Круглый стол «План Путина - стратегия развития России» в Самаре почтили своим присутствием не только представители регионального отделения партии «Единая Россия», эксперты и представители СМИ. Главным блюдом стал визит двух московских гостей: генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова и заместителя декана факультета прикладной политологии Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонида Полякова.
Как стало ясно из выступления Леонида Полякова, открывавшего дискуссию, одна из задач ряда мероприятий, проводимых «Единой Россией» по всей стране, к разряду которых относился и этот «круглый стол», - это «создание простого и ясного объяснения плана Путина».
Объяснение получилось даже слишком простым, но не слишком ясным. Из доклада Леонида Полякова можно было сделать вывод, что план Путина - скорее религиозная доктрина, чем нечто конкретное и содержательное. Докладчик походя расправился с тезисом Маркса о базисе и надстройке, заявив, что без духовного единства и веры в величие России никакое развитие невозможно, и что в реализации плана Путина идеология, а не экономика, играет главенствующую роль. В целом, выступление Леонида Полякова напомнило доклады на партсобраниях КПСС на тему «Планы партии - планы народа».
Присутствовавшие справедливо указали докладчику на чрезмерно упрощенный уровень аргументации и отсутствие разговора по существу.
Выступление второго московского гостя тоже оказалось наполненным красивыми, но мало содержательными фразами, при этом некоторые из тезисов выступления прямо констатировали провалы в социальной и государственной политике последних лет: общество, сформированное к настоящему моменту, не является справедливым; сегодняшнее государство - совсем не то государство, которое нужно России; двухпартийная система, о необходимости которой так много говорилось, не построена. Очень большую тревогу вызывало еще одно высказывание директора ВЦИОМ, с весьма положительной оценкой роли КПСС в Советском государстве. Создавалось ощущение, что именно такая, советская схема, с непомерно разросшимися государственными структурами и параллельной партийной бюрократической машиной, контролирующей государственную - вот идеал Валерия Федорова:
- Я бы хотел очертить те характеристики плана Путина, которые адресованы совершенно понятным социальным группам нашего общества, и могут быть прочтены ими, расслышаны ими и могут превратить их в искренних и деятельных сторонников плана Путина.
Три аспекта. Первое - справедливое общество. Справедливость - то чего нам больше всего не хватает…
Сегодня мы знаем, мы ощущаем правила игры. Проблема в том, что мы считаем эти правила несправедливыми. Разумеется, государство, построенное на таком фундаменте, не может существовать прочно и долго и не может считаться достойным уважения граждан.
Справедливость - это тот месседж, который план Путина направляет прежде всего людям, исповедующим левые взгляды…
Второе послание - новое государство. Еще десять лет назад государства у нас, по сути, не было. Всеобщим плачем и стоном в конце девяностых было «дайте нам государство». Дали. Путин дал государство. Сегодня у нас есть государство. Но то ли это государство, которое нам нужно? Очевидно, что нет. Мы восстановили у себя в России только то государство, которое у нас и было, со всеми его минусами и недостатками, но при этом устранив очень важный, можно сказать, стержневой элемент государства, благодаря которому даже в советские годы многое из того что делалось, делалось на благо народа. Что это был за элемент? Это была партия. КПСС. Именно она контролировала государственный аппарат. Именно она не давала ему работать только на себя. Мы же восстановили архаичный, работающий прежде всего на себя государственный аппарат, но лишив его при этом любого контроля со стороны общества. И сегодня мы пожинаем плоды. Сегодня государство для нас - это не клиентский сервис. Это огромная махина, которая потребляет немало наших средств, но при этом выдает в ответ слишком мало услуг слишком низкого качества. И слишком дорогой ценой.
Поэтому вторая ключевая характеристика плана Путина, о которой я хочу сказать - это построение нового государства. Нам нужно государство - не господин над обществом, а государство-слуга, государство-сервис…
Третье послание - обращено, наверное, всем нам, потому что все мы патриоты своей страны. Это послание состоит в следующем: Россия должна быть глобальной державой. Только так она сможет обеспечить себе свободное и динамичное развитие…
В завершение скажу о шансах на реализацию плана Путина. Самый хороший план ничего не стоит без субъекта его реализации, без гарантий того, что он может быть реализован. Каковы условия этой реализации? Прежде всего, конечно, это сам Путин в качестве национального лидера. По сути, мы получаем сейчас новый общественный институт, который называется «Владимир Путин»...
Сегодня Владимир Путин, возглавив список партии «Единая Россия», четко указал, на какую политическую силу он ставит, какой политической силе он доверяет. Если мы доверяем Путину, соответственно, наш выбор должен быть - голосование за «Единую Россию». И поэтому руководители ЕР совершенно правы, когда говорят, что смысл голосования 2 декабря - плебисцит, референдум о доверии Владимиру Путину, пока еще президенту, А скоро - уже нет. Поэтому первое условие реализации плана Путина - наше доверие Владимиру Путину.
Второе условие - устойчивая партийная система с доминирующей партией. Двухпартийную систему создать не удалось. Однопартийная система очень опасна. Такая система, существовавшая в СССР, не спасла страну от загнивания, разложения и распада.
Тот вариант, который, с одной стороны, возможен, а с другой стороны - приемлем, это «полуторапартийная» система, как говорят политологи. Что значит полтора? Не два, а полтора? Это когда существует многопартийность, но устойчивое большинство и устойчивые гарантии сохранения власти есть пока только у одной из партий - партии, которой доверяет большинство избирателей и в которой сосредоточено большинство ответственных политических элит. Доминантная партия с устойчивым большинством в Госдуме - второе условие реализации плана Путина.
И третье условие - все мы. Что, мы готовы наблюдать со стороны, как кто-то, - пусть Путин или «Единая Россия» - спасают страну, придают ей импульсы, ведут ее в мировой центр…Третье условие реализации - активная позиция общества. Позиция участников разработки и реализации этого плана.
И одним из критериев, принят ли это вызов, брошенный Путиным обществу, станет голосование 2 декабря - сколько придет, сколько проголосует. Остался 21 день.
В том же ключе продолжил тему Тимур Ягъяев, представитель Российского союза студентов:
- Качество плана Путина в том, что он универсальный, и каждый человек понимает его по-своему. И если он изначально одобряет лидера этого плана, то он его поддерживает, какие бы в нем задачи не перечислялись.
После этих программных выступлений завязалась дискуссия. Представители СМИ и эксперты задавали вопросы докладчикам и откровенно выражали свое мнение по теме «Круглого стола».
Наталья Ульянова, "Аргументы и Факты":
- Проводились ли службой ВЦИОМ опросы по поводу веры нашего населения в реализацию плана Путина? И насколько влияют Ваши убеждения, как человека, верящего в «Единую Россию», в Путина и в светлый путь, начертанный ими, на результаты социологических опросов, которые проводит Ваша организация?
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ:
- Пока назову только одну цифру: 80 % россиян полагают, что план, такой как у Путина, а может быть, другой, но план развития России нужен.
Насколько влияют мои убеждения на результаты исследований? Конечно, влияют. Любой исследователь ангажирован какими-то идеологическими установками. Нет абсолютно объективных исследователей. Почему? Потому что идеал недостижим. Но есть стремление к нему приблизиться, отделять свои убеждения от своей работы.
Анастасия Кнор, журналист:
- У меня очень простой вопрос. Как вы думаете, сегодня в обществе возможна дискуссия? Я считаю, что площадок дискуссионных в СМИ не осталось, упомянутые вами государственные телеканалы - это на 95% Владимир Владимирович Путин и больше ничего. Политическая оппозиция в стране уничтожена за эти семь лет. Поэтому как Вы считаете - между кем и кем возможна сейчас политическая общественная дискуссия?
Леонид Поляков:
- На каких площадках, где, кому и с кем дискутировать? Есть реальная площадка, на которой происходят дискуссии. Они происходят в высшем законодательном собрании и в региональных законодательных собраниях. Там происходят реальные дискуссии, может быть, не такие красочные, но реальные.
Что касается оппозиции - ее никто не трогал. Кто мешает партиям-конкурентам создать реально 50-тысячную партийную организацию? Вы когда-нибудь видели репрессии, направленные на то, чтобы помешать реально создать какую-нибудь партию? Я таких случаев не знаю. Это говорит о чем? О том, что в такой большой стране как Россия должна происходить концентрация политических ресурсов в виде создания нескольких крупных реально существующих, реально отражающих некие социальные интересы партий. Партии - это борьба за власть. «Единороссы» движимы тем же инстинктом, что и все остальные. Получилось бы у СПС - они точно так же сожрали бы всех своих конкурентов.
Евгений Молевич, политолог:
- Такое ощущение, либо Вы совершенно оторваны от жизни, либо считаете, что здесь сидят люди, абсолютно оторванные от жизни. Вы дискутируете с человеком, который сейчас без работы как минимум на месяц, и лучшая аналитическая программа ТВ («Треугольник», автор - Анастасия Кнор) не будет выходить целый месяц, потому что нельзя дать слово людям, не разделяющим идеи Путина. Вы же ничего не знаете, и рассказываете нам такие сказки. Когда вы говорите, что никто не мешает создавать партии - вы слышали, что происходило во время маршей «Другой России»? Совершенно безобидных маршей, которые собирали пару сотен человек. Я думаю, что самая неприятная вещь для Владимира Владимировича Путина сегодня - это создавать такую ситуацию всеобщего подхалимажа и всеобщей апологетики.
Поэтому сейчас самое ценное было бы для сторонников Владимира Владимировича Путина - сосредоточиться как раз на тех очевидных просчетах, которые надо изживать.
В целом, несмотря на оговорку Леонида Полякова, что «не надо превращать россиян, реальных людей, в безмозглых поглотителей байтов и битов информации», по итогам дискуссии складывалось устойчивое ощущение, что именно с этой целью и навестили наш город достаточно авторитетные персоны. И если с самарским экспертным сообществом им это, судя по ходу обсуждения, не удалось, то, вполне возможно, удача постигла их в разговоре со студентами самарских вузов, на беседу с которыми отправились гости после «круглого стола».
Искренне жаль, что содержание плана Путина так и не было раскрыто в ходе обсуждения. То объяснение, которое мы услышали от московских экспертов, скорее напоминало незабываемое определение основного экономического закона социализма: «обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов общества посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и культурных потребностей, достигаемого путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе научно-технического прогресса».
Роман Хахалин, главный редактор SAMRU.ru