Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Александр ШАТОХИН: «Этот год был для Самары переломным»

Депутат думы городского округа Самара Александр Шатохин в интервью Репортеру подводит итоги взаимодействия администрации и депутатского корпуса города в уходящем году.
ТАКОГО БЮДЖЕТА В САМАРЕ ЕЩЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО
- Александр Юрьевич, каково ваше впечатление о городском бюджете на следующий год?
- Если говорить о бюджете следующего года, надо сказать и об исполнении бюджета в этом году. То, что достигнуто администрацией города Самары уже в том году, я считаю просто колоссальным. Доходная часть увеличена за счет собственных средств, сбора налогов и других поступлений на 43% за восемь месяцев. И это при том, что среднестатистическая цифра увеличения по России колеблется между 8 и 12% - и уже считается, что при таком увеличении можно ордена раздавать. Ау нас 43%. Я считаю, это очень серьезная цифра, которая дает возможность надеяться на то, что в следующем году она еще увеличится за счет поступлений и не только за счет собственных, но и за счет договоренностей с областным бюджетом. Если говорить о бюджете следующего года, то я считаю, что такого бюджета в Самаре еще никогда не было. Это позитивный прорыв в плане выделения средств на социальные нужды - ветхое жилье, образование, медицина, культура, жилищно-коммунальное хозяйство. По всем этим направлениям произошло увеличение, в среднем, на 15-20%. Поэтому лично я бюджетом доволен. Конечно, в процессе его обсуждения было много споров. Но это было не противостояние администрации и депутатов, а конструктивное обсуждение того, финансирование каких направлений лучше увеличить, какие можно оставить в прежнем размере...
По некоторым направлениям требовалась доказательная база от департаментов. В частности, на последнем совещании, посвященном бюджету, были большие споры по паркам, по объектам здравоохранения и образования, но, тем не менее, я считаю, что администрация поработала очень серьезно, выбрала самые важные, приоритеные направления и именно туда направила достаточное количество денег. Хочу отметить, что принято 14 программ, еще две сейчас находятся на рассмотрении, и они все обеспечены стопроцентным финансированием. А те программы и направления, которые закладывались в этом году, также выполнены на 100%, все средства освоены. Если раньше у нас за правило было то, что ни одна из статей не финансировалась в полном объеме, кроме средств массовой информации и содержания аппарата администрации, то в этом году полноценное финансирование обеспечено. Бюджет отшлифован, откорректирован и, на мой взгляд, полностью готов к принятию. Его принятие даст нам возможность уже в январе начинать проводить торги и конкурсы практически по всем направлениям и закончить их не как в этом году, ближе к зиме, а, как и положено, в первом квартале. После чего можно спокойно работать весь год на благо нашего города.
Довольны ли Вы тем, как шла работа согласительной комиссии?
- Ясчитаю, что эта работа шла очень плодотворно и очень принципиально. Вопросов обсуждалось очень много, и это дало нам возможность откорректировать бюджет до его нынешнего состояния. Были удовлетворены практически все интересы и предложения депутатов. Сложности возникали преимущественно там, где предложения носили нечеткий, более декларативный характер. Например: надо бы построить несколько садов. Это само по себе хорошее пожелание, но в бюджет должны поступать конкретные предложения, где все должно быть четко определено, правильно называться и соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации. Поэтому те предложения, которые находились в соответствии с этими требованиями, практически все были удовлетворены. Сейчас заканчивается работа по титульным спискам на ремонт жилья, где будет пообъектно все расписано. Согласованы титульные списки и по объектам здравоохранения, образования, культуры. На согласительных комиссиях давались четкие поручения по предоставлению всех необходимых данных. Были вопросы и по капитальному ремонту, и тут, я считаю, администрация очень качественно поработала.
Было принято решение не вкладываться пока в строительство новых объектов, а направить максимум средств на те, которые нужно закончить. К сожалению, разного рода долгостроев у нас пока хватает, есть объекты, которые больше десяти лет находятся в начатом и незавершенном состоянии. Думаю, это было верное решение - вложить максимум средств в то, чтобы все это закончить. И параллельно вкладывать средства в проектные разработки. Такие разработки - это задел, фундамент, который закладывается на будущее. Имея проектно-сметную документацию, мы уже можем вести разговор о софинансировании из областного и федерального бюджетов. До вынесения бюджета на заседание думы еще будут внесены мелкие коррективы, но все основные вопросы уже улажены. Отказы если и были, то по абсолютно объективным причинам. Понятно, что бюджет не резиновый, и революционных изменений в городском хозяйстве за один год не совершишь. Например, на объекты жилищно-коммунального хозяйства выделено почти 2 млрд рублей, а для того, чтобы довести его до нормального состояния, необходимо 22 млрд. И сколько бы сейчас ни выделяли на любое из направлений - этого все равно будет мало с точки зрения доведения до совершенства. Но то, что заложено на следующий год - это уже несравнимо больше того, что выделялось раньше.
САМАРСКОЕ ЗАРЕЧЬЕ В БЛИЖАЙШИЕ 50 ЛЕТ НЕ ПОНАДОБИТСЯ
- Планировалось, что в конце 2007 года будет принят и генплан Самары. Какова ситуация с его принятием?
- Генплан - это большая работа. Я считаю, что первоначальный вариант, в котором он был представлен - это был своего рода "пробный шар", который пустила администрация в думу для того, чтобы начать совместно разбираться с требованиями и ожиданиями и депутатов, и граждан, и администрации. Сразу понятно было, что план сырой, непроработанный, что возникнет много вопросов. И вопросы, действительно, возникли и в ходе рассмотрения депутатами, и в ходе презентации, и в ходе общественных слушаний.
Но, тем не менее, при всем моем субъективном и критическом отношении к департаменту строительства и архитектуры, который руководил разработкой генплана, я хочу отметить, что работа была проведена серьезная, большая и нужная. Генплан Самаре очень нужен, сейчас уже, с технической точки зрения, в нем все вопросы сняты, больших проблем нет, остался один крупный вопрос по Самарскому Заречью. И тут я принципиально отстаиваю свою позицию, потому что считаю, что строительство жилья в Заречье - это на сегодняшний день пустая трата денег. У нас демографы прогнозируют в лучшем случае, при самом оптимистическом прогнозе, небольшой прирост населения в течение ближайших 10-15 лет - где-то до миллиона трехсот человек.
Другой прогноз - стабилизация численности населения, без видимого прироста, третий, худший вариант - некоторое ее снижение. Получается, что, даже при реализации самого оптимистического прогноза нам Самарское Заречье в ближайшие 50 лет не понадобится. Есть масса свободных и условно свободных - занятых сейчас ветхим жильем - площадок, на которых можно производить комплексную застройку. И программа освоения застроенных территорий сейчас является не менее важной, чем генплан. Эта программа сейчас, после некоторой корректировки, поступила в думу. Генплана с внесенными в него последними замечаниями с утра среды в думе еще не было. И тут хочется покритиковать департамент строительства, представители которого в своих интервью несколько кривят душой, утверждая, что депутаты опять вернули генплан, опять нужны корректировки, общественные слушания... Те корректировки, которые сейчас нужно внести в генплан, носят чисто оформительский характер и не требуют никаких общественных слушаний.
Генплан фактически готов. Его можно и нужно срочно утверждать. Его всего лишь нужно привести в нормальное состояние с точки зрения оформления. Однако этого не сделано. И при этом говорится, что генплан находится в думе и депутаты его рассматривают. Не находится он в думе. Он уже полтора месяца находится на доработке. И нам в течение последних трех недель постоянно обещают, что он будет завтра... послезавтра... Я считаю, что нужно решать этот вопрос как можно скорее, депутаты готовы были собраться на внеочередное заседание для того, чтобы его рассмотреть. Тем не менее, он пока не внесен и не рассмотрен. Но тут, я считаю, горячку можно не пороть, рассмотреть его можно и в январе. Но желательно на более долгое время этот процесс не затягивать. Потому что наличие генплана открывает широкие перспективы. Надо дорабатывать и программу освоения застроенных территорий, так как в нее включено много разных объектов, каждый из них требует отдельного описания и дополнительной расшифровки по срокам, по конкретике переселения граждан, требует проведения общественных слушаний... Все это, конечно, надо срочно принимать, никаких причин далее откладывать процедуру принятия нет. И если уж мы не успели сделать это в декабре, то в январе надо это сделать обязательно.
ДЕМПИНГИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСОВ МНЕ НЕПОНЯТНЫ
- В этом году гражданам пришлось уже определяться с выбором способа управления жилым домом, с выбором управляющей компании... Много говорилось о том, что у людей нет полноценной информации об управляющих компаниях, что определяться с выбором будет очень сложно... Какова сейчас ситуация в этой сфере?
- Насколько мне известно, около 70% жителей всех районов Самары уже определились с тем, как им поступать - создают ли они свое объединение типа ТСЖ, объединяются ли в какие-то квартальные товарищества... При этом, если говорить о моем отношении к управляющим компаниям и, вообще, к реформе жилищно-коммунального хозяйства, то я считаю, что это третий большой шаг по развалу государственного хозяйства, который успел сделать господин Чубайс. Первыми двумя были ваучеры и приватизация. Это мое твердое и бесповоротное убеждение. С жилищно-коммунальным хозяйством страны уже что только ни делали... Были ПЖРТ,были ДЭЗы, в итоге лучше не становилось. Жилищно-коммунальное - я в этом твердо уверен - должно быть монополией под жестким контролем государства. Так же, как и выпуск алкоголя и табака. Все, что делается сейчас, приведет лишь к дальнейшему развалу жилищно-коммунального хозяйства. Если смотреть на те договора, которые сейчас предлагаются рядом управляющих компаний хотя бы в Советском районе, то они вызывают очень много сомнений. Эти документы не прошли ни юридическую, ни техническую оценку. Я почитал договор, который предлагает управляющая компания, возглавляемая неким господином Стрельцовым,и у меня к нему возникла масса замечаний. Там написано много такого, что непонятно не только жителям, это непонятно и мне, человеку, который проработал 15 лет в коммунальном хозяйстве, 15 лет - в строительстве, знает абсолютно все нюансы. В договоре столько юридических закоулков и подводных камней, что человек без специального образования и опыта в этом разобраться просто не в состоянии.
Поэтому я уверен, что вся эта процедура с управляющими компаниями - вредная. Надо было оставить все как есть, только дать побольше прав администрациям районов для того, чтобы они были хозяевами на местах. Сейчас они, по сути - министры без портфеля. Они не имеют никаких рычагов оперативного воздействия. Есть, конечно, суды, есть масса инстанций, в которые можно пожаловаться. Но это все требует большого количества времени, и мы упускаем оперативное управление ситуацией. Пока жалоба пройдет все инстанции, любая управляющая компания может развалиться, смениться... А для того, чтобы жильцам сменить управляющую компанию, нужно столько сил и средств будет затратить! И кто будет этим заниматься? На это нужны средства и время. У администрации города много разных забот и проблем, она не сможет заниматься каждой жалобой. А у районных администраций нет соответствующих полномочий. Надо их наделить этими полномочиями. Они должны быть бюджетополучателями - раз, заказчиками - два, должны иметь право подписывать договоры и акты выполненных работ в своем районе. Я свою позицию озвучиваю везде, а в следующем году намерен ее сформулировать в качестве законодательной инициативы. Потому что на уровне местного самоуправления можно решить многое, а то, чего нельзя решить на местном уровне, я буду направлять в губернскую думу и в Государственную Думу Российской Федерации. Этот процесс развала надо остановить, не ожидая, пока мы дойдем до точки и поймем, что делаем абсолютно не то.
Как-то грустно все это звучит...
- Ну,катастрофы-то не случится. Есть глава города, человек с жесткой позицией, с требовательностью, в администрации работают порядочные люди. Будем надеяться, что в большинстве управляющих компаний тоже будут работать порядочные Люди, а не рвачи; Сейчас главный нонсенс-то в чем заключается? То, что в ходе конкурса, допустим, одна компания заявляет, что готова проводить работы по обслуживанию за миллион, а вторая - за полмиллиона. Демпинг делается на 50%. А как можно сделать работы на миллион за половину их реальной стоимости так, чтобы не пострадало качество? Я опытный производственник, работал во всех направлениях, занимался капремонтом, строительством, оказанием услуг... Я прекрасно знаю, как можно сделать дело за 50% от его реальной стоимости. Такой способ есть. Только он нарушает целый ряд законов Российской Федерации. При этом обязательно пострадает качество, пострадают сроки и, вообще, будут преимущественно бумаги и подписи вместо реального дела.
Много всякого рода недоразумений, в том числе касающихся возглавляемого мною предприятия МП "Спецкомбинат ритуальных услуг". Например, эвакуацию невостребованных трупов выставляют на конкурс, А ведь этот процесс - из разряда коварных, причем, таких, которые невозможно планировать и которыми невозможно управлять. Нельзя запланировать, сколько человек в городе умрет завтра и сколько будет работы, связанной с этим. А этот процесс выставляется на конкурс так же, как и содержание кладбищ. Наше предприятие этот конкурс, конечно, выиграло, более того, мы оказались практически единственными его участниками, у второго претендента, "Спецавтохозяйства", оказались неправильно оформлены документы. Однако, если строго следовать догме и правилам, то 1 января мы должны были прекратить все работы в этом направлении и ждать, пока пройдет конкурс, перечислят средства... А что уж при этом будет в городе - вроде бы, никого не интересует.
Что касается ситуации с управляющими компаниями - тут открывается другая сторона медали. Такие вот демпинги при проведении конкурсов мне непонятны. Для того, чтобы делать что-то за полцены, нужно использовать некачественные материалы, нанимать неквалифицированную рабочую силу, каких-нибудь гастарбайтеров, которые будут работать без оформления, без регистрации, с "черной" зарплатой, без нормальной уплаты налогов. И в итоге вместо запланированных объемов выполнить меньше, а подписать больше и дать за это взятку. Эти механизмы всем понятны и всем известны. Повторяю, катастрофы ждать не стоит, город как жил, так и будет жить. Правда, хотелось бы, чтобы он жил намного лучше, чем живет сейчас. А намного лучше не получится. Хотя тенденции к улучшению, безусловно, есть. Даже просто потому, что больше денег на эту сферу выделяется. Посмотрим, уменьшится ли количество жалоб с началом работы управляющих компаний. Потому что уже сейчас, при оформлении титульных списков, мы встречаемся с тем, что КЖКХ с себя эти полномочия уже как бы сняли и не хотят этим заниматься, а управляющие компании на себя их еще не взяли - и тоже не хотят капитальным ремонтом заниматься.
ОН НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ
- Можете ли Вы подвести итоги работы думы в этом году, в частности, в вопросах сотрудничества с нынешним составом городской администрации?
- Дело в том, что с прежней администрацией нынешний состав думы не работал совсем. Вместо рабочих процессов шел процесс хронического противостояния, когда администрация делала все возможное для того, чтобы усложнить работу депутатов - не было здания, не было оборудования, транспорта, помощников, возможности общаться с административными органами. После смены городской власти ситуация кардинально изменилась. Да, и сейчас есть какие-то споры, но это уже не противостояние и не война, а часть нормального рабочего процесса. Уже где-то через полгода стало понятно, что и дума, и мэрия идут в одном направлении, что у нас общая цель и общие задачи. Очень демократично проходит общение с администрацией города. Сегодняшний мэр Самары, я считаю, очень хороший и грамотный хозяйственник. И, слава богу, он не политический деятель. Во всяком случае, за все это время я не встречался с тем, чтобы господин Тархов, решая вопросы городского округа Самара, говорил о своей причастности к какой-то политической партии или апеллировал к непричастности к какой-то другой партии. Произошли большие перемены в отношениях между администрацией и депутатским корпусом. Есть контакт, есть взаимопонимание, как с руководителями департаментов, так и с главами районов.
Не могу сказать, что по всем районам совсем уж полная идиллия, есть свои сложности и шероховатости, но общая тенденция изменений очень и очень положительная. Поэтому я однозначно ставлю городской администрации пятерку за ее работу в течение истекшего года, тем более, что работать им пришлось фактически в экстремальных условиях - плохое состояние городского хозяйства, долги, косный бюрократический аппарат, который надо было менять. И в этих условиях они работали просто отлично, есть очень большие позитивные сдвиги. Хотя остается еще много вопросов и проблем, мы видим, что с этой администрацией вполне можно работать и нормально эти проблемы решать. Не хотелось бы никаких кардинальных перемен в ближайшие годы. Сейчас вырабатывается общая политика между руководством города и области, точки соприкосновения и определенное взаимопонимание найдены. Нынешний год, я считаю, был для Самары переломным. Следующий будет годом вхождения жизни городского округа в нормальный ритм, а 2009 уже должен быть годом наращивания темпов. Если все это еще будет увязано с федеральными программами, и реализация этих программ будет проходить именно так, как сейчас говорится, мы все скоро будем жить намного лучше.
Алена ЛУКЬЯНОВА, «Репортер»

28.12.2007




Новости Самары


4 декабря 12:47


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru