Возмещение ущерба, причиненного здоровью в результате ДТП с участием альтернативного транспорта, как-то незаметно стало одной из самых острых сегодняшних проблем. Количество «газелей», попадающих в аварии, в которых страдают люди, неуклонно растет. Однако по-прежнему пассажир мало чем подстрахован в случае ДТП.
В соответствии с законодательством все автомобили (и соответственно все «газели») должны быть застрахованы полисом ОСАГО. Однако, как пояснил «ПС» специалист страховой компании «Оранта», пострадавшие пассажиры «маршрутки» смогут получить возмещение по полису ОСАГО лишь в случае, если виновник ДТП - водитель другого автомобиля. Если же виновником аварии признается водитель маршрутки, ее пассажиры остаются без возмещения (ущерб при этом будет возмещен пострадавшим в другом автомобиле).
По словам директора регионально-исследовательского центра по защите прав человека Владимира Хорищенко, неоднократно участвовавшего в подобных разбирательствах, когда вы садитесь в маршрутку, вы не знаете, кому она принадлежит. Возможно, частному предпринимателю, а может быть, просто физическому лицу без документов на право альтернативного извоза, который взял машину в аренду. Как бы то ни было, у водителя должен быть трудовой договор с предприятием альтернативной перевозки. Поэтому ущерб должен быть взыскан с фирмы, а она в свою очередь уже может взыскать с водителя, если он будет признан виновным в ДТП.
По словам страховщиков, пострадавшие пассажиры маршрутки (или любого другого транспортного средства) получат компенсацию, если автомобиль защищен полисом «Авто КАСКО». Такая услуга стоит порядка 03-0,35% от страховой суммы, при этом сумма может быть любой. В этом варианте, если автомобиль, допустим, застрахован на 100 тысяч рублей, то при наступлении страхового случая, где есть два пострадавших, они получат по 50 тысяч рублей. К сожалению, как отмечают представители страховых компаний, в Тольятти водители маршруток очень редко прибегают к такому виду страхования, в основном они довольствуются полисом ОСАГО.
В связи с этим на практике последствия ДТП с участием «газелей» разбираются принципиально в том же порядке, что и другие происшествия. Суть в том, что в любом случае ДТП должно быть зафиксировано сотрудниками Госавтоинспекции, и отвечать за последствия аварии для пассажиров транспортного средства должен водитель. Даже если это какой-нибудь частник, прилепивший на крышу лампочку с шашечками, которого вы останавливаете голосованием у бордюрного камня.
В случае аварии сотрудники ГАИ должны составить акт ДТП, где должны быть указаны пострадавшие, их симптомы, а также тот факт, что они пострадали именно в результате ДТП. После лечения пассажир маршрутки имеет право предъявить претензии в адрес предприятия альтернативного транспорта. И если мировое соглашение не сможет быть достигнуто, пассажиру остается искать правду в суде. Заметим, это наиболее распространенный сценарий, поскольку пострадавший имеет естественную склонность представлять последствия аварии в как можно более густых красках, тогда как главе предприятия кажется, что на нем хотят нажиться. В результате происходят диалоги, в стиле: «Вы мне должны за все 50 тысяч!» - «Вот тебе 10 тысяч и до свидания». Хотя, надо сказать, что директора обычно склонны улаживать все мирным путем, без доведения дела до суда, и даже навещают пострадавшего в больнице.
Так, недавно на ул. Ленинградской в Тольятти водитель «газели» 96-го маршрута не уступил асфальт «Шкоде-Октавиа», обладавшей преимуществом главной дороги (предварительное заключение). В результате ДТП двое пассажиров маршрутки серьезно пострадали. Женщина получила открытый перелом, мужчина - резаную рану. По словам представителей компании «Тандэм», которой принадлежит маршрут, в ближайшее время они будут встречаться с пострадавшими, чтобы обсудить урегулирование убытков.
ДТП может повлечь т.н. упущенную выгоду. Сюда, к примеру, можно отнести шрам на лице или хромоту после операции. Как такового вреда для здоровья здесь может не быть, но подобные последствия приносят человеку морально-нравственные страдания, мешают ему строить свою личную жизнь и т.п. И за это может быть взыскана сумма морального вреда. Какой она будет, зависит от разных обстоятельств, но в целом, можно сказать, что суд определит ее относительно небольшой. Может быть вариант, когда в результате аварии человек по состоянию здоровья перешел на более легкий труд. В этом случае с виновника ДТП может быть взыскана разница зарплат (прошлой и нынешней - допустим, 100 рублей) пострадавшего, помноженная на число месяцев, в течение которых он вынужден был заниматься «облегченным» видом деятельности.
Юридически более сложны дела со смертельным исходом, так как в этом случае идет взыскание по потере кормильца и стороны склонны обжаловать решение суда.
Собирайте чеки
Следует помнить, что в лечебных учреждениях существует т.н. благотворительные взносы за оказание услуг. Этот взнос (допустим, 5 тысяч рублей) взыскать с предприятия или с водителя, по чьей вине пострадал пассажир, не удастся даже через суд, поскольку это благотворительность, т.е. безвозмездное дарение. Родственникам пострадавшего следует озаботиться тем, чтобы в период ухода за ним в больнице и дома собирать все возможные товарные и кассовые чеки, так как все это ляжет в сумму возмещения, если суд удастся выиграть. И это не должны быть какие-то абстрактные чеки непонятно за что. К примеру, лекарство в аптеке должно быть приобретено по рецепту врача с указанием названия препарата и его стоимости. К тому же суд изучит, какая на чеке дата. Следует собирать также товарные чеки за продукты питания, и если купленные продукты соответствуют особой диете пациента в восстановительный период, суд может принять их во внимание. Сюда же возможно приложение билетов, оставшиеся от поездок в лечебное учреждение и различные инстанции, особенно, если эти поездки загородные.
Евгений Халилов, «Площадь свободы», Тольятти