АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

ЗА ДЕСЯТЬ СЕКУНД ДО АВАРИИ

Если избежать трагедии еще возможно, важно знать, как это сделать.

Наличие технических неисправностей автомобиля опасно не только потому, что они могут явиться прямой или косвенной причиной ДТП, но и потому, что вождение такого транспортного средства затрудняет работу водителя и отвлекает его от процесса управления. В некоторых случаях технические неисправности вынуждают сидящего за рулем человека преднамеренно нарушать Правила дорожного движения.

Анализ статистики ДТП показывает, что процент происшествий по причине отказов узлов и систем или деталей автомобилей сравнительно невелик. Однако реальное количество таких ДТП гораздо выше. Это связано с тем, что, когда ДТП вызвано несколькими причинами и среди них имели место грубые нарушения Правил (нетрезвое состояние, превышение установленной скорости движения и т.д.), они фиксируются в качестве основной причины ДТП, а техническая неисправность - в качестве сопутствующей

По статистике, происшествия из-за неисправностей автомобилей сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями по сравнению с ДТП, возникающими по вине водителей и других участников движения, а также из-за неудовлетворительного состояния дорог

Многие водители в практической работе сталкиваются с такими аварийными ситуациями, которые, если не действовать быстро и правильно, могут окончиться ДТП. Уверенные действия возможны только в том случае, если водители понимают, как влияет на поведение автомобиля аварийная неисправность, и знают приемы безопасного выхода из нее

А теперь - о характерных аварийных ситуациях, возникающих вследствие технической неисправности автомобиля, и о действиях водителей по предотвращению ДТП

Отказ рабочей тормозной системы

Аварийный отказ рабочей тормозной системы чаще всего происходит из-за обрыва (или разрыва) тормозных трубопроводов или шлангов, сопровождающегося резким падением давления в системе тормозов (о чем водителя информирует сигнальная лампа или манометр)

Наряду с современными автомобилями, имеющими раздельную систему торможения по осям машины, в настоящее время в эксплуатации находятся еще десятки тысяч транспортных средств с одноконтурной системой привода тормозов. В этом случае разрыв одного из трубопроводов ведет в полному отказу рабочей тормозной системы. Рассмотрим последовательность действий водителя при возникновении такой экстремальной ситуации

Во-первых, что бы ни случилось, водитель не должен терять самообладания. Без испуга, в считанные секунды необходимо оценить обстановку с тем, чтобы определиться в последовательности и логике своих действий, затем сразу же включить аварийную световую сигнализацию. Если резерв времени есть, необходимо осуществлять относительно плавную остановку с использованием торможения двигателем и стояночного тормоза. При этом нужно помнить, что резкое включение стояночного тормоза на высоких скоростях может привести к обрыву его деталей из-за пикового возрастания нагрузки. Такое включение можно рекомендовать только в ситуациях, требующих быстрого, хотя и кратковременного, снижения скорости, с тем, чтобы избежать наезда на пешеходов или столкновения. В этом слдучае у водителя может появиться возможность для сравнительно безопасного маневра, т.е. съезда на обочину или тротуар

Одновременно с использованием стояночного тормоза рекомендуется выключить зажигание и попытаться включить одну из низших передач. Это, возможно, и повредит КПП, но поможет своевременно остановиться

В практике бывают такие случаи, когда из-за неисправностей в главном тормозном цилиндре педаль тормоза при нажатии проваливается до пола кабины и не возвращается назад. Складывается ситуация, аналогичная описанной выше. Действия водителя при этом те же: аварийная световая сигнализация, плавное, но сильное включение стояночного тормоза, торможение двигателем путем включения одной из низших передач, торможение препятствием или попутно движущимся автомобилем. Водителю нужно помнить и о том, что в таких ситуациях (особенно при наличии резерва времени) необходимо попытаться восстановить работоспособность тормозов. Для этого нужно сразу же поднять педаль тормоза в исходное положение (рукой или ногой), затем резко, ударно нажать на педаль. Как правило, действие тормозов после этого восстанавливается

Вообще, в ситуациях, связанных с отказами тормозов, весьма важную роль играет умение водителя быстро сориентироваться и правильно выполнить маневр съезда с дороги (иногда это единственный способ избежать тяжелых последствий)

Съезд с загородной дороги с неглубокими кюветами рекомендуется осуществлять под прямым углом к ним, во избежание опрокидывания автомобиля

В населенных пунктах рекомендуется использовать в качестве дополнительного сопротивления движущемуся без тормозов автомобилю бордюрный камень. Притираясь одной стороной к нему, автомобиль может значительно погасить скорость.
Известны случаи, когда у машин отказывали тормоза на затяжных спусках

Автомобиль при движении на спуске со скоростью 30-40 км/ч может на километровом участке при уклоне 6% разогнаться с отключенной от двигателя трансмиссией до 60-70 км/ч. В этом случае необходимо сразу же начать переключать передачи, с самой высшей постепенно (если скорость большая) переходить на низшую

Если впереди окажется попутный грузовой автомобиль, то неопасно наехать на него сзади или зацепиться за него, подав водителю сигнал об остановке

Если не удалось снизить скорость и остановить автомобиль, надо предупредить об опасности других участников движения, для чего необходимо периодически подавать звуковой сигнал, переключать свет фар или подавать сигналы вытянутой в окно рукой

Если отказ тормозов произошел в условиях сильно пересеченной местности, следует любыми путями (по обочине, по откосу кювета, по левой стороне дороги или обочины) достичь следующего подъема и, когда скорость снизится почти до нуля, поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не покатился назад, включив при этом задний ход или первую передачу, а также ручной тормоз

Потеря управления


Зачастую она происходит внезапно. Какое-либо повреждение рулевого механизма и связанных с ним деталей (обрыв, ослабление, заклинивание) лишает водителя контроля над управлением автомобиля.
В таких ситуациях мало что можно сделать, за исключением нажатия на педаль тормоза. Во время торможения другие водители и пешеходы должны быть предупреждены включением аварийной световой сигнализации, использованием фар, подачей звукового сигнала или знаками рукой

Необходимо убрать автомобиль с проезжей части, когда он остановится. Помощь со стороны других водителей или пешеходов может оказаться достаточной, чтобы вручную повернуть колеса и убрать машину с дороги. Перед тем как эта попытка будет сделана, необходимо включить аварийную световую сигнализацию или установить аварийные сигнальные устройства (световые либо треугольные дорожные сигнальные знаки)

Неисправностям рулевого управления часто предшествует очень тугое или очень легкое вращение руля. Если в автомобиле неожиданно появились такие признаки, необходимо остановиться, определить неисправность и устранить ее

Наиболее опасные последствия могут возникнуть при внезапном обрыве продольной рулевой тяги. Такая неисправность опасна потому, что оба колеса (соединенные вместе поперечными тягами) мгновенно отсоединяются от рулевого колеса. Поэтому, если водитель почувствует, что рулевое колесо не оказывает сопротивления при повороте и его поворот на любой угол не влияет на изменение траектории движения, это - критическая ситуация

Опытные водители знают, что спешить с торможением в такой обстановке не следует, так как неуправляемые колеса могут в одно мгновение повернуться до предела вправо или влево. И в этом, и в другом случае происходит либо опрокидывание, либо удар о предметы обустройства дороги, либо столкновение автомобилей. Поэтому как только рулевое колесо начинает вращаться очень легко, следует не томозить сразу, а отпускать педаль управления дросселем карбюратора, если скорость выше 30-40 км/ч. Если же скорость ниже, то можно тормозить

Неопытным водителям можно дать следующую рекомендацию. Если тормозить в данном случае, то надо тормозить на "юз" до полной остановки, не отпускать педаль тормоза до тех пор, пока автомобиль не остановится. В данной ситуации передние колеса заблокированы и автомобиль скользит в первоначальном направлении

При внезапном обрыве поперечной рулевой тяги вначале чувствуется мгновенное облегчение усилия на рулевом колесе (в момент обрыва), а эатем некоторое увеличение усилия, как при управлении автомобилем со спущенной шиной переднего колеса. При попытке перестроиться на другую полосу движения машина ведет себя неестественно: поворачивается значительно медленнее, чем обычно, вследствие чего траектория ее движения существенно отличается от намеченной.
В такой ситуации необходимо остановиться и убедиться в исправности поперечных тяг. Если они исправны - искать другую причину во избежание нежелательных последствий. Останавливаться при этом следует плавно, как и при обычном неаварийном торможении

Повреждение шины (разрыв, прокол)

Неисправности шин приводят к нарушению устойчивости и управляемости автомобиля. Когда давление в одной из шин начинает падать, рулевое колесо для движения прямо приходится дополнительно поворачивать на определенный угол. Кроме того, отклонение автомобиля от намеченной траектории ("рысканье") происходит с некоторым запаздыванием. Автомобиль начинает заносить в сторону проколотой шины из-за большой неравномерности сопротивлений качению колес правой и левой сторон.
Полуспущенные шины задних колес влияют на изменение траектории значительно меньше, чем шины передних колес

Если воздух из поврежденной шины выходит не медленно, а вырывается с большой скоростью, то слышен звук ("хлопок") лопнувшей шины и затем чувствуется резкий увод автомобиля и вращение рулевого колеса.
В такой ситуации надо прежде всего постараться не дать автомобилю уйти с покрытия на обочину, так как на обочине управлять транспортным средством труднее. Поворотом рулевого колеса необходимо компенсировать начинающееся отклонение машины от направления движения. Для этого надо прочно удерживать рулевое колесо руками. Управлять автомобилем одной рукой в этом случае просто опасно, так как рулевое колесо может вырваться из рук

Поперечные силы, действующие на автомобиль, особенно велики на высоких скоростях. Чтобы удержаться на дороге и не опрокинуть машину, при всех обстоятельствах следует избегать резкого торможения. Если удалось стабилизировать направление движения автомобиля, можно начать притормаживать. Если при торможении транспортное средство начинает бросать из стороны в сторону, надо немедленно прекратить торможение

При остановке следует свернуть с дороги в безопасное место, где есть достаточное пространство для стоянки и выхода из автомобиля без создания опасных условий для других участников движения.
Если повреждение шины произошло там, где остановка будет опасна, необходимо двигаться дальше до места, где можно свернуть и без проблем заменить колесо. Двигаться следует медленно, при этом целесообразно включить аварийную световую сигнализацию

Отключение осветительных приборов

Полное отключение осветительных приборов вместе с прекращением электропитания обычно вызывается сгоранием предохранителя, перегоранием проводов или ослаблением проводов аккумулятора

Если осветительные приборы внезапно отключились, необходимо съехать с дороги и устранить неисправности, прежде чем следовать дальше

При невозможности отвести автомобиль за пределы дороги (габаритные или стояночные огни неисправны), надо немедленно включить аварийную световую сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности выставить на положенном расстоянии от автомобиля мигающий красный фонарь или знак аварийной остановки

Следует особо отметить случаи, когда во время движения безлунной ночью внезапно отключаются фары головного света. В этот момент водитель практически ничего не видит (ситуация, весьма схожая с ослеплением). Поэтому и действовать нужно соответственно: включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться. Затем предпринять действия по отводу автомобиля за пределы дороги

Практика показывает, что некоторые водители, не сумев устранить неисправность, решаются продолжать движение, подвергая себя и других участников движения серьезной опасности

Необходимо помнить, что в темное время суток на дорогах без искусственного освещения или в условиях недостаточной видимости запрещено движение с негорящими фарами и задними габаритными огнями

Падение автомобиля в воду


Аварии такого вида сравнительно редки и трудно прогнозируемы. При падении автомобиля в глубокую воду с моста или с берега прежде всего необходима быстрая и правильная реакция водителя и пассажиров

Необходимо знать, что автомобиль с закрытыми окнами и дверями некоторое время остается на плаву

Пока автомобиль еще находится на поверхности водоема, надо постараться покинуть его через окна. Дверь открывать не стоит, так как в салон сразу же хлынет поток воды, автомобиль потеряет плавучесть, что значительно сократит имеющийся резерв времени

Благодаря воздушному пузырю в салоне и багажнике, как бы автомобиль ни переворачивался, на дне водоема он чаще всего встает на колеса. Теперь порядок действия таков

Прежде всего надо включить фары, чтобы тот, кто будет оказывать помощь, видел автомобиль и его положение. Затем нужно подождать, пока вода, проникающая внутрь машины через отверстия для проводов, рулевой колонки и педалей управления, наполовину заполнит салон, - тогда появится возможность открыть дверь. Прежде чем сделать это, необходимо набрать полную грудь воздуха и лишь потом, открыв дверь, постараться как можно быстрее всплыть на поверхность

Проинструктированные пассажиры должны действовать точно так же и по возможности синхронно

Заедание педали подачи топлива


Иногда во время движения происходит неожиданное заедание педали топлива. При необходимости по какой-либо причине замедлить движение давление ноги на педаль уменьшается, но она не возвращается в исходное положение, и автомобиль продолжает движение. Если педаль была нажата до упора, то при снятии ноги с педали автомобиль продолжает движение с увеличением скорости

При возникновении такой ситуации на дороге с малоинтенсивным движением и наличии достаточно большой дистанции между автомобилями можно несколько раз постучать ногой по педали - возможно, она вернется в исходное положение. Если это не удалось, надо попробовать подтянуть педаль вверх носком обуви. При наличии рядом пассажира можно попросить его нагнуться и подтянуть педаль руками. Самому водителю наклоняться нельзя, так как теряется контроль за обстановкой

Если автомобиль движется в интенсивном транспортном потоке, необходимо осторожно замедлить движение и остановиться в безопасном месте, не создавая помех для движения транспорта и пешеходов. После остановки надо обязательно найти причину заедания и устранить ее. Педаль могла задеть за коврик или подстилку. Если причина не в этом, необходимо осмотреть привод педали. Какие-либо детали могут быть зажаты, и несколько капель масла помогут устранить неисправность. Нальзя продолжать движение, если не удалось устранить неисправность (поломка или потеря возвратной пружины, поломка креплений двигателя и его смещение и т.д.). Необходимо воспользоваться помощью или отбуксировать автомобиль к месту стоянки или ремонта

16.08.2006



Автожурнал
Автотюнинг


22 ноября 1:37


© 2006 - 2024 г. Самара
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru