За последние недели обанкротилось уже шесть российских туристических компаний, более 20 тысяч россиян не могут вылететь обратно домой — скорее всего, они будут вывезены самолетами МЧС, и самарцы, опасаясь банкротства турфирм, все чаще возвращают оплаченные путевки обратно.
В течение июля-августа о банкротстве объявили уже шесть российских турагентств: «Нева» (одна из старейших фирм в этом бизнесе) заявила о приостановке работы из-за финансовых проблем. Затем - «Роза ветров Мир», петербургский «Экспо-Тур», «Лабиринт», «Интаэр» и «Нордик Стар». Руководство этих компаний объявило причинами краха резкое падение спроса и покупательной способности в связи с ростом курса валют и негативной политической ситуацией. По данным российского союза туриндустрии, на момент объявления о прекращении деятельности 2 августа за рубежом находились 25 тыс. клиентов «Лабиринта».
И это еще не конец: «Я думаю, что до конца сезона произойдет еще ряд банкротств туроператоров, - считает Ирина Волкова, директор магазина горящих туров «Магик-Тур». - О том, что «заигравшиеся» компании рано или поздно ждет крах, говорили еще в начале года».
Но каковы действительные причины банкротства туристических компаний? «Падения спроса в нынешнем году не было, - опровергает сообщения коллег директор Наталья Бурашникова, директор турагентства «СУОМИ». - Во всяком случае, мы этого в Самаре никак не отмечаем. Да и что это за объяснение — из-за нестабильного курса рубля и негативной политической ситуации? Тогда бы обанкротилось множество турфирм и наблюдался массовый отток желающих купить путевки, а мы такого на рынке не видим. Скорее, наши коллеги лукавят, скрывая истинные причины банкротств. Однако туристы крайне обеспокоены из-за происходящих событий, у нас в Самаре есть и те, кто не смог улететь в свой отпуск из-за того, что доверился «Лабиринту», и наши туристы как на иголках сидят, ждут, что дальше будет. Туры, которые были нами забронированы на октябрь-ноябрь, сейчас аннулируются. Эта нервозность подействовала на людей, они боятся - а вдруг пропадут деньги и придется выбираться из-за рубежа собственными силами? И, на всякий случай, отказываются от поездки».
Каковы же они — настоящие причины крахов? Как утверждают опрошенные эксперты, вся беда в том, что крупные российские туроператоры, аккумулируя в течение сезона большие суммы, поступающие от оплаты за путевки, часто используют эти деньги не по назначению. Суть процесса проста: российский крупный туроператор (таковых в стране насчитывается около трех десятков из почти 140 турфирм) консолидирует в пакетном туре три основные услуги — авиабилет, размещение, трансфер. Зачастую блоки мест, которые резервируются на чартерных или регулярных рейсах, оплачиваются постфактум, как и проживание. По факту, гостиницам переводят деньги после заезда и с задержками, как и авиакомпаниям. Понятно, что у туроператора скапливается одномоментно (от туристов и турагентов, которые оплачивают путевку заранее, не позднее чем через три дня после подтверждения тура) до 1-2 миллиардов рублей до дня ближайшей оплаты (то есть на 2-3 недели). На практике эти средства тратятся на рекламу, открытие дополнительных офисов, оплату дополнительных рейсов (порой и на личные нужды). А дальше — надо платить реальными деньгами перевозчикам и гостиницам. А денег нет. Вот тут начинают набирать кредиты или брать деньги из поступлений за следующие туры. То есть работать по принципу пирамиды. И наступает крах.
Вместе с туристами страдают и турагенты. «Из-за того, что мы не в силах проконтролировать реальное расходование денег, мы оказываемся в таком же неведении, как и туристы, - объясняет Наталья Бурашникова. - Впрочем, зачастую и работники региональных офисов продаж крупных российских туроператоров сами не знают, что происходит в «головной» конторе. Все деньги аккумулируются в Москве, и проплачены ли наши туры или нет, реально трудно узнать. Крупные туроператоры сейчас по принципу работы напоминают финансовые пирамиды, и когда-либо конец этому должен был настать».
Но что же делать обычному туристу, который оказывается заложником такого недобросовестного туроператора? Советует Илья Трифонов, директор ООО «Скорая юридическая помощь», председатель общественного объединения «Комитет народного контроля».
«Туристическая деятельность в Российской Федерации регулируется федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные принципы организации туристического бизнеса, права и обязанности туристов и туристических фирм прописаны в этом документе, - сообщил юрист. - Итак, порядок действий за границей, в ситуации, когда находясь за границей, вы узнаете о банкротстве вашей турфирмы. Первое - нужно незамедлительно обратиться в российское консульство. В памятке туриста, которая обязательно прилагается к каждой туристической путевке, должны быть указаны контакты консульства в том государстве, в котором вы находитесь. Прежде всего, необходимо помнить, что повторно оплачивать проживание или перелет не нужно. Необходимо связаться с представителями туристической фирмы для разрешения возникшей ситуации, они могут предложить варианты продолжения отдыха. Однако, если какие-то средства были внесены, обязательно сохраняйте все чеки и квитанции для последующего их предъявления страховой компании туроператора для получения компенсации. По поводу вылета – при желании, туристам организовывается экстренная эвакуация, и все находящиеся за границей туристы могут вернуться в Россию. В любом случае, при возникновении ситуации с банкротством туроператора, требуйте компенсацию неиспользованного или сорванного отдыха, сохраняйте все чеки и квитанции. Образец заявления на получение компенсации и вся необходимая информация есть на сайте Ростуризма».
Теперь — о порядке получения возмещения за испорченный отдых. Согласно ст. 17.5. Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон), в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.
Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов, а именно:
- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);
- копии договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);
- документов, подтверждающих реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
Следует иметь ввиду, что выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 15 закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем услуг прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Правда, предупреждает Трифонов, обезопасить себя от подобных ситуаций практически невозможно. «К сожалению, с 2011 года обанкротилось несколько крупнейших российских туристических фирм. Как-либо предугадать банкротство крупнейших и старейших фирм не представляется возможным. Конечно, существуют какие-то предпосылки к объявлению фирмы банкротом. В случае с «Невой», это были участившиеся жалобы туристов за последние несколько дней до приостановления работы офисов – невозможность купить путевки, неоплата отеля, стоимость которого входила в тур, и другие подобные происшествия. Кроме того, одномоментно обанкротиться нельзя. Туристический бизнес – это бизнес с низкой рентабельностью, всего 3 – 5 %, то есть окупается он в основном за счет больших оборотов. При малейших колебаниях рынка доходы падают и фирме приходится изыскивать средства для оплаты забронированных отелей, самолетов и так далее. В любом случае сначала предпринимаются какие-то попытки для стабилизации ситуации, но впоследствии, не сумев справиться с обстоятельствами, возникают признаки неплатежеспособности и несостоятельности. Вот в этот момент принимается решение о банкротстве. То есть обезопасить себя от банкротства турфирмы можно, лишь тщательно проанализировав ситуацию на рынке, изучив отзывы о компании».