Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Юрий ШВЕЦОВ: «Дума сейчас работает профессионально и без нервотрепки»

В Самарской губернской думе прошлого созыва комитет по законодательству, законности и правопорядку считался одним из наиболее профессиональных, мобильных и работоспособных. Что, впрочем, неудивительно. Эту работу на протяжении нескольких лет выстраивал один из старожилов областного парламента Анатолий Степанов. В думе четвертого созыва вышеназванный комитет возглавил новый депутат Юрий Шевцов, однако своего профессионализма и мобильности комитет не потерял. А по некоторым вопросам смог и усилить работу. Об итогах деятельности комитета по законодательству, законности и правопорядку за 2007 год Репортеру рассказал его председатель Юрий Шевцов.
- Юрий Михайлович, давайте доя начата обратимся к статистике, а потом поговорим по существу инициированных комитетом законопроектов.
-Хорошо. Мы 13 декабря подвели итоги работы комитета, утвердили отчет и могу сказать, что лично я вполне удовлетворен, тем как работали депутаты, входящие в комитет по законодательству, законности и правопорядку. Из запланированных для разработки 26 нормативных актов, было принято 20, в первом чтении - 5, в работе остался один законопроект. Кроме того, сверх плана комитетом было внесено и принято на заседании думы 16 нормативных актов. А в общей сложности комитет отвечал за разработку и внесение на заседание губернской думы 57-ми нормативных правовых актов Самарской области. Из них было принято - 46, в том числе в первом чтении - 6, остальные в работе.
Особое внимание комитет уделял работе над проектами федеральных законов, вносимыми Самарской губернской думой в Государственную Думу и обращениями, адресованными Президенту и Правительству РФ. В уходящем году, комитетом была запланирована разработка и принятие на заседании думы 6 проектов федеральных законов и одного обращения к Президенту РФ. Сверх плана комитетом внесены на рассмотрение губдумы - три проекта федеральных закона и два обращения к Правительству РФ. Наиболее актуальными я считаю обращение к премьеру Зубковуо необходимости совершенствования механизма предоставления бесплатной юридической помощи и законодательную инициативу по внесению в Государственную Думу проекта Федерального закона об изменениях в ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части расширения круга лиц, которым предоставляется бесплатная юридическая помощь).
Всего же за 2007 год мы провели 16 заседаний комитета, в том числе одно выездное - в г. Оградном, и приняли 225 решений. Кроме этого, прошло 8 заседаний общественных комиссий и 21 заседание рабочих групп. И я хочу сегодня поблагодарить за активную работу в составе комитета депутатов Боброву, Минчука, Першина, Михайлова, Маркина, Богданова.
- Какие вопросы вы определяли для себя в качестве приоритетных?
- Главным считаю вопрос укрепления правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина Именно поэтому самое пристальное внимание мы уделили исполнению областной целевой программы борьбы с преступностью. И продолжаем постоянно контролировать этот процесс. Кроме этого, комитет большое внимание уделял и вопросу профилактики и предупреждения административных правонарушений. А центральной задачей комитета в прошедшем году стала работа над проектом новой редакции закона "Об административных комиссиях на территории Самарской области". Может быть, с точки зрения обывателя, эта проблема не очень важна. Для людей сегодня важнее цены на продукты, но не стоит забывать, что именно от работы административных комиссий зависит комфортность жизни в городах и в частности в Самаре. От них зависит порядок на территории - чистота, благоустройство, санитарное состояние. А комиссии у нас сейчас не работают. И находятся в таком состоянии последние 2 года. После того, как полномочия по созданию и организации деятельности комиссий передали с регионального на муниципальный уровень, зарплату специалистам комиссий платить перестали. Поскольку при передаче полномочий не определились до конца с источником финансирования. Область вроде уже не имеет права их содержать, а в муниципальных бюджетах на комиссии просто нет денег. Сейчас на зарплату членам административных комиссий требуется около 20 млн рублей. Кстати при определении этой суммы мы и столкнулись с основными трудностями. Произошло это потому, что никто не знал, каким образом рассчитать величину субвенций, по какой методике проводить расчет. Депутаты губернской думы предыдущего созыва тоже столкнулись с этой трудностью, но разрешить проблему не успели, и она, можно сказать, перешла к нам по наследству. Сейчас здесь наметились позитивные сдвиги. Мы, по крайней мере, определили сколько нужно денег. Сумели сесть за стол переговоров с областным правительством и нашли алгоритм расчета затрат на содержание административных комиссий. Впрочем, проблема решена не до конца Сумма нами подсчитана - 20 млн 133 тыс. рублей на зарплату аппарата комиссий, но пока по-прежнему неясны источники финансирования. Поэтому на последнем в уходящем году пленарном заседании уже фактически готовый проект закона об административных комиссиях в повестку дня не попал. Но в то же время я твердо могу сказать, что в самом начале следующего года источники финансирования будут определены.
Откуда такая уверенность?
- Дело в том, что этот вопрос на прошлой неделе обсуждался на Совете губернской думы, и мне там было дано поручение - встретиться с министром финансов области Павлом Александровичем Ивановым и обсудить источники финансирования комиссий. Наша встреча на днях состоялась, и мы решили, что сразу после Нового года определенность в этом вопросе должна наступить и проект вышеназванного закона будет принят на первом пленарном заседании думы в следующем году.
Но тогда вам придется рассчитывать только на профицит.
- Да речь естественно идет о выделении нужной суммы из дополнительных доходов областного бюджета.
В минувший понедельник дума в первом чтении приняла закон об организации Общественной палаты Самарской области. Когда реально эта общественная организация может быть сформирована?
- Думаю, в следующем году Общественная палата начнет работать. Надо сказать, что обсуждение проекта этого закона шло очень долго и сложно. Если мне память не изменяет, депутаты выдвинули в общей сложности около, 30-ти таблиц с поправками. Предложения касались и порядка формирования, и статуса палаты, и ее полномочий. По всем поправкам шли довольно жесткие споры.
А разве Общественная палата Самарской области создается не по аналогии с Федеральной ОП?
- Скажем так. Она не будет противоречить принципам Федеральной палаты, но есть и отличия. На мой взгляд, у нас более современный подход к определению правового статуса палаты, все-таки на федеральном уровне этот орган уже работает, накоплен определенный опыт и не только положительный. Ия думаю, не имеет смысла повторять старые ошибки, тем более, когда их можно избежать. Кроме того, около месяца назад проект закона об Общественной палате области был опубликован в СМИ, и на него пришло очень много поправок. Предложений и пожеланий. Мы их все обсудили и теперь он принят в первом чтении.
Очень много на заседаниях вашего комитета в последнее время говорилось о другой общественной структуре, которую предполагается реанимировать из советского прошлого. Так называемые, "народные дружины". На какой стадии сейчас находится решение этого вопроса?
- Вы говорите о законопроекте по участию граждан в обеспечении правопорядка Тоже очень непростой вопрос. И по нему, в отличие от Общественной палаты, мы окончательного взаимопонимания между депутатами пока не нашли. Да и чиновники тоже имеют свою особую точку зрения на этот счет. Более того, федерального закона, регулирующего деятельность подобных общественных организаций, назовем их по привычке ДНД, пока тоже не существует. При этом, в 60 субъектах федерации народные дружины уже действуют. Да и в 12 муниципальных районах Самарской области организованы отряды дружинников. Но на областном уровне, на мой взгляд, есть определенное противодействие этому законопроекту.
- Неужели со стороны силовых структур?
- Нет. Силовики как раз двумя руками "за". Ведь именно ГУВД внесло законопроект. Скорее настороженность идет со стороны чиновников облправительства. Их опасения вызваны отсутствием определенности по тем аспектам законопроекта, которые при определенных обстоятельствах могут потребовать дополнительных бюджетных ассигнований. Ну, например, как быть - если вдруг дружинник "при исполнении" получил серьезное ранение, или травму. За чей счет оплачивать лечение и назначать компенсации. Или, наоборот, при задержании пострадает злоумышленник, не являющийся на тот момент преступником. Ему тоже придется компенсировать нанесенный ущерб. То есть закон в нынешнем своем виде будет создавать массу неопределенных ситуаций. Думаю, что пути разрешения всех вышеназванных ситуаций, конечно же, существуют. Ведь дружины действуют в 60 регионах. Просто нужно тщательно изучить опыт их работы и лучшее, применить в Самарской области.
А какой фронт работ можно поручить ДНД?
- Я бы по аналогии с советскими временами отдал их под начало участковых милиционеров. Не нужно здесь велосипед изобретать. Пусть дружины следят за общественным порядком. Патрулируют места отдыха людей: дискотеки, парки, набережную, крупные торговые центры и т.д. Нужно не стесняться все хорошее из почти уже забытого прошлого брать на вооружение. ДНД - это же серьезный воспитательный ресурс. Я тоже когда-то был дружинником, и знаю очень много людей из бывших добровольных помощников милиции, которые впоследствии стали адвокатами, прокурорами, судьями, оперативниками...
При этом нельзя забывать, что ни одна программа не будет работать, если она не подкреплена бюджетом. Поэтому наша основная задача - обеспечить стабильное финансирование всех принятых думой программ. И пока, нам по большей части это удается. Возьмем, к примеру, закон Самарской области "Об утверждении комплексной программы по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности на 2007-2009 годы". По нему в 2008 году будет выделено -169 млн 120 тыс. рублей, в 2009 -174 млн 821 тыс. 700 рублей. Для реализации областной целевой программы по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимых в 2008 году предусмотрено - 28 млн 29 тыс. рублей, в 2009 - 27 млн 239 тыс. рублей. Около 2,5 млрд в следующем году будет выделено на содержание ГУВД по Самарской области (МОБ). СУВДТ (МОБ) получит - 22 млн 66 тыс. рублей. На финансирование по закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года" предусмотрено в следующих долях:
2008 год - 30 млн 790 тыс. рублей,
2009 год - 43 млн 315 тыс. рублей,
2010 год- 21 млн 10 тыс. рублей.
Субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и социальных выплат: 2008год-479млн635тыс. 600 рублей, 2009 год-422 млн 267 тыс. 400 рублей, 2010 год- 577 млн 731 тыс. 500 рублей, 2008 год - 373 млн 108 тыс. 100 рублей.
Очень остро стоит вопрос и по обеспечению пожарной безопасности на территории области. Но, к сожалению, МЧС пока не может разработать и представить комплексную, целевую программу по пожарной безопасности. А мы, естественно, не можем под пустое место выделить бюджетные средства. Мы очень настойчиво рекомендовали МЧС доработать-таки программу и принять ее на правительстве. Тогда у депутатов развяжутся руки, и мы сможем предметно говорить по финансированию противопожарных мероприятий.
- Есть один закон, который очень громко в свое время принимался предыдущей губдумой, а теперь очень тихо спускается на тормозах. Я имею в виду законопроект об игорных заведениях на территории области. Залы игровых автоматов и казино у нас по-прежнему на своих местах и спокойно продолжают получать прибыль. Что помешало убрать эти заведения за территорию городов?
- Думаю, никто не будет спорить с тем, что игорный бизнес - это зло. Но даже со злом нужно бороться в рамках правового поля. А мы, нынешней весной, оказались зажаты законодательством в тесный временной коридор, в течение которого просто невозможно было успеть принять вышеупомянутый закон во всех чтениях. Даже если бы мы максимально форсировали сроки. Можно, конечно, было поступить как в Татарстане - волевым решением продавить закон и вынести из городов игорные заведения. Но в Татарстане, согласитесь, немного другая ситуация и взаимоотношения власти с бизнесом. Там это проглотили. Хотя я уверен, что в Казани игорный бизнес никуда не делся, а просто ушел в подполье. В Самаре мы бы однозначно попали в вереницу судов с владельцами этого бизнеса и почти наверняка проиграли бы. Чего бы тогда мы стоили в глазах избирателей. Ситуация и правда получилась бы забавная - законодательный орган показывает свою юридическую безграмотность. Абсурд. Очень жаль, что закон не был принят, но не по вине депутатов. В то же время определенные ограничения по игорному бизнесу в силу вступили и нужно активнее ими пользоваться. Жестче контролировать работу казино и игровых залов. Ия знаю, что ГУВД такую работу ведет, но об этом люди не знают. Мне кажется, что силовые структуры сейчас наоборот должны становиться более прозрачными и через СМИ информировать людей о своей работе.
- А как же тайна следствия?
- Никто не просит раскрывал, оперативные материалы и следственные секреты. Речь идет об элементарных вещах. Сказать людям, что такие дела находятся в разработке, мы ведем расследование, результаты будут в такой-то срок. У нас партии, депутаты, чиновники сутра до вечера вещают о своих достижениях, а силового блока не видно вообще. И это я считаю серьезный недостаток наших силовиков.
- Если судил» по итогам работы вашего комитета, то внутри этой думской структуры менее чем за год удалось наладить стабильную и эффективную работу. А какое лично у вас сложилось впечатление от первого года работы всей губернской думы? Можно говорить, что областной парламент к концу года заработал как единый механизм, или его все еще раздирают внутренние противоречия, вызванные противостоянием партийных фракций?
- Думаю, коллектив уже сложился, и по большому счету распри прекратились. Произошло это, на мой взгляд, благодаря тому, что большинство мандатов получила партия "Единая Россия", депутаты которой изначально были настроены на конструктивную работу в парламенте, а не на выяснение отношений между партиями. Все помнят, как мы тяжело начинали. И первое заседание прошло со скандалом. Некоторые депутаты откровенно занимались личным пиаром, не особо заботясь о своих депутатских обязанностях. Это, естественно, вносило беспорядок в законотворческий процесс, но со временем мы друг к другу, как говорится, притерлись и пришло понимание кто чего хочет и каких взглядов придерживается,. Произошло это во многом благодаря председателю СГД Виктору Федоровичу Сазонову, который сумел найти алгоритм создания некой деловой энергетической машины для максимально эффективного решения законотворческих задач. Профессионально и без нервотрепки. И мне кажется, все фракции сегодня работают конструктивно. По крайней мере, сейчас я спокойно хожу на пленарные заседания и не мандражирую перед докладами как в начале года, когда я внутренне готовил себя к возможным провокациям со стороны оппонентов.
- Как обстановка в   Единой России"?
- Я здесь особого секрета, наверное, не открою если скажу, что все положительные преобразования в реготделении "ЕР’ связаны с новым губернатором. Владимир Владимирович Артяков сумел в сложный предвыборный период сделать очень точные и своевременные ходы по определению лидеров регионального списка. Развязал руки и политтехнологам и нам, избавив от необходимости объяснять - почему во главе списка стоят непопулярные в народе люди. Это нас всех сразу объединило, и результат мы видели 2 декабря. На фоне общероссийского он, конечно, скромный, но для нас самих увеличение рейтинга почти в 2 раза - это очень качественный скачок.
Алексей ГОЛ ЕВ, «Репортер»

28.12.2007




Новости Самары


4 декабря 12:28


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru