Обзоры самарских событий
|
|
Габибулла Хасаев: “Кризис должен преподать урок той части населения, которая несколько иждивенчески понимает свое существование в целом”Власти не ждут возобновления экономического роста в третьем квартале этого года. Об этом прямо говорится в стенограмме закрытого заседания совета Самарской губернской думы, состоявшегося 11 марта. «Время» сегодня публикует в сокращенном варианте выступление на совете заместителя председателя правительства Самарской области, министра экономического развития, инвестиций и торговли Габибуллы Хасаева.
- Мы переживаем первый в истории человечества кризис глобальной экономики. И его отличительная особенность состоит в том, что провал в финансовой системе произошел до промышленной рецессии, со всеми вытекающими последствиями. Отсюда, вы знаете, многое сегодня в природе самого кризиса неясно. И в результате очень низка эффективность предпринимаемых мер не только в России, но и практически во всех странах с развитой экономикой, которые подверглись этому кризису...
Важное обстоятельство состоит в том, что все резервы государства на случай подобной ситуации создавались на федеральном уровне в результате создания соответствующей налоговой и бюджетной системы. И в этом отношении возможности регионов в значительной степени ослаблены. И я бы хотел заметить, что, говоря о понимании кризиса, до недавнего времени международные организации, такие как Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, ООН и другие, рассматривали в своих сценариях развития мировой экономики вариант так называемой «мягкой посадки», то есть незначительное снижение объемов производства и цен и быстрое возобновление экономического роста уже в третьем квартале этого года. Уже первые два месяца 2009 года говорят о том, что такой сценарий практически невозможен...
Хочу заметить, что экономика Самарской области является частью мировой экономики. Сегодня общий объем только экспорта продукции Самарской области составляет 15-20% объема валового выпуска, или, можно сказать, мы почти на 20% зависим от конъюнктуры на мировых рынках. И как промышленно развитый регион с преобладанием в структуре обрабатывающих производств мы являемся рекордсменами вообще в мире по доле машиностроения в валовом региональном продукте. Конечно, мы в большей степени испытываем влияние мирового финансово-экономического кризиса...
За январь-февраль этого года -уже итоги февраля буквально сегодня подведены - индекс промышленного производства в целом по области составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 64,5%, в том числе по обрабатывающим производствам - 49,5%. И, конечно, самый большой вклад в такие цифры у нас внес Волжский автозавод. Вы знаете, что за два месяца объем промышленного производства сократился на этом предприятии более чем на 80%.
По мониторингу, который мы проводим сегодня, загрузка производственных мощностей ухудшилась почти на 60% опрошенных предприятий, состояние расчетов с контрагентами - почти на 40% предприятий, прибыль - почти на половине предприятий. Серьезные проблемы с неплатежами испытывает почти половина предприятий. И ситуация с обеспеченностью оборотными средствами, доступностью кредитов на предприятиях области оценивается как напряженная. Инвестиционная деятельность приостановлена практически на 47% опрошенных предприятий.
Относительно стабильным остается положение в аграрном секторе, где валовая продукция сельского хозяйства практически сохранилась на уровне прошлого года -99,5%. Думаю, уточнят, будет 100%.
Говоря об инфляции, нужно сказать, что она составила в феврале 101,7% к предыдущему месяцу. Это ниже, чем в январе, когда она была 102,4%, и соответствует среднероссийскому уровню в феврале... По нашим оценкам, инфляция не вызывает такого большого опасения. Я думаю, что она будет в интервале прогноза.
Более беспокоит то, что ухудшение общеэкономической ситуации отражается на уровне жизни населения области. Мы впервые за последние десять лет наблюдаем ситуацию, когда реальные располагаемые денежные доходы населения имеют тенденцию к абсолютному уменьшению.
Другая важная проблема, которая сегодня обостряется, это нарастание задолженности по заработной плате. Ее размер с начала года увеличился в 2,1 раза и сегодня составляет на 1 марта почти 400 млн рублей. Более 90% всей задолженности приходится на задолженность за счет собственных средств предприятий. И главные должники - это «Моторостроитель», СНТК имени Кузнецова, «Авиакор» -авиационный завод, авиакомпания «Самара», «Волгабурмаш». Остальные предприятия имеют переходящую задолженность, она не столь велика. Но, к сожалению, не снижается задолженность из-за отсутствия бюджетного недофинансирования, прежде всего за счет федерального бюджета: около 40 млн рублей... Задолженности из областного бюджета не было, и сейчас ее тоже нет...
Положение с заработной платой усугубляется высвобождением персонала и ростом безработицы... Подробно на ситуации на рынке труда и принимаемых мерах я останавливаться не буду. Хотя свою личную точку зрения выскажу. Уровень безработицы в 1,4% от экономически активного населения в принципе нельзя считать безработицей. Во всех странах естественным уровнем считается 5% безработицы. Поэтому это нормальная ситуация, когда появляется конкуренция на рынке труда. И люди должны задуматься все-таки о том, что надо делать, чтобы иметь постоянную работу, престижную работу, высокооплачиваемую работу, работу с лучшими условиями труда. Мне кажется, кризис в этом отношении тоже должен преподать определенный урок той части населения, которая несколько иждивенчески понимает свое существование в целом.
В то же время наблюдается очень любопытная тенденция. Несмотря на определенное замедление, потребительский спрос сохранил положительную динамику, оборот розничной торговли увеличился на 4,1%, объем платных услуг населению - на 4,3%. Для сравнения: в сопоставимой с нами по уровню развития Нижегородской области абсолютно снизился объем розничного товарооборота.
По данным местных администраций, отношение населения к сложившейся ситуации в большинстве муниципальных образований, в 28 из 37, оценивается как обеспокоенное...
Прогноз социально-экономического развития Самарской области показывает, что влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику области в силу ее структурных особенностей будет весьма чувствительным. Необходимо в этой связи опережающе реагировать на происходящие процессы, в полном объеме и своевременно реализовывать уже принятые меры поддержки экономики...
Первое направление - это работа по всемерному привлечению федеральных средств... Другое направление - развитие микрофинансирования. Следующее - развитие гарантийных фондов, субсидирование процентов по кредитам и затрат по лизинговым договорам, поддержка муниципальных программ в части создания бизнес-инкубаторов...
Правительство области активно занимается продвижением на федеральном уровне проекта создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в Ставропольском районе со специализацией на организации производств высокотехнологичных автокомпонентов нового поколения для российских и зарубежных автопроизводителей... Наряду с проектом создания федеральной ОЭЗ правительством Самарской области также рассматривается возможность поддержки территорий в виде создания ОЭЗ регионального уровня... По мировому опыту механизм ОЭЗ является идеальным средством для того, чтобы заставить органы местного самоуправления и хозяйствующих субъектов значительно повысить свою инновационную и инвестиционную активность, заинтересовать и включить предприятия в решение проблем территории, на которой они расположены, создать на конкретной территории благоприятную бизнес-среду.
Мы продолжаем добиваться поддержки со стороны федеральных структур в реализации приоритетных для Самарской области инвестиционных проектов, прежде всего инфраструктурных, в рамках развития Самарско-тольяттинской агломерации в качестве зоны опережающего развития в РФ. Соответствующая заявка правительством принята, и она включена в концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года как зона опережающего развития. Это такие проекты, как реконструкция и модернизация аэропорта «Курумоч», строительство автодорожного маршрута Центр - Поволжье -Урал с мостовым переходом через реку Волгу, магистральной улицы непрерывного движения по проспекту Карла Маркса, а также моста через реку Самару. И сейчас губернатор и профильные министерства в федеральных структурах предпринимают все необходимые действия, чтобы в условиях кризиса сохранить все-таки проекты по включению этих объектов в федеральные целевые программы. И вероятность такая очень высока...
Уважаемые коллеги! Усиление проявлений финансового кризиса не отодвигает на задний план, а, напротив, делает более актуальной задачу, поставленную руководством страны, а именно: опережающее инновационное развитие, создание высокотехнологичного обеспечения производства. Особенное значение это имеет для такого высокотехнологичного региона, как Самарская область...
Это далеко не полный перечень мер, предпринимаемых правительством области. По нашему мнению, именно они дадут наибольший социально-экономический эффект не только сиюминутно, сегодня, но и в перспективе.
«Время» 30.03.2009 |
22 ноября 7:46
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |