Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Александр Карпяк: К 2015 году у нас будет практически новый завод

«Роснефть» развернула масштабную программу модернизации самарской нефтепереработки. Только в реконструкцию Куйбышевского НПЗ в ближайшие 5 лет будет вложено 25 млрд руб. Насколько увеличится глубина переработки нефти? Как меняется качество нефтепродуктов с переходом на стандарты «Евро-3» и выше? Об этом рассказал генеральный директор ОАО «КНПЗ» Александр Карпяк.

Удачный год 
- Каковы итоги работы предприятия в 2009 г. по сравнению с 2008 годом?
- В 2009 г. КНПЗ переработал почти 6,7 млн тонн нефти. Это на 4% больше, чем в 2008 г. Такой объем мы не перерабатывали уже давно. Естественно, выполнены все плановые показатели по нефтепродуктам - по бензину, по дизельному топливу. Высокооктановых бензинов по сравнению с 2008 г. произведено на 20% больше. Доля выработки бензинов с октановым числом 92 и выше в общем объеме выпускаемого бензина тоже выросла и составила 82%.
Раньше мы таких результатов не показывали. Еще в 2008 г. на КНПЗ был начат выпуск дизельного топлива по стандарту «Евро-3». В прошлом году мы изготовили около 120 тыс. тонн дизтоплива по данному стандарту. А в 2009 г. мы приступили также и к производству автобензина, соответствующего нормам «Евро-3». И запросы рынка, которые были по этому виду топлива в прошлом году, мы удовлетворили.
- Каково качество нефти, которая сегодня поступает на КНПЗ?
- Мы работаем на так называемой «среднетрубной» нефти. К сожалению, качество нефти за последние годы ухудшилось. Три-четыре года назад мы работали на нефти с потенциалом светлых в пределах 52%. К февралю 2010 г. потенциал снизился до 47,5%. Содержание серы увеличилось с 1,3% до 1,8%, это увеличивает затраты на подготовку, переработку нефти, на производство товарных нефтепродуктов. Хотя, надо сказать, наши мощности по проекту были рассчитаны на переработку сернистой нефти. И заводу в свое время доводилось перерабатывать очень тяжелую, высокосернистую нефть с потенциалом всего 42-45% и с содержанием серы до 3%. Поэтому мы справляемся.
 
Цель - «Евро-5»
- На что нацелена программа реконструкции КНПЗ?
- Любое предприятие постоянно нуждается в обновлении, иначе оно просто не выживет. Сегодня наша главная цель - перейти на выпуск нефтепродуктов по стандартам «Евро». Наша программа реконструкции рассчитана на решение этой задачи. С 2015 г. все топливо, выпускаемое на КНПЗ, будет соответствовать нормам «Евро-5». В 2009 г. мы ввели в эксплуатацию установку производства водорода, благодаря этому у нас появилась техническая возможность все дизельное топливо производить по стандарту «Евро-3». Сейчас мы продолжаем строительство установки каталитического крекинга FCC, что позволит нам вывести из эксплуатации три установки, работающие с 1950-х годов.
- Что даст ввод установок FCC вместо действующих, ведь в основе и тех, и других - все тот же каталитический крекинг?
- Если на действующих установках мы получаем около 22% бензина с октановым числом по моторному методу 77-78 пунктов, то на установке FCC выход бензина составит более 50%, а октановое число не ниже 92 пунктов.
 
- Какие еще проекты реализуете в рамках перехода на выпуск экологически чистого бензина и дизельного топлива? 
- Пока завод в состоянии каждый месяц выпускать небольшое количество бензина «Евро-3». Чтобы выйти на нормальные объемы производства, мы сейчас строим блок выделения бензолсодержащей фракции (БСФ) установки каталитического риформинга. В 2010 г. мы этот проект должны завершить. Строится и установка изомеризации, которая тоже позволит нам снизить содержание бензола и ароматики в товарных бензинах до евростандартов. Что касается дизельного топлива, то мы пять лет назад заменили реакторы на установках гидроочистки, увеличили их объем с 35 кубометров до 70. Импортный катализатор, который у нас сейчас загружен на этих установках, дает возможность получать дизтопливо по стандартам от «Евро-3» до «Евро-5». Сейчас в товарном цехе мы монтируем новый узел ввода присадок. Идет работа по оборудованию для подачи сразу двух присадок - моющей и смазывающей, что необходимо для топлива, соответствующего нормам «Евро-4».
 
- Как изменится глубина переработки нефти после реконструкции? 
- Естественно, глубина переработки увеличится. Улучшение показателей будет достигнуто за счет пуска установок гидроочистки вакуумного газойля и установки каталитического крекинга.  В программе завода глубину переработки планируется довести до 92-95%.
 
Практически новый завод 
- Какова средняя степень износа оборудования на КНПЗ? 
- Заводу в этом году будет 65 лет. Средний износ сейчас около 40%. Правда, тех установок, с которых КНПЗ начинался, уже нет. Сейчас самые старые на предприятии - установки каталитического крекинга. Эти «этажерки» видны издалека, они построены в 1950, 1952, 1954 годах. Часть установок построена в 60-е - 70-е годы. В 1998 г. мы ввели в эксплуатацию установку первичной переработки нефти АВТ-5, а в прошлом году на карте КНПЗ появился еще один технологический объект - установка производства водорода.  
 
- Какие изменения заложены в программу модернизации КНПЗ? 
- У нас будут построены десять новых установок и реконструированы семь действующих. Эта программа рассчитана на пять лет. В 2014 г. закончится строительство установки гидроочистки вакуумного газойля в комплексе с установкой производства водорода и элементарной серы - и практически получается новый завод.
 
- Как финансируется программа модернизации КНПЗ? 
- Средства на финансирование инвестиционных проектов есть. В 2009 г. мы освоили более 2,2 млрд руб. На 2010 г. запланировано 4 млрд руб. инвестиций.
 
- Общая сумма инвестиций в программе развития по вашему предприятию до 2014 г. - 25 млрд руб. В следующие годы вам придется осваивать уже более 6 млрд руб. в год. Кто те подрядчики, которые готовы выдержать такие темпы? 
- Подрядчики есть, есть очень сильные организации, хотя и дорогие. Мы привлекали организации из Волгограда, Салавата. В подборе подрядчиков нам помогает дочерняя организация НК «Роснефть» - «РН-Строй». Силы есть, строить можно.
 
- Кто проводит конкурсный отбор подрядчиков? 
- Это зависит от суммы контракта и закреплено в стандартах нефтяной компании «Роснефть». Но даже если конкурс проводится нами, все равно и конкурсная документация, и кандидатура подрядчика проходят согласование в управляющей компании.
 
Современные решения 
- Сегодня требования к моторному топливу в России такие же, как в Европе. А вот подходы к проектированию советских и зарубежных НПЗ были совершенно разными. Кто разрабатывал программу модернизации КНПЗ? Привлекались ли к разработкам зарубежные компании-лицензиары? 
- Программа разрабатывалась нами совместно с «Самаранефтехимпроектом», затем она проходила согласование в профильных департаментах «Роснефти», на инвестиционном комитете и утверждалась советом директоров компании. В нее заложены самые современные решения. Общее проектирование осуществляют российские институты. Генеральный проектировщик - «Самаранефтехимпроект», который в зависимости от объема и сложности проекта по согласованию с нами выбирает себе на подряд другие организации. Часть базовых проектов выполняют иностранные компании. В частности, к разработке базового проекта установки FCC привлекалась американская компания UOP,  установки по производству водорода - датская компания Haldor Topsoe. Приобретаются и отечественные проектные решения. Данные для проектирования установки по производству метилтретбутилового эфира (МТБЭ) предоставил ярославский институт «Ярсинтез», по производству элементарной серы - институт «Гипрогазоочистка».  
 
- Есть конкуренция среди зарубежных компаний за право участвовать в реконструкции КНПЗ? 
- Конкуренция есть. Например, на выполнение базового проекта установки производства водорода, которая будет строиться в комплексе с установкой гидроочистки вакуумного газойля, у нас четыре иностранных претендента.
 
Экологические приоритеты 
- Сокращались ли на КНПЗ в 2009 году экологические программы? 
- Нет, экологические программы мы не сокращаем. По 2009 г. на эти цели было израсходовано 79 млн руб., на 2010 г. планируем выделить 120 млн руб. Мы ведем большую реконструкцию водозабора, промстоков, сооружений механической и биологической очистки сточных вод. В результате объемы сточных вод сократятся на 1000 кубометров в год. Важный проект, который мы завершаем в этом году, - перевод ТЭЦ Куйбышевского НПЗ с мазута на природный газ. Это даст не только экономический эффект, но и позволит улучшить экологическую обстановку. В результате выбросы диоксида серы сократятся примерно на 3000 тонн в год. Отмечу, что сегодня все инвестиционные проекты завода проходят экологическую экспертизу.  
 
- Вы не опасаетесь попасть в зависимость от поставок газа после смены основного топлива на ТЭЦ? 
- Цена на мазут выше, чем на газ, поэтому переход экономически оправдан. К тому же мы монтируем универсальные горелки - они обеспечат работу станции и на газе, и на мазуте. Мазут остается в качестве резервного топлива, как на любой ТЭЦ, так что проблем с топливом не будет.
 
- В какую сумму предприятию обойдется переход с мазута на природный газ? 
- Общий бюджет этого проекта - 900 млн руб.
 
- Как будет развиваться энергохозяйство предприятия? 
- Наша ТЭЦ на 70% покрывает потребности КНПЗ в электроэнергии, полностью обеспечивает теплом завод, многие организации и жилые дома в Куйбышевском районе. У нас две очереди ТЭЦ: первая была введена в эксплуатацию в 1945 г., вторая - в 1988 г. Но мощности ТЭЦ для предприятия уже недостаточно, поэтому мы готовим строительство нового энергоблока - четыре современных котла, два турбогенератора. В этом году оформляем технические задания, в следующем году начнутся проектно-изыскательские работы. Проект намечено реализовать до 2014 г.
 
- В конце прошлого года КНПЗ провел общественные слушания по программе развития предприятия. Что показали эти слушания? 
- Общественное мнение о проектах развития завода для нас очень важно. Мы считаем, что вести диалог с общественностью необходимо, люди должны знать, что делается на предприятии для улучшения экологической ситуации. На проведенных слушаниях программа реконструкции КНПЗ получила одобрение представителей органов власти, экологических и строительных организаций, учебных заведений, жителей Куйбышевского района. Опыт публичных обсуждений у нас есть. Когда в 1998 г. планировалось строительство установки АВТ-5, проект очень серьезно обсуждался общественностью. Мы тогда доказали, что этот технологический объект позволит улучшить экологическую ситуацию в городе. Практика эксплуатации установки это подтвердила.
 
- Экологические программы дают экономический эффект предприятию? 
- Практически все экологические программы - затратные. Однако без их реализации мы развиваться не можем. Завод находится в городской черте, это наш город, мы все живем здесь, многие - в непосредственной близости от завода. И наша цель - создать современное, экологически безопасное производство. Мы уже немало сделали в этом направлении. Подтверждением этого стала успешная сертификация системы экологического менеджмента предприятия на соответствие стандарту ISO 14001.
 
Лицом к людям 
- Основа любого производства - это люди. КНПЗ всегда отличал взвешенный подход в реализации кадровой политики. Какие кадровые программы реализуете сегодня? 
- НК «Роснефть» большое внимание уделяет подготовке кадров для своих предприятий и совершенствованию профессионального мастерства своих работников. Выстроена многоуровневая система обучения, которая начинается со школы. Во многих регионах работают «Роснефть-классы». Мы финансируем профильный класс в средней школе № 129 Куйбышевского района, который был создан по инициативе нашего предприятия. Ежегодно на эти цели завод выделяет 1 млн руб. Первые выпускники профильного класса уже пришли к нам на завод и зарекомендовали себя с лучшей стороны. К примеру, лаборант химического анализа Дарья Никитина в 2009 г., через 2,5 года после начала своей трудовой деятельности, заняла второе место на межрегиональном конкурсе профессионального мастерства среди представителей нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть». Это очень хороший показатель. У нас выстроены партнерские отношения с вузами - Северо-Кавказским и Самарским техническими университетами, студенты проходят у нас практику, часть из них затем остается работать. В прошлом году мы приняли на завод 14 выпускников вузов. Работе с молодыми специалистами уделяется самое пристальное внимание. Для них разработан специальный адаптационный курс, обучающие программы, за каждым из новичков закрепляется наставник, ребята готовят научный проект по актуальным для КНПЗ проблемам, который потом защищают на конференции. На предприятии активно работает совет молодых специалистов.
 
- Какая на заводе текучесть кадров? Ощущается ли кадровый дефицит? 
- В последние годы показатель текучести у нас очень низкий - в 2008 г. он равнялся 3,5%, в 2009 г. - всего 1,6%. У нас есть некоторая потребность в управленческих высококвалифицированных кадрах, по рабочим специальностям дефицита кадров сегодня нет. Многие хотят попасть к нам на работу, конкурс очень высокий, поэтому проводим серьезный отбор, берем только лучших.
 
- Для соискателей рабочих мест КНПЗ - одно из самых привлекательных в Самаре  предприятий. Что привлекает людей? 
- Я считаю, что приоритетное значение в формировании привлекательного имиджа предприятия имеет политика социальной ответственности, которую мы реализуем. Кроме заработной платы наши работники имеют хороший социальный пакет. На предприятии действует коллективный договор, предусматривающий различные льготы для сотрудников. Это доплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, материальная помощь в случае смерти близких родственников, вознаграждения в связи с юбилейными датами, уходом на пенсию и другие. В прошлом году на реализацию мероприятий по коллективному договору мы направили 35 млн руб. На предприятии также действуют программы негосударственного пенсионного страхования, дополнительного медицинского обеспечения, льготная программа ипотечного кредитования. Работники обеспечиваются путевками в санатории и профилактории, причем большую часть стоимости компенсирует завод. Дети наших сотрудников летом отдыхают в лучших оздоровительных лагерях Самарской области. Мы также постоянно оказываем помощь своим ветеранам и пенсионерам. Они получают материальную помощь к Дню Победы и Дню пожилого человека. Всего на реализацию различных социальных программ в 2009 г. мы направили более 170 млн рублей.
Петр Слизевич
фото: Сергей Осьмачкин
"Время"
Время. События. Мнения. Тенденции

15.02.2010




Новости Самары


22 ноября 7:39


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru