Минувший год оказался крайне сложным с точки зрения финансового положения Самарской области. В связи с кризисом региональному правительству пришлось проводить секвестр бюджета-2009, а также сокращать расходы на 2010 г. Об основных проблемах ушедшего года, о финансовых перспективах и бюджетной политике в новом году «Времени» рассказал министр управления финансами Самарской области Павел Иванов.
Ставка на качество
- Назовите основные положительные и отрицательные тренды минувшего года. Удалось ли оправиться от последствий финансового кризиса?
- Финансовый кризис, безусловно, отразился на всех областях экономики, в том числе на бюджетной сфере Самарской области. В то же время в результате благоприятной экономической обстановки последних лет, а также взвешенной бюджетной политики были сформированы определенные финансовые резервы, которые позволили смягчить воздействие мирового экономического и финансового кризиса на бюджетную сферу региона в 2009 г. и предусмотреть в областном бюджете в полном объеме финансирование принятых ранее социальных расходных обязательств. Основными трендами прошлого года можно назвать повышение качества бюджетного планирования, отказ от второстепенных и менее значимых расходов, оптимизацию расходов на содержание органов госвласти и бюджетных учреждений.
Считаю, что говорить о преодолении всех последствий финансового кризиса в настоящее время преждевременно. Основная задача на данном этапе заключается в проведении бюджетной политики, основанной на правильных ориентирах и реальных расчетах, что поможет не только пережить кризисный период достойно, поддержав планку ранее достигнутых социальных гарантий для жителей области, но и выйти из него с меньшими потерями для дальнейшего поступательного развития
- Сколько планируете собрать налогов в 2010 году? Не планируется ли каких-либо изменений законодательства, которые скажутся на бюджетной политике региона?
- В областном бюджете на 2010 г. запланированы налоговые и неналоговые доходы в 61 млрд руб., что составляет около 106% от прогнозного плана 2009 г. В связи с принятием на федеральном уровне решений о закреплении за субъектами РФ дополнительных полномочий региональным законом «Об областном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.» учтены возникающие с 1 января 2010 г. новые расходные обязательства, в том числе: мероприятия по организации оздоровительной кампании детей - 416,314 млн руб.; компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях - 287,442 млн руб.; региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам - 868,44 млн руб.; организация мероприятий по долечиванию (реабилитации) работающих граждан после стационарного лечения в санаториях области - 100 млн руб.
Кроме того, в 2010 г. планируется сформировать два фонда: фонд стимулирования и фонд сбалансированности. Фонд сбалансированности позволяет оказать финансовую помощь муниципальным образованиям, испытывающим наибольшие сложности с исполнением бюджета. Фонд стимулирования направлен на поощрение тех муниципальных образований, которые показывают наилучшие результаты в управлении муниципальными финансами
Вынужденная оптимизация
- Как вы оцениваете влияние кризиса на финансовый сектор региона? Насколько устойчивы оказались региональные финансовые институты? Как скоро они могут возобновить работу в докризисном режиме?
- В настоящее время ситуация в финансово-банковском секторе Самарской области оценивается как стабильная. Остатки денежных средств на корреспондентских счетах кредитных организаций области, открытых в Банке России, находятся на достаточном уровне. Значения нормативов мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности, достаточности капитала, установленных ЦБ РФ в качестве обязательных, у кредитных организаций региона находятся в допустимых пределах. У банков больше нет необходимости поддерживать избыточную ликвидность, как это было в IV квартале 2008 г., что было обусловлено кризисом доверия на межбанковском рынке и оттоком вкладов населения. Принятие закона об увеличении максимального размера возмещения по вкладам физических лиц до 700 тыс. руб., увеличение банками ставок по вкладам привело к восстановлению доверия населения к кредитным учреждениям. С конца 2008 г. и по настоящее время сохраняется тенденция роста остатков на счетах физлиц, общая сумма вкладов в банках, действующих на территории области, по состоянию на 1 декабря 2009 г. составляет 190,4 млрд руб., что на 33,7% превышает докризисный уровень
С 1 октября 2008 г. по 1 декабря 2009 г. остатки по средствам банков, размещенным в кредиты юридических и физических лиц, увеличились на 5,1% и составляют 465,8 млрд руб. Рост совокупного кредитного портфеля наблюдается за счет увеличения остатков по кредитам физлиц, в том числе за счет оживления рынка ипотечного кредитования. На 1 декабря 2009 г. задолженность по кредитам физлиц составляет 203,9 млрд руб., что на 17,7% больше докризисного уровня. Кредитный портфель в разрезе юридических лиц по состоянию на начало декабря составлял 261,9 млрд руб., что на 3% меньше по отношению к докризисному уровню. Проблемы с освоением кредитных ресурсов предприятиями области связаны со снижением платежеспособности потенциальных заемщиков, спадом в производственной сфере, а также с невыполнением заемщиками обязательств по ранее полученным кредитам. В связи с ухудшением платежной дисциплины предприятий многие банки области столкнулись с увеличением просроченных кредитов и с необходимостью их реструктуризации. Несмотря на замедление темпов роста некоторых показателей деятельности кредитных организаций, можно говорить об устойчивом состоянии региональной банковской системы, о выполнении банками всех обязательных требований Банка России
- Как региональные власти скорректировали бюджетную политику? Какие статьи расходов пришлось сократить? Какими принципами руководствуется облправительство, принимая решение о секвестре?
- Основными задачами в области бюджетной и налоговой политики в настоящее время является обеспечение исполнения социальных обязательств, инвентаризация и оптимизация бюджетных расходов, поддержка реального сектора экономики, повышение эффективности налоговой политики, внедрение новаций, направленных на качественные и структурные преобразования бюджетной сферы, оптимизация бюджетной сети, совершенствование технологии планирования и исполнения бюджета, повышение качества финансового менеджмента. В предыдущие годы, относительно благополучные с точки зрения экономической ситуации, рост доходов и эффективная долговая политика обеспечивали возможность не только увеличения текущих социальных расходов, но и роста расходов инвестиционного характера. Значительная доля дополнительных поступлений доходов в ходе исполнения областного бюджета направлялась на проектирование, реконструкцию, строительство и ввод новых объектов. В апреле 2009 г. для обеспечения сбалансированности бюджета в условиях снижения поступлений налогов и уменьшения объема заимствований была значительно сокращена расходная часть. Применили методологию деления расходов на группы в зависимости от степени их приоритетности. По каждой группе был применен свой алгоритм расчетов. Результатом стал отказ от второстепенных и менее значимых трат. Наибольшему сокращению подверглись расходы капитального характера, расходы, осуществляемые в рамках целевых программ. Действие большей части программ было приостановлено. В то же время для недопущения полного исключения инвестиционной составляющей областного бюджета была сохранена часть расходов на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию и проектирование дорог, расходы, осуществляемые в рамках мероприятий нацпроектов, в том числе областной целевой программы «Жилище»
Бюджетная выживаемость
- Бюджет на 2010 год сверстан с минимальным дефицитом. Не слишком ли оптимистично? Каковы основные цели бюджета на следующий год? На какие отрасли был сделан упор?
- Повышение стоимости заимствований на российском долговом рынке, необходимость исполнения в 2010-2012 гг. обязательств по государственным заимствованиям обуславливают невозможность привлечения новых займов. Таким образом, основной причиной снижения расходов является сокращение источников финансирования дефицита областного бюджета в части собственных остатков на счете и привлечения заимствований. Существуют и определенные ограничения по уровню госдолга. В сложившейся ситуации нехватки финансовых ресурсов при формировании бюджетных ассигнований на 2010 г. также была применена методология планирования расходов областного бюджета. В казне этого года удельный вес текущих расходов составляет более 96% от общего объема расходов
Наиболее негативное влияние финансовый кризис оказал на реализацию инфраструктурных проектов в сферах дорожного строительства, инновационной деятельности в части уменьшения объемов их финансирования, а в ряде случаев и приостановления их действия. Так, до кризиса завершение строительства станции метро «Алабинская» планировалось в 2010 г. В настоящее время принятой областной целевой программой «Развитие метрополитена в г.о. Самара» ввод станции перенесен на 2016 г. На строительство участка от станции «Российская» до станции «Алабинская» протяженностью 1,3 км с 2010 по 2016 г. из областного бюджета будет выделено 2,15 млрд руб., в том числе в 2010-2012 гг. - 320 млн руб. Вместе с этим в 2010 г. планируется реализовать ряд расходов в рамках областных целевых программ и мероприятий, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В частности, продолжится проектирование и реконструкция зданий Самарского государственного академического театра оперы и балета, значительные средства предполагается направить на обеспечение финансирования областной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 г.». В полном объеме сохранены расходы на софинансирование программных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из ветхого жилья, реализуемых с участием средств областного и местных бюджетов, а также средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Кроме этого, для финансирования инвестиционных проектов планируется более активно привлекать средства федерального бюджета
- Федеральное правительство рассматривает вопрос о выделении бюджетных кредитов Самарской области по низким ставкам. Под какие условия могут быть выданы кредиты? О каких суммах идет речь? Если будет выделен такой кредит, то какие статьи расходов бюджета будут увеличены?
- В 2009 г. Самарская область получила два кредита из федерального бюджета на общую сумму 794,91 млн руб. на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения). Срок погашения кредитов - 2012 г., процентная ставка - ¼ ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату привлечения кредита, то есть 2,25% и 2,75% годовых. В настоящее время привлечение заимствований не предусмотрено. Однако необходимо понимать, что в условиях нестабильности финансовых рынков бюджетные кредиты намного выгоднее рыночных заимствований. Кроме того, в ближайшие годы нам предстоит осуществлять погашение ранее привлеченных областью заимствований при одновременном выполнении в полном объеме принятых социальных обязательств. В связи с этим мы не исключаем возможности привлечения из федерального бюджета дополнительных заемных средств, при условии принятия Минфином России положительного решения. Тем более что ставка рефинансирования продолжает снижаться, а сроки бюджетного кредитования, например, дорожного строительства в 2010 г. согласно закону о федеральном бюджете будут увеличены до 5 лет
- Правительство Самарской области пошло на смягчение налогового режима, чтобы снизить долговую и инвестиционную нагрузку на бизнес. Как это отразилось на доходах бюджета?
- Доходная часть бюджета Самарской области на 2010 г. сформирована с учетом установления пониженного значения ставки налога (в размере 10% от доходов, уменьшенных на величину расходов), взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков - организаций, основным видом деятельности которых является производство, научные исследования и разработки. Согласно действующему законодательству, сохраняются льготы по налогу на прибыль и имущество для инвесторов, а также сохранены пониженные ставки по налогу на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет, для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в приоритетных видах деятельности. Эти меры должны способствовать увеличению количества налогоплательщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и привести к расширению налоговой базы.
Антон Утехин
"Время"
Время. События. Мнения. Тенденции