Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Владимир Мокрый: Борьба за пост мэра будет строиться на критике действующего главы

Владимир Мокрый возглавляет Московский центр местного самоуправления при правительстве Москвы, однако большую часть своей жизни он проработал в Самарской области. В интервью он поделился своими прогнозами по предстоящей избирательной кампании в Самаре, рассказал, почему именно этот город может стать столицей в случае объединения трех регионов и оправдала ли себя новая схема избрания губернаторов.

О совести
- Вы часто бываете в Самаре?

- Не могу сказать, что так же часто, как в бытность депутатом Госдумы РФ. Я сейчас работаю в Москве, но раз в месяц в Самаре бываю обязательно. Здесь у меня живет мама, брат, друзья. Для меня не бывать в Самаре - значит потерять свои корни.
 
- Как вам поступило предложение поработать в правительстве Москвы?
- Моя работа председателем комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления привела к тому, что меня знают и на уровне Федерации, и на уровне регионов. По окончании срока полномочий в Госдуме РФ одно из предложений поступило от правительства Москвы.
 
- От кого конкретно?
- От вице-мэра Москвы Анатолия Петрова. Он предложил создать Московский центр местного самоуправления и в целом помочь в организации местного самоуправления в столице. Центр создан как информационно-методический и взаимодействует с органами МСУ. Москва - огромный регион, включающий в себя 10 административных округов, и в каждом из них живет почти 1 млн человек. Внутригородских муниципальных образований в столице 125. Как вы понимаете, это очень большое информационное пространство.

- Какими были предложения, от которых вы отказались?
- Это на моей совести, - что я выбрал, а от чего отказался. Человек только со временем может оценить, правильный ли выбор он сделал.
На сегодняшний день я не жалею, что принял предложение вице-мэра, хотя, конечно, объем работы в Московском центре МСУ и тот объем, который был у меня как председателя комитета Госдумы РФ, разнятся. С другой стороны, тот опыт и то знание регионов, муниципальной власти, который я приобрел, работая в нижней палате парламента, по-прежнему позволяют мне взаимодействовать с различными структурами власти

О пользе выбора
- Следите ли вы за тем, что происходит в Самарской области? Сейчас в кулуарах Госдумы РФ обсуждается необходимость отказа от всенародного избрания мэров городов-миллионников в пользу их назначения...

- Вопрос о замене избрания глав городов поднимается давно и под разными «соусами». И я надеюсь, что эти вопросы так и останутся на уровне обсуждений. Я противник отхода на муниципальном уровне от всенародного голосования. Если люди даже на местном уровне будут отстранены от прямых выборов, они потеряют всякий интерес к политической и общественной жизни в стране, - к чему не стремится ни президент, ни премьер-министр, ни одна политическая партия, которая, прежде всего, ищет поддержки у населения. Конечно, не секрет, что многие губернаторы, особенно после перехода к системе назначения законодательным органом власти по представлению президента, выступали как убежденные сторонники достройки вертикали власти до муниципального уровня - путем отказа от выборности мэров. Поводом для этого становились и конфликты с региональными властями, и подчас вопиющее неисполнение своих обязанностей. Однако, если кто-то из мэров не в ладу с законом, это никак не связано с демократической процедурой выборности глав местного самоуправления. Никто не сможет гарантировать на 100%, что даже самый достойный кандидат, назначенный на должность мэра, будет в полной мере эффективно справляться со своими обязанностями, не дрогнет перед каким-либо соблазном. Я считаю, что сегодня вектор развития и формирования партийной политической системы позволяет использовать собственный очистительный партийный механизм для подбора достойных кандидатов от избирательных партий и блоков

- А вы не считаете, что население довольно апатично относится к выборам?
- Регион региону рознь. Я думаю, разговоры об аморфности населения по отношению к выборам - это миф. Людям неинтересны выборы только тогда, когда к их мнению не прислушиваются. Это потом оборачивается против самой власти, поскольку авторитет любого руководителя в дальнейшем формируется населением в зависимости от качества жизни. Если, к примеру, уровень жизни в Татарстане очень высокий, то вполне понятно, почему люди хотят продолжения той социально-экономической политики, которая была начата Минтимером Шаймиевым

- Президент в 2009 г. предложил принять законопроект о возможности отстранения от должности всенародно избранных глав муниципальных образований представительными органами власти. Можно ли делать выводы о том, оказался ли востребованным такой закон?
- Выводы о востребованности этих поправок пока делать рано. Поскольку оценку правовой конструкции удаления главы муниципального образования могут дать только время и правоприменительная практика. На мой взгляд, закон еще требует дополнений. Уверен, что в этом году мы получим предложения по уточнению этих положений, чтобы использовать его объективно и не создавать условий для субъективизма - как со стороны представительного органа власти, так и со стороны госоргана. На мой взгляд, важным элементом реализации закона на практике должна стать утвержденная форма отчета, из которой должно становиться понятно, как, по каким критериям деятельность главы и администрации можно считать эффективной или неэффективной. И большинство муниципальных образований сейчас как раз и занимаются определением этих критериев и разработкой формы отчета. В частности, в Самаре, согласно принятым изменениям в Устав города, глава должен ежегодно отчитываться перед депутатами не позднее 1 мая. И до 1 февраля гордума собирала предложения депутатов и жителей для разработки такой формы. Самое важное в этом вопросе - не допустить субъективизма группы депутатов по отношению к главе города, возникновения политического и личностного противостояния, сведения личных счетов. Убежден, что население города не должно страдать от внутренних распрей во власти

- В Самаре может быть использована схема по отстранению мэра думой?
- Думаю, нет. До выборов главы города осталось не так много времени, и в этом не смысла

О назначениях
- Оправдала ли себя схема назначения губернаторов субъектов РФ? В чем ее плюсы и минусы?

- За весь период действия этой нормы схема ни разу не давала сбоя, поскольку в нынешней политической ситуации законодатели субъектов Федерации не решаются противопоставить себя федеральной власти. Тем более что в случае отказа утвердить предложенную кандидатуру, региональная дума может быть распущена. Сегодня представленный президентом и избранный областными депутатами губернатор является государственной властью и, с одной стороны, имеет большие возможности взаимодействия с федеральным центром ,а с другой стороны, разделяет с ним ответственность за все, что происходит в регионе

О выборах
- В октябре 2010 г. должны состояться выборы мэра Самары. Как вы считаете, насколько интересной и яркой будет предстоящая кампания? Можно ли ожидать по ее итогам, что политический ландшафт в области изменится?

- Все в мире относительно. Яркой и интересной для кого? Для политтехнологов и журналистов? Или для избирателей? В любом случае, эта кампания будет отличаться от предыдущих выборов в городскую думу и главы города. Ноу-хау этого выборного сезона - общественные движения, создаваемые одно за другим, с именем города в названии. Скорее всего, кампания большинства претендентов будет строиться на критике действующего мэра. И в этом важно не допустить перебора, когда избиратели примут для себя решение, что все кандидаты одинаково плохи, или обратное решение, когда действующий глава станет в глазах самарцев жертвой. Безусловно, важное значение для исхода кампании будет иметь выбор кандидата от партии власти. И здесь может быть два варианта. С одной стороны, «Единая Россия» может отдать предпочтение человеку, находящемуся длительное время в органах власти, имеющему значительный опыт управления. С другой стороны, президент страны справедливо требует, чтобы государственная машина занималась поиском молодых талантливых людей. На мой взгляд, именно муниципальный уровень власти должен стать кузницей для молодых кадров. Поэтому было бы вполне логично со стороны партии власти выдвинуть на пост мэра Самары молодого, перспективного кандидата

- Уже сейчас о своих амбициях на пост главы города заявили действующий мэр Виктор Тархов, спикер губернской думы Виктор Сазонов, министр природопользования Дмитрий Азаров, депутат Михаил Матвеев. Как вы оцените их шансы?
- Не хочу давать оценок Сазонову, Тархову, Азарову, Матвееву, слышал, еще Вера Лекарева может выставить свою кандидатуру… Повторяю, определяющим здесь будет выбор «Единой России». Полагаю, что это будет достойный кандидат

- Претендент на пост мэра должен быть компетентен в вопросах городского хозяйства?
- Он должен быть компетентен в вопросах любого уровня, а в городском хозяйстве - особенно. По моему мнению, власти необходимо обновление, нужно, чтобы на выборные должности приходило больше молодежи, - в данном случае я имею в виду людей не старше 40-45 лет. Ведь, к примеру, в 1991 г. Константину Титову, когда он возглавил область, было 47 лет, а мне, вице-губернатору, - 38 лет. У нас был конгломерат людей опытных и молодых, но прошедших управленческую школу. И этот симбиоз дал свой результат в 90-е гг. Я убежден, во власть должна приходить молодежь и видеть свою перспективу. Я верю, что в Самарской области очень много грамотных, перспективных молодых людей - и над этим надо работать и политическим партиям, и руководству области

- А вам поступали предложения поучаствовать в выборах мэра Самары?
- Нет. И участвовать в выборах мэра Самары я точно не буду. Без вариантов

- Виктор Тархов в 2009 г. заявил, что намерен побороться за пост главы города, хотя в 2006 г. говорил о том, что будет ставить на «преемника». Как вы считаете, почему он изменил свою позицию?
- Когда-то господин Титов говорил, что власть - это наркотик, и потом очень четко это продемонстрировал. И это характерно не только для бывшего губернатора, но и для всех людей, которые находятся во власти. Чтобы отказаться от власти самому, надо иметь характер и волю. И, безусловно, знать, чем потом будешь заниматься. Ведь политик, в приемной у которого часами стояли люди, чтобы получить согласие или поддержку того или иного проекта, часто очень трудно переносит, когда от него, потерявшего должность, быстро отворачиваются. И я полагаю, что в нашей стране это одна из причин, по которой все боятся потерять власть. С другой стороны, и я испытал это на себе, все зависит от внутренней самодостаточности человека. Надо уметь быть самодостаточным как во власти, так и вне ее. Эта способность принадлежит немногим, но я таких людей знаю

- А вы самодостаточный человек?
- Наверное, да. Я в себе эти качества формирую. Все, о чем я говорил выше, затронуло и меня. Я это почувствовал, например, когда был вице-губернатором, а потом избирался депутатом Госдумы РФ. Некоторые люди поменяли ко мне отношение, потому что их жизненные интересы строились на поддержке административного ресурса правительства области. Но я к этому и тогда и сейчас стараюсь относиться по-философски

О стиле
- Наблюдаете ли вы за действиями областного правительства, как вы можете оценить работу команды действующего губернатора?

- Вы знаете, у каждой команды есть свой стиль. К сожалению, с уходом Титова передачи власти через преемственность не получилось. К управлению областью пришли абсолютно новые люди, которые ранее не работали в областном правительстве. И очевидно, что стиль управления существенно поменялся. А оценку работе новой команды может дать президент РФ, правительство РФ, которые очень внимательно следят за развитием регионов. Сегодня есть определенные показатели эффективности субъектов РФ и губернаторов. В то же время, как бы ни менялась система избрания губернаторов, отношение федеральных органов к власти региональной все-таки формирует население. Ведь если население региональную власть не поддерживает, то на территории будет весьма трудно проводить и социально-экономические реформы, и завоевывать доверие в последующих избирательных кампаниях как на муниципальном, так и на областном уровнях

- Как вы оцениваете действия правительства Самарской области, которые оно предпринимало и предпринимает во время кризиса: в частности получение госпомощи для АвтоВАЗа?
- Я считаю, что господдержка, оказанная АвтоВАЗу, беспрецедентна. Еще ни одному предприятию в истории современной России моральная и финансовая помощь не оказывалась в таком объеме. И если завод этим шансом не сможет воспользоваться - это будет большая трагедия как для предприятия и его сотрудников, так и для города и региона в целом. Поэтому вопрос выживания АвтоВАЗа в условиях кризиса и его возрождение - общая задача как руководства завода, так и муниципальной и региональных властей

- А чья заслуга здесь больше - в получении такого объемного транша, по вашему мнению?
- Это заслуга всех ветвей власти. Прежде всего правительства РФ, губернатора и регионального правительства. Но эту помощь, этот транш надо оправдать. Менеджмент и руководители АвтоВАЗа должны мобилизоваться, а главное понять, что никто за них работать не будет! Раз вы пришли, сказали, что можете справиться с ситуацией, значит работайте, вам оказали очень серьезную поддержку

О столице
- Спикер Госдумы Борис Грызлов перед заседанием Госсовета выступил с предложением объединить дотационные регионы с регионами-донорами. И в этой связи заявил о возможности объединения Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. Следует ли сокращать количество субъектов РФ?

- Идея объединения субъектов Федерации, пожалуй, имеет еще большую историю, чем назначение мэров городов. В том числе объединение Самарской, Саратовской и Ульяновской областей - этот вариант мы обсуждали еще в 90-е годы с Константином Титовым. И определенное экономическое обоснование такому решению есть. Почему же оно до сих пор не реализовано? Потому что оно повлечет за собой решение многих других - экономических, административных, политических, вопросов. Ведь объединяя территории необходимо сделать так, чтобы их население ни в коем случае не пострадало, а желательно и почувствовало качественное улучшение жизни. В любом случае, если такое объединение все-таки произойдет, считаю, что административным центром новой территориальной единицы должна стать Самара

Ирина Кудрина
"Время"
Время. События. Мнения. Тенденции

08.02.2010




Новости Самары


22 ноября 6:32


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru