Обзоры самарских событий
|
|
Татьяна БРАТЧИКОВА: «Крупный бизнес Самары сделает выводы из обращения Медведева»Несмотря на отгремевшие выборы президента, к которым государство готовилось последние четыре года, тема выборов не теряет актуальности для Самары. Во вторник было опубликовано извещение о начале приема предложений по кандидатурам в состав Самарской городской избирательной комиссии. Будущий созыв горизбиркома будет проводить выборы в городскую думу в 2009 году и главы города в 2011-м. О том, будет ли горизбирком вообще сформирован, сохранятся ли всенародные выборы мэра, какой устав Самары намерена оставить эта дума своей преемнице, Репортер поговорил с Татьяной Братчиковой, вице-спикером Самарской городской думы, председателем комитета по местному самоуправлению.
"МЕРЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ"
- Первые дни страна живет с новым президентом. Как вы оцениваете прошедшую электоральную кампанию и отдельно - явку? Не секрет, что именно она и была основной интригой этой кампании...
- Мне кажется, итоги выборов были абсолютно предсказуемыми. Во время кампании я много встречалась с людьми - на предприятиях, в трудовых коллективах. По общему настроению было понятно, что явка не превысит 50%. То, что победит лидер этой предвыборной гонки - Дмитрий Медведев,- тоже никаких сомнений не вызывало. Объясняется это, с моей точки зрения, тем, что народ устал от революций, передряг, перестроек, и Медведева воспринимали как гаранта стабильности, поскольку его поддержал действующий президент. Что касается явки, на мой взгляд, здесь тоже все объяснимо. Несмотря на то, что общество стало очень политизированным, основная его часть, которая чем-то не-довольна в существующих условиях жизни, как правило либо не ходит на выборы (в свое время эти люди голосовали против всех), либо приходит, чтобы испортить бюллетени. Сейчас, предполагая, что избран будет именно лидер гонки, люди рассуждали так: и без меня все решится. Так, в принципе, оно и произошло.
- В предвыборном штабе господина Медведева есть претензии по явке именно в Самаре. 52,8% считается маленькой цифрой...
- Я считаю этот процент нормальным. Вряд ли он когда-нибудь будет выше. И, кстати, чем стабильнее ситуация, тем явка будет ниже. Давайте проанализируем - сейчас самые высокие проценты, где очень нестабильная обстановка - это Кавказ, Краснодарский край, кавказские республики, Ямало-Ненецкий округ, где люди живут в экстремальных условиях. Там же, где уровень жизни выше, люди более инфантильны по отношению к выборам. И не потому, что они против существующего строя или определенного кандидата. Просто они считают - и так все нормально, и мой голос ничего особо не решает.
- Тем не менее, задача повысить явку стояла, и определенные меры в Самаре принимались. Вы считаете их достаточными?
- Ясчитаю, меры были приняты беспрецедентные. Во-первых, кампания прошла без надрывов, эксцессов. Пожалуй, впервые проводились выборы без применения "черных" технологий. С организационной точки зрения партия, от которой выдвигался кандидат, действовала очень тактично. В Самаре не использовался административный ресурс так, как это делалось раньше - когда людей буквально "ломали через колено". Я бывала в школах, в детских садах - никакого абсолютно давления. Все было спокойно, тактично. Я считаю, кампания была проведена очень достойно. Что, Тархов должен был приставить к каждому человеку надсмотрщика с ружьем, который заставлял бы идти на избирательный участок? Кроме того, многое в проценте явки зависит и от авторитета местной власти. И если этот процент явки расценивается как низкий, то власти, возможно, стоит задуматься. Нужно понимать, что о государственной власти люди судят даже не по тому, какие законы принимаются, а по действиям конкретных чиновников на местах. Если самый маленький чиновник ведет себя недостойно, берет взятки, и все об этом знают, то по нему будут судить обо всей исполнительной власти. Тема коррупции очень болезненная для страны. Здесь много проблем, и не только в Самаре, а вообще в целом по стране. Вот это нужно менять, но это нужно решать на уровне президента, политических партий, необходима политическая воля.
"УПРАЗДНЯТЬ ГОРИЗБИРКОМ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ"
- На этой неделе в Самаре стартовала кампания по формированию новой городской избирательной комиссии. Насколько ожесточенной будет борьба за ГИК? Баталии, развернувшиеся в 2004 году на этом поле, запомнились, наверное, многим...
- Горизбирком - очень важное звено в структуре местного самоуправления. И когда речь идет о выборах главы города, городской думы, ГИК имеет немаловажное значение. Это понимают все стороны, заинтересованные, чтобы в структуре местной власти были представители их интересов. До последнего времени к этому стремилось каждое крупное бизнес-сообщество, которое выдвигало своих людей в горизбирком. Сейчас же вопрос о формировании ГИК связан с общей политической обстановкой в стране. Медведев, еще будучи кандидатом, декларировал - бизнеса не должно быть во власти. Если этот курс сохранится, это должны понять и представители бизнеса, и губернатор. И тогда в состав ГИК должны входить не представители крупных бизнес-сообществ, а представители общественных организаций, партий.
Судя по всему, сейчас мы будем находиться на каком-то распутье. Как мне кажется, и крупный бизнес не нашел для себя ответа на вопрос - нужно ли ему продолжать старые традиции или все-таки стоит пересмотреть свое место в жизни города, губернии и страны.
По-видимому, сейчас все находятся в стадии раздумья и оценки ситуации. Мне кажется, что страна выходит на новый этап развития, и роль бизнеса должна заключаться в инвестировании в экономику страны. А регулировать политическую составляющую должен не бизнес. Для этого есть те же партии. И слова Путина о том, что в исполнительной власти должны быть люди, которые хотят что-то изменить, а не заработать -правильные. Не знаю, коснется ли это Самары.
- То есть интрига с формированием горизбиркома сохранится до последнего момента?
- Да и за эти 10-20 дней президент обратится, наверное, к нации со своими программными заявлениями. Начнется формирование правительства. Уже это покажет многое - в том числе и взгляд нового президента на политическую структуру страны.
- А нужен ли Самаре ГИК вообще? В Тольятти, как известно, его не стали создавать, передав функции Автозаводскому ТИКу, и облизбирком очень высоко оценил этот эксперимент...
- Самару с Тольятти сравнивать нельзя. Это совершенно разные города и по экономике, и по населению, и по социальной структуре. Я считаю, что наличие ГИК в Самаре обязательно. Вообще в последнее время нас преследует гигантомания. Ведь если мы убираем ГИК, то произойдет укрупнение на уровне облизбиркома - возложение на него функций, которые принадлежали горизбиркому. Это будет очередной ошибкой.
- У председателя Самарской областной комиссии несколько иной взгляд на этот вопрос. По ее мнению, функции горизбиркома вполне можно передать ТИКу, но для этого нужна инициатива местной думы. Стоит ли ждать от депутатского корпуса подобного предложения?
- Пока этот вопрос в думе не поднимался, и подобной инициативы ни от кого не поступало. Но если она и появится, я буду отстаивать свою точку зрения. Я считаю, что этого делать ни в коем случае нельзя.
- Что касается процедуры по формированию нового горизбиркома, все ли происходит в соответствии с законом, и не получится такой ситуации, как в случае с назначением довыборов в Самарскую гордуму?
- Сейчас процедура выдержана и во временном, и в тактическом плане.
"МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ РАЗГРАНИЧЕНИЕМ ВЛАСТИ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА И ДУМОЙ"
- Не так давно в "Самарской газете" была опубликована заметка об изменениях, принятых в устав города. Там же говорилось о возможности изменения порядка избрания мэра. Каким образом дума намерена отредактировать эту статью устава?
- И в администрации президента, и в Государственной думе давно обсуждались проекты, всевозможные тактики, чтобы в городах-миллионниках проводить не всенародные выборы главы города, а согласовывать с депутатами городской думы кандидатуру, представленную губернатором. Как вы помните, мы в самом начале полномочий думы планировали изменить схему избрания главы города. Тогда наш вариант не прошел. Но эта мысль осталась, и она обсуждается и на более высоком уровне. В одном из последних выступлений в прессе Борис Грызловговорил, что выборы были, есть и будут. Это высказывание для нас является существенным. Судя по всему, это будет общегосударственная тенденция - сохранить всенародные выборы глав муниципалитетов. Мы выходили с предложением уйти от всенародных выборов исключительно из-за того, что это колоссальная экономия средств бюджета. Но мы не хотим сейчас снова поднимать этот вопрос и быть "белыми воронами".
- То есть вы будете следить за "месседжами" федеральной власти на эту тему?
-Да. Но в уставе и без того есть что изменить. Например, согласно этому документу, департаменты управления имуществом и архитектуры и строительства являются самостоятельными органами местного самоуправления. Я с этим никак согласиться не могу. Это была одна из ошибок, хотя, наверное, это делалось авторами документа не случайно - в интересах Георгия Лиманского,который рассчитывал тогда в третий раз стать главой города. И хотя ему не удалось этого сделать, две очень существенные структуры оказались выведены из-под руководства мэра.
- А какие-то поправки будут вноситься в устав, чтобы изменить эту ситуацию?
- Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Пытаемся анализировать практику других регионов, работаем с юристами. Когда все это будет обобщено, будем определяться, какие именно изменения вносить.
- Главы районных администраций также считают, что решение слишком многих вопросов замкнуто исключительно на мэре города. Такая проблема, по вашему мнению, существует?
- Это действительно так. Нашумевший пример, когда прокуратура запретила главам районов узаконивать перепланировку помещений. По уставу это может делать только глава города. Для дела было бы, конечно, лучше, если бы все это делалось на уровне глав администраций. Конечно, все будет зависеть от того, как глава города организует эту работу. Но я не думаю, что администрация справится с таким объемом работы. И мы рискуем получить аналог ситуации с кадастровой земельной палатой, где люди ночью занимают очередь, чтобы попасть на прием.
- Дума планирует перераспределить полномочия глав районов и мэра?
- Безусловно. Мы обязательно будем заниматься разграничением власти между администрацией города и думой. Нынешний устав дает безграничные права исполнительной власти. Меня лично это не устраивает. Дума не только утверждает бюджет, но и контролирует его исполнение. Этим же уставом само понятие контроля сводится на нет. Полномочия думы нужно расширять.
- Какие-то еще претензии к уставу у думы есть?
- Ситуация с установлением тарифов на услуги ЖКХ. Дума сейчас никак не может влиять на этот процесс. Мы лишь можем заслушать доклад и принять его к сведению. В то же время мне звонят избиратели и говорят - тарифы опять поднимаются, что вы намерены делать в думе? Имне нечего сказать людям, кроме того, что мы собираемся заслушать информацию. Другой момент- процедура назначения глав районных администраций. На мой взгляд, участие думы было бы не лишним в этом процессе. Ведь оттого, кто будет главой администрации, будет зависеть роль исполнительной власти в районах в целом. Поэтому полномочия глав администраций должны быть шире, чем они есть. Но тог-да и депутаты должны принимать участие в их назначении. Пока лишь мы можем критиковать, говорить, но влиять - нет.
- Вообще, по большинству из этих пунктов претензии к уставу высказывались еще летом 2006 года. Когда же был избран Виктор Тархов, депутаты неоднократно заявляли, что в самое ближайшее время документ будет существенно отредактирован. Почему этого не произошло до сих пор?
- Любые изменения, которые мы примем, начнут действовать уже для нового созыва думы. Торопиться некуда - у нас еще полтора года работы. Хочется сделать устав таким, как Конституция - незыблемым и продуманным до каждой мелочи.
"НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЕРИТЬ В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАКАЗЫ"
- Дума каким-то образом влияет на составление плана приватизации муниципального имущества?
- Никаким. Только в рамках работы над бюджетом мы можем заслушивать отчеты о том, как исполняется план приватизации и какие средства поступили в бюджет. Но на стадии утверждения этого плана дума участия не принимает. Я считаю, здесь также необходимы изменения, чтобы избежать отрицательных моментов в деятельности департамента по управлению имуществом, которые якобы имели место, - хотя правоохранительные органы и суд еще не сказали своего слова. Но поскольку продажа муниципального имущества - это один из источников пополнения бюджета, а бюджет формируют депутаты, они должны участвовать и при утверждении плана приватизации, и при его исполнении, и при подведении итогов выполнения плана Моя точка зрения - нужно обязательно вносить изменения в устав. Не знаю, поддержат ли меня остальные депутаты, потому что пока даже на комитетах обсуждения не было.
- Вы уже затронули тему скандала вокруг департамента управления имуществом. В последнее время городские чиновники высшего звена регулярно становятся участниками громких уголовных разбирательств. С чем это, по вашему мнению, связано?
- Однозначно ответить на этот вопрос я не могу даже для себя. С одной стороны, ни для кого не секрет, что бывший мэр на протяжении последних 10 лет практически разворовывал город. Есть факты, есть бумаги, которые депутаты городской думы направляли в правоохранительные органы. Все это видели, все знали и понимали, но какого-то конкретного шага, чтобы остановить это все, никто не делал. Что это? Неуязвимость бывшего главы? Его авторитет в вышестоящих властных структурах? Сейчас уже никто, наверное, на эти вопросы не ответит. Сначала работы Виктора Тархова вокруг него, действительно, ощущается определенное напряжение. Может создаться впечатление, что это целенаправленная политика. С другой стороны, очень не хочется в это верить. Потому что страна, казалось бы, вступила в стадию стабильности, иее хочется и в отдельном городе. Тем более, сменился губернатор, который, судя по его высказываниям, очень заинтересован в сохранении стабильности. И поэтому смена главы Самары не вписывается в общую картину, она будет признаком нестабильности - прошел всего год с последних выборов! Поэтому, подозревая какую-то политическую составляющую во всем этом деле, не хочется с этим мириться и в это верить. Может, все происходящее - стечение обстоятельств. Не исключено, что это один из признаков того, что государственная власть действительно задумалась о борьбе с коррупцией. И мы оказались у истоков борьбы с коррупцией. Может быть. Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Но вообще я считаю, если глава города избран на всенародных выборах, и ни много ни мало, а на 5 лет, и поэтому, как бы он кому-то ни не нравился, он избран. народом; Й ему нужно дать возможность реализовать себя, а уж вышестоящие структуры власти должны помогать. Но нужно отметить хорошую тенденцию. Область начала помогать. Причем впервые, кажется, за последние 10 лет: участвует в строительстве дорог, очень существенную помощь оказала при ликвидации последствий снегопада И пусть это будет всегда Конечно, у Самары несравнимый потенциал по сравнению с сельскими районами, но есть какие-то ситуации, когда это необходимо. Да, нужно воспитывать глав городов, где-то указать на ошибки. Но делать какие-то политические заказы.... Мне хочется верить, что все они работают на обеспечение стабильной жизнедеятельности города.
- Как вы можете оценить последние назначения одиозных, в общем-то, фигур из бывшей команды Георгия Лиманского - Валерий Троян будет назначен заместителем министра по управлению имуществом, Николай Колесников - уже работает замминистра по строительству.
- Для меня это очень тревожный сигнал. Когда я руководила Промышленным районом, то в первую очередь руководствовалась профессионализмом людей. В этом смысле назначение Колесникова не вызвало у меня отрицательных эмоций. Я его знаю как профессионального человека. Он был членом команды Лиманского, но для меня это неважно. А вот назначение Троянавызвало у меня недоумение. Насколько я знаю, человек совершенно не профессионален в этой области. Вверенный ему участок работы с землей на сегодня очень сложный. Произошли существенные изменения в законодательстве, в структуре взаимоотношений между городами, губернаторами, районами и так далее. Мне кажется, тут должен был быть назначен человек исключительно профессиональный в этой области. Возможно, я чего-то не знаю о профессионализме Трояна. Но я несколько недоумеваю. Вчера он был человеком Лиманского. Но кто такой сегодня Лиманский? Рядовой гражданин. Если у него есть какое-то лобби, то я об этом не слышала. Я, например, у многих работала в подчинении, но от этого мои профессиональные качества как-то напрямую не зависят. Посмотрим. На таких должностях результат работы проявится очень быстро.
Мария ГУТОРОВА, «Репортер» 07.03.2008 |
22 ноября 2:21
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |