Обзоры самарских событий
|
|
ВАЛЕРИЙ ПУТЬКО, министр образования и науки Самарской области на радиостанции «Эхо Москвы в Самаре»САМАРСКИЙ РАЗВОРОТ
![]() - Здравствуйте, Татьяна Ивановна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
- Очень приятно, что Вы, у нас в студии, что Вы не побоялись Валерий Федорович прямого эфира. Многие боятся, скажу по секрету. Боятся и не приходят, но такая работа, ничего не сделаешь
- Ничего не сделаешь, бояться не приходится.
- Я хочу напомнить нашим радиослушателям, что Валерий Федорович Путько не только министр, он доктор технических наук, он профессор, он играющий тренер. Так можно сказать, если пользоваться спортивной терминологией.
Да, действительно.
Начинаем наш эфир. Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые радиослушатели, вот по какому поросу - самый важный критерий оценки учебного заведения: то ли ВУЗ, то ли лицей, то ли школа, то ли еще что-то, - как вы считаете? Ваше мнение на этот счет?
Валерий Федорович, скажите, пожалуйста, что меняют в нашем образовании национальные проекты в сфере образования. Что сделано, что не сделано, и то ли сделано, и что сделать невозможно? Сложный вопрос, но, тем не менее, давайте попытаемся ответить
- Вообще, в образовании легких вопросов, легких проблем у нас нет. Конечно, наш регион оказался «продвинутым», он является пилотным в области образования. Здесь еще до национального проекта проходили эксперименты. Мы первые в России единый государственный экзамен внедряли, у нас здесь пять лет проходил эксперимент по системе управления образованием через образовательные округа.
Сегодня пять лет мы уже работаем в условиях нормативного подушевого финансирования, хотя вся Россия только сегодня, в этом году планирует перейти на эту систему. В этом году мы и отраслевую систему оплаты труда ввели в виде эксперимента в школах. Тем не менее, приоритетный национальный проект дал толчок, чрезвычайно мощный толчок, стимул нового критического осмысления проблем, которые сейчас существуют в образовании, и конечно, обратил внимание всего населения, всей страны к образованию, к его проблемам. И, действительно, образование стало национальным приоритетом в стране, и причем, я скажу, что это не на словах. Вот, интегрально, за первый год реализации национального проекта в образование привлекли около миллиарда шестисот миллионов. Причем из них примерно миллиард сто - это федеральные средства, и около пятьсот миллионов - это то, что появилось в нашей области, то, что мы смогли доказать на правительстве в рамках софинансирования этого национального проекта на решение новых проблем, которые возникли.
![]() - Конечно, местное самарское правительство. Дело в том, что многие из этих направлений национального проекта, которые связаны с повышением качества работы, с поиском и выделением всего самого лучшего, что у нас есть, поддержка этого лучшего, распространение на другие учебные заведения, оснащение школ, информатизация образования, новых технологий - все эти направления требуют и софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации.
Мы эти направления всегда поддерживали в нашей губернии, но вот в этом году мы придавали и придаем особое значение и дополнительное финансирование. Данный национальный проект породил дополнительную инициативу, и внедрение новой системы оплаты труда учителей… Этот проект родился под влиянием вот этого приоритетного национального проекта Образование. И мне пришлось доказывать это на правительстве. И благодаря поддержке губернатора, мы включили в бюджет следующего года 910 млн. рублей для того, чтобы внести 20-ти процентный вклад в повышение зарплаты учителей. Все остальное мы должны поднять за счет новых механизмов, за счет нового подхода к стимулированию качественной работы учителей.
- Я так понимаю, что если это приоритетный проект, а он позиционируется именно как приоритетный, значит это и приоритетное финансирование?
- Я хочу сказать, что действительно так. Но у нас 4 приоритетных проекта: и сельское хозяйство, и здравоохранение, и строительство, и доступное жилье. И должен сказать, что мы эти проблемы решаем в комплексе - один национальный проект помогает другому. Мы сегодня увеличили зарплату учителей до уровня 10 тыс. руб. в месяц, и сразу у нас появилась возможность строить для учителей доступное жилье. Я 2 месяца назад участвовал в закладке нового дома для учителей в Кинельском районе. Некоторые наши участники, которые приняли участие еще в первом эксперименте в апреле, в мае получили возможность получить ипотечный кредит и улучшить свои жилищные условия. Сегодня мы работаем совместно с Министерством здравоохранения по многим направлениям, у нас медицина приходит ближе к потребителю этих услуг. То есть, эти проекты у нас на территории Самарской области решаются комплексно и помогают друг другу.
- Хорошо, спасибо. Еще у меня такой интересный вопрос, он многих интересует. Что происходит в сельских школах, в сельском образовании? Вы говорите, что меняется система оплаты труда учителей. В зависимости от того, сколько в классе учащихся, в том числе, зависит зарплата. Но в сельской школе, как правило, мало детей. А здесь как вы с зарплатой поступаете?
- Вы знаете, вопрос такой, достаточно многогранный и непростой. Вот чтобы было понятно, что происходит в сельской школе, я хотел бы сказать, что мы один из первых регионов в России, который осваивает новую систему управления через образовательные округа. Наша Самарская область разбита на 11 образовательных округов, причем в эти округа входит по несколько районов.
- Такой куст, грубо говоря.
- Да. Мы укрупнили эти территории. Это позволило нам преодолеть межмуниципальное сопротивление муниципальной границе. То есть школьники из одного населенного пункта могут спокойно учиться в другом районе, и здесь нет никаких ограничений в системе управления образованием. Это позволило объединить ресурсы этих территорий, создать ресурсный центр, обеспечить подготовку учителей, создать качественные библиотеки, в конце концов, построить очень современные, хорошо оснащенные образовательные центры, обеспечить их автобусами для подвоза учащихся из самых отдаленных деревень. И благодаря этой системе территориальных образовательных округов, нам удалось существенно повысить качество подготовки детей на селе.
Конечно, возникли проблемы с маленькими, малоэффективными школами - мы их перевели в филиалы, перевели в начальную школу, чтобы не отрывать детей от родителей, но старшие классы мы подвозили в образовательные центры, где качественное образование. И вот те школы, которые находились в ведении образовательных округов, за последние годы очень «выросли». Мы из года в год отслеживаем уровень сдачи ЕГЭ, мы видим, что в некоторых сельских районах, те, которые в ведомстве наших округов, показывают знания даже выше, чем городские школьники. А ведь года 3-4 назад это были небо и земля. Сегодня у нас по всем предметам уровень сдачи ЕГЭ выше среднероссийского.
Я должен сказать, что такое быстрое повышение качества работы сельских школ обязано такой системе управления. Я должен констатировать, что многие целевые программы, из-за того, что во всем этом массиве у нас было два белых пятна, то есть наши мегаполисы - Самара и Тольятти - как бы выгородили себя из системы образовательных округов в силу разных причин. Но я считаю, что есть причины чисто политические, связанные с выборами. Я не думаю, что эти причины связаны с желанием поднять уровень образования в учебных заведениях.
Вот в результате я хочу сказать Вам, что, например, оснащение Самарских школ компьютерами в 3 раз ниже, чем в сельских школах, состояние зданий и сооружений совсем другое, вхождение новых технологий, оборудование кабинетов. Вот приезжают к нам гости из других городов по обмену опытом: из Краснодара, из Тюмени, из Ульяновска, мы везем показывать им сельскую школу, потому что сельская школа сегодня в Самарской области выглядит очень эффектно и очень достойно. Это первый аспект - система управления через образовательные округа позволила нам подтянуть сельское образование.
