В 2010 году промышленное производство в Самарской области начало активно выходить из состояния кризиса, показывая существенное увеличение объемных и стоимостных показателей практически по всем отраслям. Тем не менее, многие крупные предприятия продолжают оставаться проблемными. Чем объясняется их тяжелое финансовое положение? На этот и другие вопросы ответил министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин.
Бизнес и власть
- Генеральный директор ОАО «Самаранефтегаз» Владимир Ножин в ходе своего недавнего выступления перед журналистами заявил, что возглавляемая им компания ставит цель в 2012 году выйти на уровень добычи нефти в 12 млн тонн. Согласно стратегии развития «Самаранефтегаза», достичь этого уровня предполагалось только в 2014 году. Насколько, на ваш взгляд, эта цель может быть достигнута?
- Эта цель вполне обоснована и реальна. Наращивание компанией «Самаранефтегаз» уровня добычи нефти в Самарской области осуществляется в рамках соглашения о сотрудничестве правительства Самарской области и НК «Роснефть». Достижение такого уровня нефтедобычи в регионе становится возможным благодаря использованию инновационных технологий. В Самарской области много старых нефтяных скважин. Поэтому добиться высоких результатов в сфере нефтедобычи у нас можно только за счет эффективных технологических приемов, всевозможных ноу-хау. «Самаранефтегаз» обладает серьезным научно-техническим потенциалом. Компания активно использует современные технологии, позволяющие интенсифицировать добычу нефти при одновременном сокращении издержек производства. Все это позволяет существенно повысить уровень отдачи даже старых нефтяных скважин. Кроме того, для достижения этой маштабной цели «Самаранефтегаз» уже сегодня активно приобретает новые нефтяные участки, выполняет серьезные объемы бурильных работ. Благодаря этому постоянно создаются новые рабочие места, причем очень высокооплачиваемые
- Удовлетворено ли областное правительство ходом выполнения соглашений о сотрудничестве с Роснефтью и другими крупными компаниями, работающими в Самарской области?
- В большинстве таких соглашений прописывались совершенно конкретные цифры. Определены налоговая нагрузка на компанию, уровень заработной платы ее работников, количество вновь создаваемых рабочих мест, сроки и основные параметры реализуемых инвестиционных программ. Мы осуществляем тщательный контроль за выполнением нашими партнерами условий соглашения о сотрудничестве. Могу сказать, что практически все компании исполняют взятые на себя обязательства. Для более тесного взаимодействия с Роснефтью в Самарской области была создана постоянно действующая рабочая группа по реализации соглашения о сотрудничестве между правительством Самарской области и НК «Роснефть». Мы сообща обсуждаем все возникающие вопросы, в том числе выходящие за рамки соглашения. Это позволяет более четко планировать совместную работу. Чиновники подчас очень любят решать все вопросы, не выходя из своих кабинетов. Между тем очень важно поддерживать контакты непосредственно с производителями. В результате такого общения мы начинаем понимать, чего в действительности хочет наш партнер, какие трудности стоят перед ним. Создание подобной рабочей группы - уникальный механизм, который сейчас активно перенимается другими регионами. Выстраивание таких взаимосвязей с представителями бизнеса - одна их важнейших задач для властных структур любого уровня.
«Нелегкая» фракция
- В последнее время мы наблюдаем усиление инвестиционной активности в Самарской области нефтехимического холдинга СИБУР. На принадлежащем ему ООО «Тольяттикаучук» постоянно реализуются довольно серьезные инвестиционные проекты…
- Эта активность началась сразу после подписания областным правительством с СИБУРом соглашения о сотрудничестве. В прошлом году мы очень тесно взаимодействовали с этим холдингом. СИБУР хочет развивать у нас производство, и мы это приветствуем. Большая, вертикально-интегрированная компания с собственной сырьевой базой. Радует, что у нас есть такой партнер в Самарской области
- Но у СИБУРа в нашей области есть и другой, гораздо более проблемный актив - Новокуйбышевская нефтехимическая компания (ННК)…
- Проблемы этого предприятия связаны с сырьевым дефицитом, а именно нехваткой широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). На российском рынке вообще наблюдается определенный дефицит этой фракции. Проблему отчасти удалось решить благодаря усилиям областного правительства. Было достигнуто соглашение по поставкам ШФЛУ с предприятий «Роснефти». Но эти поставки закрывают потребность ННК в этом виде сырья только на треть. Ввиду дефицита этой фракции на рынке «Роснефть» не может себе позволить отдать её полностью «в одни руки». У СИБУРа есть собственные крупнейшие заводы по производству этого продукта, но они находятся в Западной Сибири. А перевозка химических продуктов по железной дороге сегодня очень дорого стоит. Это касается не только ШФЛУ, но и других химических продуктов, например, аммиака. Стоимость содержимого цистерны зачастую равна тарифу на перевозку. Представители СИБУРа неоднократно обращались в Федеральную службу по тарифам, пытаясь получить льготы на перевозку углеводородного сырья. Но понимания в этом вопросе они так и не нашли. Мы будем всячески поддерживать усилия холдинга, касающиеся решения этого вопроса
- Другое, очень проблемное предприятие в Самарской области - «Волгабурмаш». Каким вы видите перспективы стабилизации его деятельности?
