АвтоЖурнал Самары
|
|
Колесная гордость страныВообще-то несправедливо вспоминать о защитниках Отечества только после 23 февраля. Те, кто сражался, и те, кто готовы сражаться за родину заслуживают внимания и уважения каждый день и каждый час. Но в нашей суетной жизни мы едва ли вспомним о бывших и нынешних героях. Как бы то ни было в День защитника отечества все внимание отдано именно им. И мы хотим рассказать о машинах, несущих службу в Российской армии.
Автомобильная техника, используемая в армии, делится на четыре категории - легковые и грузовые автомобили, колёсные тягачи и шасси.
Когда масса перевозимого груза измеряется тоннами, а количество пассажиров - десятками, УАЗов становится недостаточно, и в ход идут грузовики, семейство которых более разнообразно, а начало производства многих из них приходится на 60-е годы.
ЗиЛ тоже поставлял для армии грузовики - такие, как ЗиЛ-131 грузоподъёмностью 5 тонн с колёсной формулой 6х6. Конструкция автомобиля проста и обладает гигантским запасом надёжности, а цифры технических характеристик поражают внимание - дорожный просвет - 330 мм, двигатель - бензиновая 6-литровая "восьмёрка" удельной мощностью всего 25 л.с./л, расходующая при 40 л/100 км при 40 км/ч, а тормозной путь составляет 29 м. с 50 км/ч. Колёса - с централизованной системой подкачки и внутренним подводом воздуха, шины - 8-слойные. Среди вариантов исполнения есть модификации с экранированным оборудованием и подготовленные для работы при температуре до -60 гр.
Самый старый автомобиль в Российской армии - КрАЗ-214, ведущий свою родословную от ЯАЗ-214 1956 г. (Не удивляйтесь - довольно долгое время ЯАЗ выпускал тяжёлые грузовики, и был даже пионером в этой области в СССР. Это потом уже он "поделился" конструкцией ЯАЗ-200 с МАЗом, который стал первым автомобилем Минского автозавода, а в 1959 г. передал всё автомобильное производство в Кременчуг, сосредоточившись на выпуске двигателей). Автомобиль имел множество вариантов, предназначенных для выполнения самых разных задач. Конструкция традиционна - мощная лонжеронная рама, односкатные многослойные колёса с системой подкачки, полный привод, огромный 360 мм дорожный просвет, рессорная подвеска, механическая КПП. Двигатель - рядная "шестёрка" ЯАЗ-206 мощностью 205 л.с., расход топлива - 50 л/100 км.
В 1979 г. начался выпуск КрАЗ-260 - ещё более тяжёлого грузовика, который знаменит тем, что именно он стал первым отечественным полноприводным автомобилем, на который был установлен двигатель с турбонаддувом. Это ЯМЗ-238Л мощностью 300 л.с., в то время - один из самых мощных двигателей. Полная масса автомобиля достигает уже 22 тонн. Список "профессий" КрАЗ-260 аналогичен таковому для модели 255.
Другая модель - «4326» принята на вооружение относительно недавно - в 1995 г. Она имеет наименьшую снаряжённую массу и грузоподъёмность - 8 и 3,5 т. соответственно, но двигатель - модификация «740» оснащённая турбонаддувом мощностью 240 л.с. В коробку передач включён делитель, что позволило довести количество передач до 10. В остальном модель аналогична «4310». КамАЗ-4350 - тот же «4326», но двухосный.
Открывает их продукция Минского автозавода. МАЗ-537, появившийся в далёком 1960 г. на базе МАЗ-535А, в отличие от оригинала имеет возросшие динамические характеристики и грузоподъёмность, увеличенную базу и 24-слойные покрышки с постоянным давлением взамен регулируемого. Среди модификаций - бортовой грузовик, седельный тягач, шасси с оборудованием, варианты с валом отбора мощности и мощной лебёдкой. Существовала и версия балластного тягача с 500-сильным двигателем, предназначенного для буксировки самолётов массой до 200 т., расчистки завалов или буксировки тяжёлых 75-тонных прицепов. Автомобиль оснащается дефорсированным танковым 12-цилиндровым дизелем (39 л., 525 л.с.), который приводит колёса всех 4-х осей. Подвеска всех колёс - независимая торсионная, в трансмиссии - 7 самоблокирующихся дифференциалов и 14 карданных валов! Полная масса - 37,5 т., дорожный просвет - 500 мм, максимальная скорость - 60 км/ч, расход топлива - 125 л/100 км.
В середине 60-х ему на смену пришёл МАЗ-543 конструкции Б. Шапошника (за неё он был удостоен Государственной премии). Двигатель - тот же, но конструкция принципиально другая. Раздельные кабины для снижения центра тяжести выполнены из смолы, армированной стеклотканью, трансмиссия - автоматическая с мостовым распределением мощности, 3-ступенчатой планетарной КПП и 2-ступенчатой раздаточной КП с межтележечным дифференциалом, планетарные колёсные редукторы, привод полный, подвеска всех колёс - независимая торсионная, полная масса равняется 40 т. МАЗ-543 получил у водителей прозвище «Ураган». Варианты исполнения - аэродромный пожарный и спасательный автомобиль, шасси для артиллерийских и буровых установок, кранов, бортовой грузовик и седельный тягач.
Курганский завод колёсных тягачей (сейчас - ОАО «Русич») начал свою деятельность в 1963 г. с производства переданного на него МАЗ-537. Лишь в 1990 г. ему на смену пришёл КЗКТ-7428, а вместе с ним появился и ряд прицепной техники к нему. Основное назначение тягача осталось прежним - перевозка крупногабаритных и тяжёлых конструкций, танков, другой техники. Двигатель - ярославский дизель V12 с наддувом объёмом 26 л. мощностью 650 л.с. (часть тягачей оснащалась американским двигателем Cummins той же мощности), КПП - автоматическая, «раздатка» - двухступенчатая, привод полный, подвеска - независимая торсионная всех колёс. Максимальная масса прицепа - 70 т., снаряжённая масса тягача - 23,7 т., высота - 3,5 м., ширина - почти три, глубина преодолеваемого брода - 1,1 м, ёмкость топливных баков - 900 л, максимальная скорость - 65 км/ч. Вершина транспортной техники, используемой в российской армии - колёсные шасси Минского завода колёсных тягачей. Первый образец МЗКТ-7930 появился в 1994 г. Тягач, пришедший на смену МАЗ-543, испытывался самым серьёзным образом - в климатической камере при -50 гр., в аэродинамической трубе на стойкость к ударной волне, на дорогах общего пользования и бездорожье. Количество «профессий» МЗКТ-7930 достигает сотни - основа для боевых средств управления, размещения, РЗСО, РЗС, береговых противокорабельных комплексов и многого другого. Двигатель - ЯМЗ-846 мощность 500 л.с., максимальная скорость - 70 км/ч, грузоподъёмность - 24 т., привод полный.
МЗКТ-7917 весит 34,5 тонны и перемещается по земле на 14 колесах, 12 из которых ведущие. У него дизельный 12-циллиндровый двигатель, который потребляет 200 л. топлива на 100 километров пути. Максимальная скорость исполина - 40 км/ч, запас хода - 400 км. В 1995 г. на Минском заводе колесных тягачей начато производство восьмиосного специального шасси МЗКТ-79221, на базе которого создана подвижная ТПУ для МБР РТ-2ПМ-OC, входящей в состав знаменитого ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М». Двигатель - дизельный V12 ЯМЗ-847 с турбонаддувом мощностью 800 л.с, потребляющий 200 л/100 км., ведущими являются все 16 колёс с системой подкачки, причём колёса трёх первых и трёх последних осей сделаны управляемыми. Снаряжённая масса МЗКТ-79221 - 44 т., грузоподъёмность - 80 т. Шасси предназначено для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С. Бортовая система контролирует 20 параметров - состояние двигателя, ходовой части, трансмиссии и т. д. Конечно это далеко не все колесные военные машины, но мы показали вам самые главные и интересные из них. И может быть это хорошо, что мы вспоминаем о защитниках Родины только 23 февраля, ведь это хороший признак мирного времени.
|
24 ноября 7:04
© 2006 - 2024 г. Самара |
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.
Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |