Прошедший год для турфирм был достаточно сложным, хорошими результатами могут похвастаться в основном компании, занимающиеся внутренним туризмом, да и в 2015 год агентства смотрят с настороженностью.
В 2014 году более двадцати турфирм в России остановили свою работу. При этом банкротство туроператров, особенно таких крупных, как «Лабиринт», «Нева» и «Роза Ветров» повлекло за собой разорение их франчайзинговых отделений и турагентств, которые работали с ними. Отсюда — серьезный удар по всей российской индустрии туризма, особенно сориентированной на зарубежный отдых. По данным российских туроператоров, летом 2014 года количество тех, кто вместо покупки путевки предпочел организовать отдых собственными силами и бронировал отели и проезд самостоятельно, удвоилось. Заметно уменьшилось число раннего бронирования.
«Год был сложным, - отмечает Наталья Бурашникова, директор турагентства «СУОМИ». - Хотя ситуация, сложившаяся вокруг банкротств турфирм, но мой взгляд, закономерная. Более двадцати туроператоров «лопнуло», и в 2015 еще 25 может обанкротится — их сейчас переизбыток. Компания выкупает в чартерном самолете тройку мест — и уже называет себя туроператором! Хотя, надо признать, разорение турфирм обошло Самару стороной, только ситуация с «Лабиринтом» нас коснулась. Так, у нас в «СУОМИ» лето прошло нормально, мои финансовые результаты были обычными».
«Что касается зарубежного туризма, то мы в этом году ощутили спад, - дополняет коллегу Ирина Волкова, директор турагентства «Магик Тур». - Люди теперь с опаской относятся к раннему бронированию путевок на отдаленные даты, предпочитают покупать более близкие вылеты. А вот внутренний российский туризм развивается хорошими темпами. В нынешнем году мы отправляли все лето автобусные туры из Самары в Санкт-Петербург, и они были полностью раскуплены. Самарцы возвращались из Санкт-Петербурга с хорошими впечатлениями, несмотря на то, что дорога все-таки дальняя».
Действительно, компании, сориентированные на российский туризм, очень довольны результатами-2014. «От лица компании Инфофлот в целом, учитывая то обстоятельство, что она федеральная и имеет шесть регионов, в которых находятся офисы — Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара и Ростов-на-Дону, в общем по компании и по каждому региону в отдельности можно сказать, что год был плодотворным, - отмечает региональный руководитель самарского офиса круизной компании «Инфофлот» Оксана Орехова. - И рост по спросу речных круизов явно есть. Что касается Самары, то в этом году по сравнению с предыдущими годами туристов было никак не меньше, так, загрузкой своих теплоходов, по которым наша компания выступает генеральным агентом, мы абсолютно довольны. Явно видно, что спрос на речные круизы растет».
Колебания курса рубля также негативно сказались на зарубежном туризме. «Пока на конец года еще есть относительно дешевые «горящие» туры, например, недавно была путевка на Гоа за 22 тысячи рублей на двоих, - рассказывает Волкова. - А вообще даже сейчас цены гораздо дороже в пересчете на рубли получаются, особенно в сравнении с прошлогодними ценами. По некоторым отелям получается увеличение стоимости чуть ли не в два раза. Конечно, люди сравнивают: если я в два раза дешевле туда в прошлом году ездила, а в этом мне тоже самое предлагают вдвое дороже, то покупать такую путевку не хочется. Психологически пока туристы к такому повышению цен не готовы».
И здесь, конечно, опять преимущество за внутренним туризмом: «Что касается каких-то специальных условий и непосредственно цен, мы стараемся цены удерживать на прежнем уровне, но, сами понимаете, с каждым годом растут цены на топливо, на продукты питания, поэтому на некоторые рейсы в разном процентном соотношении повысилась стоимость, но не слишком, - комментирует ситуацию Орехова. - Мы все-таки стараемся по максимуму сделать все возможное, чтобы они осталась на прежнем уровне. Мы еще летом начали продажи на навигацию-2015, и сейчас активно ведутся продажи, поэтому призываем всех любителей речных круизов заранее позаботиться о путевках, потому что в настоящее время действуют акции по раннему бронированию, сезонные скидки, специальные цены».
Тем не менее, самарцы в канун Нового года все равно пришли за путевками в жаркие страны.
«Новогодние туры довольно активно раскупаются, - отметила Бурашникова. - Надо сказать, что предпочтения самарцев за последний год не изменились — все так же, как обычно, спрашивают пляжные направления на новогодние каникулы, особых изменений нет. Разве что меньше стали покупать экскурсионные туры в Европу по сравнению с кануном 2014 года».
Еще одна обсуждаемая тема конца 2014 — планируемое принятие поправок в закон о туризме. Ожидается, что это произойдет либо в конце года, либо в начале следующего, и главными нововведениями, которые коснутся всех турфирм, будут создание фонда страхования персональной ответственности туроператоров и внедрение системы «электронная путевка». Если поправки будут приняты, то Ростуризм сможет в оперативном порядке исключать недобросовестных туроператоров из реестра. «После этого их профессиональная ответственность будет регулироваться уголовным законодательством как незаконная предпринимательская деятельность», - заявил министр культуры РФ Владимир Мединский. Согласно поправкам, компания, заявляя накануне сезона о планируемом количестве туристов, которые она вывезет за рубеж, должна внести в общий фонд по 100 рублей за каждого из них. Эти деньги будут находится на спецсчете, и если фирма обанкротится, то их используют для возвращения туристов в Россию. Что касается электронной путевки, то ее предполагают напрямую связать с системой электронных билетов и по ней можно будет самому туристу проконтролировать, например, забронирован ли номер в отеле.
Однако самим турагентствам новые поправки не кажутся облегчающими ситуацию на рынке. «Пока никаких значительных изменений, таких, которые бы повлияли на туристический рынок, еще не предложено, - отметила Волкова. - Предлагаются меры не просчитанные. Ведь что привело к повальным банкротствам туроператоров? Высокая конкуренция. Везде демпинг, поэтому многие компании не выживают. Хотя, надо признать, что туристических агентств так много, что их просто должно стать меньше, рынок не может столько вместить, столько и туристов нет. Операторы не выдерживают конкуренции, в результате мы получаем неприятные ситуации, а туристов все это пугает. Первый вопрос, который задает самарец, который пришел к нам за путевкой — а будет у меня обратный билет, если я куплю зарубежный тур? Сразу скажу - за все время своей работы ни одному туристу мы не продавали тур без обратного билета. Он заложен в стоимость во всех турах и выдается до вылета, но главная проблема в том, что если разоряется оператор, то снимается весь чартерный рейс, весь самолет, поэтому этот билет, который на руках у туриста, становится попросту недействителен. В этом главная проблема. И я не слышу, чтобы она озвучивалась правильно. Предложений реальных нет».
«Что касается принятия нового закона по туристической деятельности, не думаю, что он скажется на стоимости путевок, там ничего принципиально нового не будет, - поддерживает коллегу Бурашникова. - Мне кажется, что опять гайки закручивают на турагентствах, хотя вся проблема в туроператорах. Если бы закон был бы скорректирован в сторону ответственности туроператора, то это бы принесло большую пользу. Бланки билетов мы всегда выдавали туда и обратно, однако нам-то их присылает туроператор».
В Новый год 2015 руководители турфирм смотрят с осторожным оптимизмом. Так, даже увеличение спроса на речные круизы не дало основание увеличить количество теплоходов на самарском направлении. «Пока сказать, будем ли мы увеличивать количество речных судов, не могу, потому что мы анализируем, считаем, сколько будет в принципе мест на загрузку и на подгрузку в Самаре, - объясняет Орехова. - Вот смотрите: у «Водохода» вышел на линию теплоход «Александр Пушкин», соответственно, он имеет подгрузку в Самаре, значит, количество мест в Самаре увеличилось. Затем, мы чуть раньше начали круизы в этом году и чуть позже закончили навигацию, то есть число рейсов было больше. В навигацию 2015 года уже запущены продажи на рейсы нашего теплохода «Александр Невский», да и вообще, повторю, мы в нынешнем году открыли гораздо раньше продажу путевок на 2015 год. Они начались в июле, и уже сейчас по динамике можно сказать, что опять-таки есть рост спроса. Так что навигация следующего года, уже по свершившимся продажам, будет для неплохой. Хотелось бы плавать до Крыма, но для этого необходим выход в море, специальное навигационное оборудование. Кроме как «Русь Великая», сейчас ни один из кораблей Самары не обладает такой аппаратурой. Еще очень хотелось бы верить, что никакие форс-мажорные обстоятельства не отразятся на маршрутах будущего года, мы рассчитываем и надеемся, что рейсы, которые заявлены в расписании у всех операторов, будут выполнены на 100 процентов. И та ситуация, когда из-за низкой воды в районе Городецкого шлюза в нынешнюю навигацию пришлось отменять и переносить рейсы, в 2015 не повторится. Нас это коснулось в меньшей степени, только по одному из длительных рейсов, который стоял в августе — это рейс до Костромы, и то мы сохранили всех туристов, изменив маршрут. Но все же. Хотелось бы верить, что в наступающем году самарцы смогут осуществить свои отпускные планы, посетив все запланированные города по речным маршрутам».
«Планируем новые внутренние маршруты на 2015 год, - рассказывает Ирина Волкова. - Повторим автобусные туры в Санкт-Петербург, причем начать их хотим уже в майские праздники. Также предполагаем в Абхазию из Самары поставить автобусы, возможно, и в Крым, правда, пока не знаю точно, будут такие туры или нет - из-за паромной переправы. Если проблем с дорогой не будет, то и в Крым поставим автобусы».
«Всегда есть возможность подобрать тур по вкусу и кошельку клиента, - убеждена Бурашникова. - Поэтому в 2015 я смотрю с оптимизмом. Однако все-таки поостерегусь ориентировать самарцев на раннее бронирование зарубежных путевок. Лучше купить путешествие поближе к отпуску. Хотя уже сейчас некоторые мои клиенты спрашивают заграничные туры на июль 2015 года».