спонсоров и зрителей, а организация соревнований становится уделом энтузиастов, часто вкладывающих в это собственные средства. Что происходит с самарским автоспортом? Куда он катится и что его ожидает в дальнейшем - окончательное забвение или эпоха возрождения? Мы постарались разобраться в этом, подключив к рассмотрению проблем связанных с этим людей Вспомните 2005 г. - расцвет Starline Racing с 3-4 десятками участников на каждом этапе, гонки на ипподроме, собиравшие тысячи зрителей, нарождающийся дрэг-рэсинг, огромное внимание прессы, болельщиков, спонсоров… Тогда казалось, что сказка под названием «самарский автоспорт» никогда не закончится и нас каждый год ждёт новый виток её сюжета… Немного истории Однако 2006 г. стал катастрофой. Интерес к гонкам внезапно угас, и из всех видов автоспорта более-менее хорошо чувствовал себя лишь дрэг, популярность которого в обществе подогревалась больше голливудскими фильмами, чем активной работой организаторов Первым, промучавшись в агонии всё лето, отдал богу душу некогда грозный Starline, обещавший со временем вырасти в серьёзный чемпионат. «Тихий» уход зимой из стана организаторов Алексея Одинцова, которому посодействовали сами пилоты, имел неприятные последствия. Набравший скорость зимний чемпионат всё-таки пришёл к завершению, но летний сезон оказался под угрозой - безответственность и бездарность организаторов привели к тому, что и пилоты, и зрители, и даже сам технический персонал зачастую узнавали о том, что очередной этап всё-таки состоится, лишь за пару дней до гонки. К концу сезона Starline, и раньше оставлявший немало поводов для недовольства, испустил дух. Выпустив по его уже мёртвой тушке пучок критических стрел, и спонсоры, и зрители, и сами гонщики мысленно похоронили чемпионат, а имя главного организатора Дениса Ермохина стало едва ли не нарицательным Растеряли былую славу и ипподромные гонки - отсутствие средств вынудило отказаться от проведения не то что чемпионата, но даже отдельных соревнований. Игорь Платонов всё лето промыкался со Starline, будучи ответственным за техническую сторону гонок, а остальные организаторы исчезли в водовороте жизни В немногим лучшей ситуации оказались ралли, проводимые «Самара Ралли-клубом». Гонки проводятся более-менее регулярно, но их количество и периодичность оставляют желать большего. Было проведено лишь несколько гонок, включая ралли-спринт, который уже на втором этапе стал совсем непопулярным А вот для дрэг-рэсинга 2006 г. стал богатым на события и едва не оказался последним. Сорванные заключительные гонки 2005 г. посеяли в рядах их организаторов раздор, в котором, как часто бывает, немалую роль сыграли деньги. Однако весной 2006 г. показалось, что все неприятные события остались в прошлом. Только показалось… Бывшие партнёры - ПД «Идея» и Дмитрий Сурков («Кадавр»), ставшие конкурентами, не «поделили» судейскую команду во главе с Артёмом Бахмуровым, что окончательно раскололо мир самарского дрэга надвое. Одни обвиняли других в невыполнении обязательств, те, в свою очередь, - в тайной игре за спиной Как бы то ни было, в 2006 г. дрэг организовывали сразу две «команды», совместными усилиями подарившие нам 4 гонки. Распри не пошли на пользу делу - практически совпадающие по времени соревнования, чёрный PR и активное подсовывание палок в колёса друг другу привели к тому, что все - и зрители, и спонсоры - уже перестали отличать чёрное от белого и элементарно запутались Зато вовсю продолжил своё развитие картинг. К уже существовавшим трассам в Дубках, на «Металлурге», парке им. Гагарина и Струковском, вынужденных ютиться на бывших хоккейных площадках и редких асфальтовых островках, добавился «Самарский Картинг-Центр» в «Kin.up». Большая трасса и современное оборудование, включающее автоматический хронометраж, позволили регулярно проводить гонки высокого уровня. И лишь большие стартовые взносы, оказавшиеся многим не по силам, до сих пор сдерживают популярность гонок в «Картинг-Центре». Из других событий можно лишь отметить три этапа, проведённые картинг-клубом «Дворцовая» в парке им. Гагарина. Низкие стартовые взносы и отсутствие сильных гонщиков привлекли к ним внимание обычных людей, получивших возможность побороться за неплохие призы Остальные гонки для широкой публики остались неизвестными. Их проведение - дело рук энтузиастов, имеющих не только организационные, но и финансовые возможности. Редкие соревнования носили разовый, частный характер и ставили себе целью лишь дать возможность «погонять», «оторваться» пилотам в условиях полного отсутствия каких-либо других гонок, без огласки, наплыва зрителей и при полном отсутствии внимания по стороны прессы Перспективы Сезон 2007 г. будет мёртвым - таково мнение практически всех опрошенных. В том, что Starline умер окончательно и бесповоротно, - сомнений нет ни у кого. Возможно, когда-нибудь чемпионат Самары по кольцевым гонкам и возродится, но усилий для этого потребуется гораздо больше, чем раньше. Канул в лету Денис Ермохин, занят более интересной работой директор «Картинг-Центра» Алексей Одинцов, и лишь директору автоклуба «Самара-КЛАС» Игорю Платонову подобные планы не дают спокойно спать. Но, скорее всего, дело ограничится лишь двумя-тремя гонками на автодроме «Гора» или СОК-Пилоте Не могут сказать точно, что нас ждёт в этом году, и организаторы ралли, поскольку всё это делается исключительно в качестве хобби, в свободное от семьи и работы время, а подготовка занимает много времени и требует финансовых затрат. Можно рассчитывать разве что на 4-5 гонок, включая более сложные ралли 2-ой категории, которые, возможно, будут объединены в чемпионат Для дрэга этот год, по словам Артёма Бахмурова обещает стать ещё более бледным, чем прошлый. Только начавший набирать популярность вид гонок организаторы задушили собственными руками. В планах на 2007 г. у непримиримых организаторов безусловно что-то есть, но весна уже перевалила за середину, а нет даже слухов… И дрэг сейчас находится в наиболее подвешенном состоянии с момента своего появления в Самаре Однако отчаиваться рано - похоже, этот год подарит нам событие невиданных доселе масштабов. В конце мая в рамках «Самарского автосалона» должен состояться этап чемпионата «Урал-Поволжье», обещающий собрать сильнейшие машины региона. На короткое время вместе собрались грамотная маркетинговая политика и опытные организаторы, что сулит нам, в случае успеха, событие, которое вся Самара будет вспоминать ещё долго Наиболее стабильно положение картинговых соревнований. Трассы, пусть и небольшие, есть, интерес зрителей и участников стабилен, а отсутствие спонсоров компенсируется стартовыми взносами. Вновь порадует простых любителей картинга клуб «Дворцовая», правда, сроки проведения и количество этапов остаются пока под вопросом. Да и неравное техническое состояние картов вкупе с неровной трассой в парке им. Гагарина создаёт определённые проблемы А вот «Картинг-Центр» строит наполеоновские планы, обещая в будущем году чемпионат по прокатному картингу на двух трассах (в том числе - крытой), высокий уровень организации, горы призов, достойных спонсоров и опытных менеджеров. И если интерес участников вновь не убьют высокие стартовые взносы, мы, хочется надеяться, получим достойные соревнования Вполне возможно, что в подобных условиях развитие получат околоавтомобильные мероприятия. Например, новый проект Андрея Воронкова и Евгения Васильева под названием «ProГонки». Соревнования, в которых главную роль будет играть не автомобиль, а слаженная работа экипажа и хорошее знание города, хоть и не утолят автоспортивный голод, но обещают стать хорошим и массовым развлечением, которому не потребуются спонсорские вливания и дорогая техническая подготовка Кто виноват и что делать? Два главных вопроса, мучавших ещё классиков литературы, применимы и к нашей ситуации. Самарский автоспорт никогда ещё не находился в столь бедственном положении, и причин тому множество. Каждый из опрошенных нами называл совершенно разные причины, сходились они лишь в одном - автоспорт губит отсутствие грамотных менеджеров и, как следствие, отсутствие спонсоров. Именно из этого, что называется, и растут ноги всех остальных проблем «Автоспорт в Самаре - это руки постоянно по локоть в грязи и масле, а не опытные менеджеры и грамотная политика» «Кольцевики» ссылаются на отсутствие достойных трасс - на площадке СОК-Пилот асфальт пришёл почти в полную негодность, ледовые трассы на озёрах страдают из-за тёплой погоды (в этом году удалось полноценно поездить только две недели), и лишь автодром «Гора» более-менее соответствует их запросам. Хотя и здесь грунтовое покрытие не позволяет проводить гонки в распутицу На этом фоне положение драга, имеющего в своём распоряжении аэродромы в Смышляевке и «Авиакор», выглядит почти безоблачным. «Почти» - потому что их аренда стоит немалых денег, в то время как у «кольцевиков» есть возможность проводить свои гонки фактически даром. Даже руководство «Горы», идя навстречу хиреющему автоспорту, подготавливает и предоставляет автодром едва ли не из альтруистских побуждений Однако и тем, и другим остаётся только мечтать о сказке из Набережных Челнов, где в прошлом году построили великолепный дрэг-стрип стоимостью около 60 млн. рублей! Будете удивлены, но вложения оправдались за один сезон. Однако в Самаре вряд ли кто-то сможет упрекнуть человека, который в ответ на предложение потратить на сомнительное предприятие порядка 2,5 млн. долларов, лишь покрутит пальцем у виска Менее ощутима эта проблема у картингистов, но из всех существующих лишь трасса в «Картинг-Центре» не вытрясет из вас душу за один заезд и позволит развить более-менее приличную скорость. И не заикайтесь о настоящей гоночной трассе, поскольку картинг в Самаре - это лишь способ сиюминутного зарабатывания денег, и пока основную часть прибыли компании получают с казуалов - обычных людей, которых отсутствие профессиональной трассы абсолютно не волнует, - ситуация не изменится В условиях возрастающей конкуренции (в городе существуют уже 5 прокатных площадок) при отсутствии поддержки властей и особого наплыва клиентов, организация гонок представляется не столько способом получения прибыли, сколько способом привлечения внимания клиентов, возможностью заявить о себе. Крупных спонсоров они не видели никогда, при сегодняшнем положении вещей - и не увидят, а доход соревнований складывается исключительно из взносов участников Отсутствие хороших менеджеров фактически ставит крест на идее с минимальными вложениями организовать что-то вроде открытого чемпионата города. Те же проблемы преследуют и многострадальное «кольцо». Организаторы, отвечающие за техническую сторону, есть, есть и судьи, и регламент, и опыт проведения гонок, нет лишь денег. За несколько лет «кольцо» выросло из «детских штанишек», сформировало жёсткие правила и широкий круг поклонников, но, скажите, много ли шансов у человека заполучить хороших партнёров, если половину дня он занимается ремонтом машин, а половину - поиском спонсоров? Почти нулевые. Сейчас отношения в подобных проектах больше строятся не на правильном маркетинге, а на личных знакомствах. А кому из тех, кто ими обладает, интересны автогонки, когда жизнь предоставляет столько возможностей заработать без лишней суеты? Помимо этого, спонсоры ждут мгновенной отдачи от вложенных средств, совершенно забывая о том, что реклама в гонках носит исключительно имиджевый характер и неспособна моментально поднять продажи. Стандартные причины отказов - «нет денег» и «нам это неинтересно» - больше напоминают отмахивание от назойливых просителей, приходящих к спонсорам в буквальном смысле с протянутой рукой. Работа менеджера, занимающегося поиском средств, тяжела, неблагодарна и, как правило, не приносит соответствующего материального удовлетворения. Именно эти причины, например, заставили широко известного в дрэг-кругах Артёма Бахмурова завязать с организацией гонок, оставив это более настойчивым и удачливым. Сейчас в Самаре разве что ПД «Идея» во главе с Диллярой Жирновой способен собрать группу серьёзных спонсоров, но времени на это уходит очень много Всё в этом мире «завязано» на деньгах. Все понимают это, но действуют по-разному. Кто-то, перекрестившись, бросается в бушующее финансовое море, чтобы спустя некоторое время выплыть на берег пустым и отчаявшимся, кто-то возвращается с добычей, а кто-то, как «Самара Ралли-клуб», смиряется с положением вещей и не рвётся к сияющему олимпу финансового благополучия После ухода Павла Нефёдова, отдавшего организацию гонок в руки своих преемников - Андрея Михайлова и Алексея Веревитина, ралли окончательно ушли в подполье. Вокруг «Ралли-клуба» сложился прочный, но небольшой круг поклонников этого вида гонок. Они живут в собственном мирке, ограждённом от внешнего, большого и опасного мира, общаются на форумах, встречаются на собраниях около ТЦ «Фрегат» и иногда участвуют в ралли 3-ей категории. Нежелание или невозможность, иногда из-за отсутствия времени, вывести этот вид гонок в свет, популяризировать его, попытаться привлечь внимание спонсоров и СМИ привели к тому, что ралли, с одной стороны, почти никому неизвестны, а с другой - неплохо чувствуют себя в своём безденежье. Расходы по организации гонок покрываются исключительно из вступительных взносов участников, сумма которых неуклонно растёт. Ни к какой материальной выгоде организаторы не стремятся, подчёркивая свою полную бескорыстность, и честно признаются, что и для спонсоров ралли не слишком привлекательны. Подобная изолированность и самодостаточность позволили ралли выжить в условиях, когда прочие виды гонок почти исчезли Одним из главных маркетинговых просчётов организаторов любых гонок можно назвать то, что они не могут позиционировать автоспорт как прибыльное мероприятие. Причём, прибыльное не напрямую, как способ зарабатывания денег, а как великолепную возможность заявить о себе, поработать на имидж и на узнаваемость бренда. Что ещё этому может быть виной? Низкая квалификация менеджеров компаний-спонсоров или косность и зашореность мышления их руководителей? «Гонки - пилотам, Тем не менее, неправильным было бы искать причину бедственного положения самарского автоспорта исключительно в отсутствии грамотных менеджеров и тяжёлых на подъём потенциальных спонсорах. Один человек вряд ли способен разорвать замкнутый круг тесно связанных друг с другом проблем Ведь для того, чтобы организовать гонки на высоком уровне, нужны деньги. Чтобы появились деньги, нужно заинтересовать спонсоров. Спонсоры способны клюнуть лишь на шумиху в прессе и большое количество зрителей. Чтобы привлечь прессу, нужны интересные соревнования и всё те же зрители, которых больше интересуют не столько сами соревнования, сколько, сопутствующее им шоу, для организации которого и нужны деньги спонсоров! Замкнутый круг становится ещё более прочным, если окологоночные шоу и соответствующая атмосфера играют главную роль в привлечении зрителей, как, например, на дрэг-рэсинге Отчасти вырваться из него может помочь эффектность самих гонок, но этим может похвастаться разве что набирающий популярность в России «дрифт». Правда, вопрос о сроках его появления в Самаре остаётся открытым Пока не изменится менталитет людей, находящихся по обе стороны баррикад, коренного изменения ситуации ждать не стоит. Конечно, есть надежда на поддержку властей, если те ни с того, ни с сего, полюбят автоспорт. Но если уж на федеральном уровне основу здоровья нации - детский спорт - поставили на грань исчезновения, а автоспорт начинает интересовать власть предержащих только в связи с возможностью откусить кусок бюджетного пирога под очередной фантом-проект трассы для «Формулы-1», то что говорить о местных властях? А иначе так и будут продолжать бегать по кабинетам энтузиасты, получая от организации гонок лишь моральное удовлетворение, будут проходить соревнования качеством ниже среднего, и вновь будут у организаторов после каждой гонки опускаться руки, вновь будет появляться мысль: «А не послать ли всё это к чёрту?»… От автора За время подготовки этой статьи мне довелось увидеться и пообщаться со многими так или иначе связанными с автоспортом людьми. Это были гонщики и менеджеры, судьи и руководители, владельцы собственного бизнеса и организаторы. Разные люди, разные судьбы, разные жизненные пути. Но было кое-что, что их объединяло - неугасимый энтузиазм и почти фанатичная увлечённость своим делом Имея хорошую работу и семью, они готовы часами пропадать в гаражах, подготавливая машину, поменять рыбалку, природу, шашлык и выходные на несколько часов тренировок. Ради своего увлечения, ради возможности ещё раз выйти на старт, прислушиваясь к стуку собственного сердца, или ради того, чтобы дать такую возможность другим, они готовы нести немалые расходы, тратить силы и время на поиск спонсоров, подчас отказывая себе во многих других удовольствиях, что дарит нам жизнь. Добавьте к этому постоянные проблемы с инспекторами ГИБДД, для которых любой автомобиль с наклейками или заниженным клиренсом - словно красная тряпка для быка, а возможность испортить жизнь автогонщику - цель рабочего дня. Справедливости ради стоит отметить, что подобные проблемы возникают лишь с рядовыми инспекторами, в то время как руководство ГИБДД в лице Игоря Рудакова всячески поддерживает спорстменов Автоспорт в Самаре давно миновал стадию любительских «покатушек», его уже можно назвать полупрофессиональным по уровню подготовки техники, технической стороне организации и пр. Квалификация самарских спортсменов очень высока, с ними мало кто может поспорить в Тольятти, Оренбурге, Ульяновске, Пензе. Но, чтобы доказать это, им приходится регулярно выезжать на «гастроли», неся немалые расходы. Для кого-то автоспорт - хобби, для кого-то - дело всей жизни, но, к сожалению, ни для кого гонки так и не стали бизнесом - тем, во что они уже давно превратились во всём мире. Как нет пророка в своём отечестве, так нет в Самаре, полной грамотных образованных людей, человека, способного раскрыть весь её огромный автоспортивный потенциал и превратить его в прибыльное предприятие Прощаясь с каждым из собеседников, вновь оставляя их один на один со своими проблемами и заботами, я понимал, что увлечённость и даже некоторое самопожертвование не дадут им пропасть. Но мысль, что и на следующий год всё останется на том же месте, не давала покоя. Самарский автоспорт достоин лучшей участи, но кто же возьмёт на себя миссию его возрождения? Дмитрий Фадеев, inomarka-samara
|
24 ноября 7:08
© 2006 - 2024 г. Самара |
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.
Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |