Осеннее повышение цен на бензин, которое предсказывали аналитики, началось уже в июле. Рост стоимости высокооктанового автомобильного топлива впервые в этом году превысил официальный показатель инфляции: 1,7% против 0,9%. Очевидно, что в сентябре цена на бензин перешагнет психологически значимую отметку в 20 рублей за литр и едва ли на ней остановится…
Что же произойдет потом?
Ничего такого, чего не происходило бы раньше. Бензин и сейчас непомерно дорог для среднестатистического россиянина.
Цифра в 20 рублей за литр будет иметь значительный социальный резонанс. Согласно данным опроса ВЦИОМа, 18% автолюбителей откажутся садиться за руль после прохождения этой критической отметки. И пусть в реальности этот показатель окажется вдвое ниже, общественная реакция отторжения сверхвысоких цен налицо. По тем же данным, 43% автолюбителей уверены, что расходы на бензин составляют значительную часть трат их семейных бюджетов и только 9% не обращают на это особого внимания
Сейчас цены на Аи-92 и Аи-95 в среднем по России составляют 17,5-18,5 рубля за один литр. За последнее время, в некоторых регионах цена литра бензина выросла на рубль. Понятное дело - цены отыгрываются за то время, пока они были заморожены. Правда, обычно с октября-ноября цены на нефть на мировых рынках начинают снижаться, но это снижение обычно не отражается на розничной торговле нефтепродуктами. Цены на бензин не падают, они либо растут, либо застывают на время
В обозримом будущем, по мнению специалистов, стоимость сырой нефти на международных торговых площадках превысит 100 долларов за баррель. Правительство теряет контроль над внутренним рынком нефтепродуктов. Эксперты настаивают на необходимости повысить эффективность использования недр и привлечь прямые инвестиции в крупные проекты
Существует ли реальная альтернатива бензину?
Альтернативу бензину начали искать давно. В разное время на эту роль претендовали электричество, сжатый природный газ, метанол, синтезированные газы и жидкости, например - спирт, который гонят из самого разного сырья: от тростника до апельсиновых корок. Однако самым приемлемым вариантом, как по стоимости, так и по удобству использования, на данный момент является газ…
Итак, Газ
И немного истории…
В тридцатые годы прошлого века англичанин Барнетт получил патент на газовый двигатель, а в 1860 году француз Э. Ленуар построил мотор, работающий на смеси воздуха и газа. Такой выбор горючего никого не удивил - бензина еще не было.
Бензин в качестве горючего был использован спустя два десятилетия, когда Г. Даймлер создал бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Бензиновый мотор заменил лошадь в первых "самодвижущихся колясках" - автомобилях.
Повсеместный рост количества автомобилей потребовал значительного увеличения объемов производства бензина. О газе как о возможном моторном топливе надолго забыли. Лишь через 100 лет после Барнетта, в конце тридцатых годов нашего столетия, возродилась мысль о его использовании. Тогда появились первые газогенераторные автомобили. Газ вырабатывался в топке, а оттуда подавался в двигатель
Октановое число 105?!
Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам.
Двигатель внутреннего сгорания автомобиля работает по классическому четырехтактному циклу. Газообразная смесь воздуха и топлива всасывается в цилиндр двигателя, сжимается поршнем, воспламеняется искрой, давит на поршень и двигает шатунный механизм, а затем выбрасывается из цилиндра.
Чем сильнее можно сжать топливо без возникновения детонации, тем больше мощность двигателя. Антидетонационную способность топлива определяют октановым числом. Чем оно выше, тем лучше топливо. Среднее октановое число природного газа - 105 - недостижимо для любых марок бензина
Двигатель внутреннего сгорания работает на смеси воздуха и распыленного топлива. Для воспламенения смеси нужна определенная концентрация топлива. Газ, в сравнении с бензином, горит при меньших концентрациях, т.е. при более "бедных" смесях. В случае повышения концентрации газа и обогащения смеси можно добиться увеличения мощности двигателя. Обедняя смесь, наоборот, можно понизить мощность. Возникает возможность изменением состава смеси регулировать мощность двигателя: газ как топливо значительно "послушнее" бензина.
И еще несколько +++++
Эксплуатация показала, что автомобили на газе более выносливы - в полтора-два раза дольше работают без ремонта. При сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Кроме того, масляная пленка дольше держится на металлических поверхностях - ее не смывает жидкое топливо, и, наконец, газ практически не вызывает коррозию металла
НО
Несмотря на многочисленные достоинства природного газа, закрывать заправочные станции и выбрасывать бензиновые канистры еще рано...
Метан
В переходе на газовое топливо есть свои сложности. Так, например, плотность природного метана в тысячу раз ниже плотности бензина. Поэтому, если заправлять автомобиль метаном при атмосферном давлении, то для равного с бензином количества топлива понадобится бак в 1000 раз больше. Чтобы не возить огромный прицеп с топливом, необходимо увеличить плотность газа. Это можно достичь сжатием метана до 20...25 МПа (200...250 атмосфер). Для хранения в таком состоянии используются специальные баллоны, которые устанавливаются на автомобилях.
Природный газ-метан способен резко уменьшать объем (в 600 раз) при его низкотемпературном cжижении. Такой жидкий газ можно перевозить в специальных "бензобаках" при давлении не более 6 атмосфер (давление воды в водопроводном кране). Имеется множество технических разработок и патентов по реализации такой технологии получения жидкого метана. Во всем мире уже производится и потребляется много миллионов тонн охлажденного (до температуры около -120°C) метана. Крупнейшими производителями является Индонезия, Алжир, Ливия, США, Норвегия и т.д. Для перевозки используются танкеры-метановозы водоизмещением до 120 000 тонн (Япония) Продуктами полного сгорания метана являются безвредные вещества - углекислый газ и вода. Именно поэтому мы не испытываем неудобств на наших кухнях, где иногда целый день горят газовые (метановые) горелки
Пропан-бутан
Пропан-бутан - синтетическое топливо. Его получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, ее хранят и перевозят под давлением в 1,6 МПа (16 атмосфер). Газобаллонная аппаратура для сжиженного пропан бутана несколько проще. Процесс заправки машин на газонаполнительных станциях несложен и очень похож на заправку бензином.
По своим свойствам сжиженный пропан-бутан почти не отличается от сжатого природного газа. То же высокое октановое число, те же неплохие экологические и эксплуатационные показатели
ВАЗ и газ
Работа над созданием двухтопливного двигателя на ВАЗе, начатая не один десяток лет назад, была возобновлена в 1999 году. В настоящее время двигатели с двухтопливной системой питания "бензин-газ" установлены на испытательных образцах ВАЗ-21102.
В управлении проектирования двигателей (УПД) дирекции по техническому развитию (ДТР) ОАО "АВТОВАЗ" уже более десятка испытательных образцов.
"Мы создали так называемую систему четвертого поколения, то есть питание газом с электронным управлением всей газобалонной аппаратурой, подачей газа, зажиганием и прочими процессами", - рассказывает руководитель проекта "газ-бензин" Юрий Пашин.
В настоящее время проводятся испытания на автомобиле ВАЗ-21102 с восьмиклапанным впрысковым двигателем. Газ впрыскивается при помощи специально разработанных газовых форсунок, то есть на автомобиле помимо бензиновых форсунок стоят еще и газовые. Такое управление подачей газа позволяет полностью автоматизировать все процессы - процессы запуска, перехода с бензина на газ, управление топливоподачей. Все это осуществляет специальный компьютер.
Подобные системы есть и на Западе, хотя многие фирмы еще работают с системами второго и третьего уровня. Особенность вазовской системы "бензин-газ" в ее унификации. Эту систему можно устанавливать на любые другие автомобили - на "Ниву", "семерку" или болотоход "Марш".
Экологичные автомобили с двухтопливной системой питания "бензин-газ" экономически выгодны для потребителя. На одну заправку газом сейчас расходуется 39 рублей - и этого хватает на пробег около 200 км. Если эти же 200 км проехать на бензине, то придется затратить около 200 рублей.
Проект пока находится на стадии опытно-конструкторских работ. Отсутствие отечественных комплектующих газобалонной аппаратуры нужного качества сдерживает возможность изготовления двухтопливного автомобиля в ВАЗовском исполнении.
Есть пример!
Аверьянов Алексей Юрьевич, Директор ООО “Евросвязь”, Димитровград
- Как вы решились перейти на метан и установить на свою машину газобаллонное оборудование?
- Я давно занимаюсь бизнесом, поэтому считаю, что сэкономленные деньги - это заработанные деньги. Мой день начинается с машины и заканчивается машиной, поэтому для меня очень важно ездить экономно. Я узнал о том, что ездить на газу выгоднее еще лет пять назад, но тогда я попробовал пропан-бутан. Сейчас я езжу на метане и мне это еще выгоднее. Пять месяцев назад я купил новую машину ВАЗ 21012 и сразу поставил газовое оборудование. Дело в том, что все нормальные люди считают свои заработанные деньги. Вот и я сел и посчитал. Расклад прост: в день я езжу 125 км, если я делаю это на бензине А-95, то сумма затрачиваемая мною будет равна 140 - 150 рублям, если на метане то сумма равна 30 - 40 рублям. Разница есть? По-моему она вполне очевидна. Если в месяц я трачу 9 тыс. рублей на бензин, то на газ я трачу всего 2 тыс. рублей. Сами посчитайте, за пять месяцев эксплуатации моего нового автомобиля я уже сэкономил 45 тыс. рублей, не сложно заметить, что установка газобаллонного оборудования уже давно окупилась
Итак, Дамы и Господа, пока бензин дорожает, у вас есть информация для размышления. Взвесьте все «за» и «против». И кто знает, может быть, нас ждет «газовая» революция?
Ксения Неретина, SAMRU.ru