- Здесь проблемы кроются намного глубже. Системный кризис, поставивший предприятие на грань исчезновения, сегодня ликвидирован. Но до устойчивой работы этой компании на рынке еще далеко. Тяжелое положение предприятия объясняется просчетами его прежних собственников. Сегодня нефтедобычу обслуживают сервисные компании, которые берут на себя весь комплекс работ по бурению скважин. И получают они деньги не за конкретное долото, а за количество пройденных метров в пробуренных скважинах. К сожалению, прежняя команда во главе с Андреем Ищуком не занималась решением этих вопросов. Но сегодня на предприятие приходят новые инвесторы, обладающие значительными финансовыми ресурсами. Это современные молодые ребята. Они готовы развивать производство, создавать собственные сервисные подразделения. Безусловно, предприятие находится в тяжелейшем положении, оно обременено огромными долгами. Несмотря на это, «Волгабурмаш» сегодня осваивает производство новых видов продукции. Новое руководство выбрало инновационный путь развития предприятия. На мой взгляд, оно поступило совершенно правильно. У меня такое чувство, что новая команда с этими задачами справится.
Особая зона
- Один из самых масштабных проектов, реализуемых на территории нашего региона - создание особой экономической зоны (ОЭЗ) в Ставропольском районе близ Тольятти. Какое влияние окажет его реализация на экономику города и Самарской области в целом?
- Основная задача создания ОЭЗ - диверсификация бизнеса в Тольятти. Моногород с населением в 730 тысяч человек - это вообще уникальное явление. Его экономика не должна в такой степени зависеть от деятельности одного производителя в лице ОАО «АвтоВАЗ». В настоящее время порядка 40% доходной части бюджета Тольятти составляют поступления от АвтоВАЗа. А городская экономика должна зависеть от деятельности одного предприятия не более чем на 20%. Если этот процент больше - вы автоматически попадаете в зону риска. Поэтому крайне необходимо, чтобы и предприятия других отраслей промышленности вносили свой вклад в экономическое развитие Тольятти
- Эксперты автомобильной отрасли в связи с этим высказывают мнение, что любое усиление автомобильного кластера в Тольятти опасно. В этом городе следует развивать любые отрасли промышленности, не связанные с автомобильной тематикой.
- Полностью разделяю это мнение. Поэтому и следует максимально диверсифицировать бизнес в Тольятти. В ОЭЗ ожидается появление целого ряда производств, не связанных с деятельностью ОАО «АвтоВАЗ». Например, будут строиться заводы по выпуску пластмасс. Итальянское компания Pirelli запустит шинное производство. Многие почему-то думают, что поставки будут осуществляться на АвтоВАЗ. Нет, речь идет о выпуске преимущественно грузовых шин. В проекте будут задействованы крупнейшие предприятия нефтехимической промышленности области. Предполагается, что КуйбышевАзот будет поставлять для Pirelli корд, а Тольяттикаучук - синтетический каучук. В результате образуется целая производственная цепочка нефтехимического кластера
- В открытых источниках информации сообщается о возможной кооперации АвтоВАЗа и его смежников с компанией «Соллерс-Fiat», производство которой намечается разместить в особой экономической зоне в Елабуге. В чем будет заключаться эта кооперация?
- Сотрудничество будет развиваться только в сфере производства и поставок автокомпонентов. Одной из важнейших задач сегодня является унификация автокомпонентного бизнеса. Проблема в том, что мы на сегодняшний день производим очень мало этой продукции. Фактически у нас налажен только мелкосерийный выпуск. Поэтому мы плохо понимаем возможные масштабы этого бизнеса. Мне приходилось бывать на заводах крупнейших зарубежных производителей. Объемы производства у них измеряются десятками тысяч штук. А одно автоматизированное рабочее место стоит 5 млн евро. Заметьте, не завод, а только одно рабочее место! Только при таких масштабах производства автокомпонентный бизнес действительно эффективен и выгоден. Он дает возможность достигать быстрой окупаемости производства и внедрять новые, самые современные технологии. Мы ожидаем, что создание особой экономической зоны в Тольятти даст импульс развитию этой отрасли. Развитие автокомпонентного производства в городе позволит дифференцировать риски и снизить степень зависимости моногорода от деятельности АвтоВАЗа.
Сергей Столяров
"Время"
Время. События. Мнения. Тенденции