Сегодня, когда мы перешли на новый этап, связанный с внедрением новой отраслевой системы оплаты труда, мы столкнулись с очень большим количеством разных школ, и маленьких, и больших, в которых есть очень много особенностей. Вот поэтому мы и сохранили эксперимент, чтобы все это дело скорректировать и создать систему достаточно универсальную. И, конечно, мы столкнулись с тем, что в маленьких школах недостаточно денег для достойной зарплаты учителя. Мы же перешли на нормативный подушевой принцип финансирования: сколько учеников, столько и денег получает школа.
И здесь возникает проблема: или школу закрывать, или ее переводить в филиал - большую школу, где за счет того, что много филиалов, много детей, достаточно большой фонд зарплаты, они могут поддержать учителей, или же вводить новые нормативы. На сегодня еще в сентябре вынесли этот вопрос на заседание правительства и приняли постановление «О малокомплектной сельской школе». То есть у нас есть категории школ, их не так много, которые находятся в отдаленных населенных пунктах, куда трудно обеспечить подвоз на школьных автобусах, где даже не всегда есть нормальные дороги. И поэтому мы решили их поддержать, увеличили финансирование, ввели компенсационные меры, чтобы вот этот вот недокомплект в классе не сказывался на зарплате учителей. И сегодня мы эту ситуацию сняли, то есть в этих малокомплектных школах тоже увеличилась зарплата до уровня 7-6 тыс. Не как в городе или как в крупном образовательном центре, но, тем не менее, повышение есть.
Нерешенной осталась ситуация с филиалами, где некомплектные классы. Мы сегодня просчитали все варианты: или их реструктуризировать, закрыть, обеспечить подвоз, или проще будет также их приравнять к малокомплектной сельской школе, дать дополнительные деньги. Мы сегодня видим, что второй вариант, связанный с увеличением норматива для таких школ, он более экономически целесообразный, он снижает социальную напряженность и легче воспринимается населением. Я думаю, что мы пойдем по такому пути. Где-то в ближайшее время постараемся вынести такое предложение на заседание правительства и решить этот вопрос. Так что я хочу сказать, что в сельской школе нашей губернии произошел большой прогресс, хорошие показатели, и я считаю, - это неплохая перспектива.
- А что за ситуация у нас с Самарским образовательным округом. Вот смотрите, Лиманским вроде уже были достигнуты договоренности, что вы финансируете, зарплату по крайней мере платите учителям. Пришел Тархов, и они отказались от такого варианта. Я не знаю, окончательно или нет, но что за ситуация, и почему возникает этот вопрос?
![]() 17 августа было подписано постановление губернатора о создании территориальных Управлений Министерства образования и науки, управления образованием на территории Самары и Тольятти. Стартовал процесс организационных мероприятий, был объявлен конкурс на первый, второй уровень руководителей, определены были юридические адреса, произошел процесс выделения помещений. Сегодня у нас конкурсная процедура проходит в Министерстве по специалистам этих территориальных Управлений, подписаны были соглашения с мэром города Тольятти, Уткиным Николаем Дмитриевичем. Подписано было соглашение по работе в рамках округа с Колесниковым, если мне не изменяет память, где-то 26 сентября, еще старое руководство было. Процесс пошел.
Пришло новое руководство, ну, может быть, предстоит новый этап таких вот переговоров, обсуждений плюсов и минусов. Буквально вчера с Виктором Тарховым встречался по этому вопросу, и мы с ним на эту тему разговаривали. Ну что смущает самарских чиновников? То, что миллиард 300 миллионов пойдет не через муниципалитет, а напрямую, из самарского областного правительства в школу.
- А какая разница - то?
- Я тоже не понимаю. Я же объясняю, что это ведомость для зарплаты учителей. Когда это идет напрямую в школу, нам легче отследить, чтобы дошло до каждого учителя, чтоб ни одной копейки не ушло в сторону. А когда мы их смешиваем с муниципальными деньгами, они проходят через год.
Они могут прийти, а могут не прийти, и могут вовремя прийти, а могут не вовремя. Вы помните, сколько задерживали зарплату городским учителям еще несколько лет назад?
Можно вспомнить и то, как мы начинали доплату в рамках национального проекта за классное руководство. Вот когда эти деньги из федерального центра пришли на счета нашего областного правительства, они через 2 часа были в школах. А то, что пошло через муниципалитет, прошло горфинотдел, райфинотдел, там они крутились около недели, пока мы их не нашли.
- Там немножко «оседает»? Осадок небольшой есть?
- Нам вот сложно этот процесс проконтролировать, когда они там смешиваются с муниципальными деньгами, там вроде муниципалитет что-то выделяет для школы. То есть процесс не очень прозрачный. Главное, я думаю, смущает то, что обычно рассчитывают на ресурс школ, учеников, родителей различные предвыборные кампании. Считается, что если муниципалитет платит зарплату школам, он вправе рассчитывать на особый режим голосования. Но я не думаю, что эта так, у нас люди достаточно грамотные и все прекрасно понимают и такими излишними «короткими поводками» они устанавливают против себя и руководителей школ, и население. Мне кажется, что на первом плане должна быть забота о школе, забота о наших детях, чтобы образование наше развивалось в лучшую сторону. Я могу просто привести пример, что вот это выгораживание привело к тому, что образование сельское и тех малых городов, которые были в округах, сегодня догнало и перегнало наши мегаполисы.
- Валерий Федорович, есть мнение, что в социальном плане образовательная политика должна складываться примерно из трех направлений. Первое - это обеспечить минимально необходимое финансирование всего образования; ну не будем говорить сейчас, на сколько процентов, но говорим - минимально.
Второе - это поддержка тех, кто оказался в неравных условиях - примерно то, о чем мы говорили - сельские школы. И получается так, что по оценкам международных организаций уровень неравенства прав в образовании в нашей стране давно превысил допустимые пределы.
И третий момент - это поддержка инновационных направлений и наиболее продвинутых направлений. Вот мы с Вами уже поговорили о необходимости финансирования всего образования хотя бы на минимальном уровне, и конечно, областной бюджет изо всех сил последнее время старается вкладывать в это деньги. Учителя хоть как-то, но уже больше получают. А вот что касается инновационных направлений. Когда у нас на эфире не так давно был Константин Алексеевич, губернатор, он, например, говорил о нанотехнологиях и обо всем, что с этим связано. О том, что мы, возможно, здесь будем одними из первых. Может быть, у нас будет свой небольшой национальный проект, может быть - номер пять для Самарской области. Что здесь?
- Действительно, у губернатора, и вообще, у системы образования, которое курирует и науку, отношение к инновационным технологиям особое. Неслучайно наш ВУЗ - Самарский аэрокосмический университет - победил в конкурсе инновационных программ ВУЗов и вошел в список 17-ти лучших инновационных ВУЗов страны, причем занял третье место.
- Сколько денег-то дали за это?
- И денег дали почти 500 млн. их федерального бюджета. Поэтому, когда я говорю, что национальный проект привлек в губернию 1 миллиард 100 миллионов федеральных денег, я учитываю, что пятьсот миллионов - это заслуга нашего Самарского аэрокосмического университета. И действительно, впечатляющие в этом ВУЗе достижения и в области новых инновационных технологий обучения специалистов мирового уровня, и научные достижения, в том числе и в нанотехнологиях.
- Это наш шанс? Мы его можем использовать?
- Конечно. Потенциал в Самарской губернии достаточно высокий. И, конечно, этот ВУЗ вложил неоспоримый весомый вклад в наш аэрокосмический комплекс страны. Поэтому это заслуженная, очень большая победа. Для нашей области это очень важно. И вот сегодня мы на базе этих достижений создаем центр по развитию нанотехнологий в Самарской губернии. Мы сегодня подходим к созданию комплексов научных, образовательных. Мы сегодня говорим о национальном университете, у нас пять ВУЗов изъявили желание создать такой национальный университет.
- Это какие ВУЗы?
- Это и наш победитель Аэрокосмический, и Медицинский университет, и Экономическая академия, и классический университет... и еще кто-то. В общем, пять ВУЗов выступили инициаторами этого проекта, но сейчас появились желающие войти в эту ассоциацию. И этот образовательный комплекс позволит нам, во-первых, интересы региона заложить в качество подготовки, позволит создать очень мощные межвузовские структуры, куда бы областной бюджет мог вложить свои средства. У нас создан межвузовский медиа-центр, технопарк. Сегодня создается межвузовский центр по развитию нанотехнологий, есть предложения по созданию межвузовского театра студенческих миниатюр, культурного центра. Сейчас этот процесс пошел. И это очень важно. У нас, например, есть аграрный образовательный комплекс, где объединились шестнадцать учреждений, образовательных, научных, производственных. У них сегодня демонстрируются очень хорошие результаты. Я думаю, что здесь, на стыке инновационных технологий, инновационных методик в преподавании, мы могли бы здорово продвинуться в нашем регионе.
![]() Алло, добрый день. Как Вас зовут?
- Меня зовут Антонина Андреевна. Критерии оценки - это очень сложная величина. Можно судить в какой-то мере о работе какого-то образовательного учреждения по тому, как его специалисты насыщают конкретный рынок. Я хочу сказать про медицину. У нас в поликлиниках не хватает врачей, а медицинский институт есть. Ответьте, как такое может быть? И я считаю, что в медицинский институт надо принимать только на бюджетной основе, потому что ждать хороших специалистов на платной основе не приходится.
- Отличный вопрос задала Антонина Андреевна: Медицинский институт есть, медиков не хватает. В чем причина?
- Вообще говоря, поэтому и включили медицину в приоритетный национальный проект, также как и образование, с тем, чтобы поднять уровень, доступность медицинский услуг населению. Сегодня, вы видите, офисы врачей общей практики приблизили к населению. Построили их на бюджетные средства непосредственно в селах, и целые факультеты, целые направления в образовании сделали для того, чтобы врач был широкого профиля и мог оказать первую помощь в любых условиях, а потом уже специалисты могли продолжать эту работу. Конечно, мы только в начале пути этого национального проекта. Сейчас много делается. Вы видите, как зарплата у врачей и учителей в школах возросла, сегодня есть туда приток, желание работать, расширяется масштабы подготовки приема специалистов.
Конечно, сегодня не хватает бюджетных средств - это федеральный ВУЗ, нам сложно влиять на его объемы приема студентов, это делает федеральный центр, и, конечно, тех бюджетных средств не хватает. Поэтому расширяется внебюджетное, коммерческое образование, но количество выпускаемых специалистов в этом направлении растет. Я могу сказать по образованию - мне это ближе - как только мы получили первый результат по новой системе оплаты труда, и заработная плата поднялась до 8-10 тыс. рублей в месяц, конкурс в педагогический университет вырос в этом году в полтора раза.
- Еще один вопрос. Его тоже задала Антонина Андреевна. Платное и бесплатно высшее образование по качеству отличается или нет? На Ваш взгляд, какое образование лучше - платное или бесплатное? Мы говорим о высшем образовании.
- К сожалению, пока коммерческое образование в наших ВУЗах приводит к снижению качества образования. Я просто вспоминаю те годы, когда я учился, когда был очень жесткий отбор, когда не хватало мест для бюджетного обучения, какие были мощные стимулы для молодых людей, чтобы выдержать эту конкуренцию, выдержать этот конкурс. Сегодня практически любой или большинство имеет возможность поступить если не на госбюджетной, то на платной основе.
И у нас получается парадоксальная ситуация - ВУЗы, их у нас сегодня 72 на территории области, растут, как грибы, в связи с тем, что много желающих дать высшее образование своим детям. Получается, что поступает в ВУЗы больше, чем выпускников одиннадцатых классов. В результате оголяется система профтехобразования, начального, среднего. У нас проблема с квалифицированными рабочими. Конечно, здесь необходимо ужесточать требования, поднимать уровень приема. Многие ВУЗы пытаются зарабатывать на этом желании людей. Это относится, прежде всего, к представительствам, филиалам различных московских ВУЗов, которые открыли здесь свои подразделения. Наши классические государственные ВУЗы традиционные стараются держать эту марку, но общий уровень размывается такой вот расширяющейся системой. Мы ставим преграды, чтобы ограничить открытие филиалов. Хотя процесс этот сейчас остановился, но он все время находится под таки вот «прессом».
- Хорошо. Вот смотрите, на рубеже 1990-х годов у нас началось внедрение такой логики, что единственная подлинная ценность - это деньги. Надо сказать, что это продолжается и теперь. Но это уже означает совершенно другое инструментальное отношение к знаниям. И при этом министр Фурсенко заявляет, что количество бюджетных мест в ВУЗах будет сокращаться. Здесь я не понимаю, мы хотим получить качественно образование или мы хотим в денежном выражении его получить? Чего мы хотим-то? Меня интересует Ваше отношение и как министра, и как профессора, и как человека, как отца, в конце концов.
- Вопрос очень не простой, важный, интересный. Конечно, наша цель - поднять уровень образования. Российская школа всегда славилась своей подготовкой. У нас и Африка, и Азия, и Китай, и многие другие страны получали образование, и у них оставалось самое высокое впечатление о том, какие знания они получили. Я с этим тоже столкнулся, когда работал в Америке. Российская, советская система образования котировалась достаточно высоко. Может быть потому, что у нас была другая мотивация образования, не та, что теперь. Был высокий конкурс, были государственные места, была конкуренция, стремление, и нельзя было «купить» оценку за деньги.
И, конечно, необходимо поднять уровень требований и для коммерческих студентов. Я, как работник ВУЗа, в этом процессе участвовал, я видел, что и среди коммерческих студентов есть очень талантливые студенты, которые учились на «отлично». Просто к этому процессу нужно относиться по-государственному, а не сиюминутно, не с целью извлечения прибыли. Чтобы эта психология наступила, нам предстоит еще много работать, и мы хотели бы все активнее влиять на этот процесс. Поэтому мы и создаем национальный университет, чтобы его марка была значима, чтобы мы могли открыть представительства по всему миру, чтобы могли представительства других ВУЗов мирового уровня открыть у себя, и за свою самарскую марку бороться и повышать уровень образования.
- Давайте еще звонок послушаем. Алло, здравствуйте.
- Василий Владимирович. Самый важный критерий оценки - знания, полученные в том или ином учебном заведении. Допустим, гордость нашего города - Аэрокосмический университет. На Западе только у выпускников Куйбышевского Авиационного института требовали подтвердить свое образование. Он так и остался одним из ведущих.
По поводу полатного и бесплатного образования. Моя дочь заканчивает Государственный университет, факультет филологии. Вместе с ней учились студенты как платные, так и бесплатные, и требования были ко всем одинаковые. А вопрос такой: самое лучшее образование сейчас в Финляндии, которое построено на советской модели. Так зачем нужно было ломать советскую модель? Для чего нужно было проводить какие-то эксперименты, если образование было достойное?
- Я хотел бы сказать, что критерий престижности ВУЗов зависит от подготовки, от уровня знаний, и студенты идут прежде всего туда, где специалисты больше востребованы. Те, кто легче и проще на более высокую зарплату привлекается в промышленность, те и пользуются большим спросом у родителей и у самих студентов. Что касается советской системы образования, то у меня тоже есть ностальгия по тому периоду. Много было у нас хорошего, но жизнь меняется, изменилась ситуация в стране, рыночные условия, мы вступили в конкуренцию.
Мы сегодня ставим образовательные учреждения в конкурентную борьбу, чтобы не отстать от всего мира, чтобы осваивать новые информационные и другие технологии образования. Мы не имеем права стоять без движения, без совершенствования, жизнь нас заставляет бороться. Конечно, многие страны сейчас зарабатывают на образовании. Самый большой объем образовательных услуг, который оказывается на мировом образовательном рынке - это Соединенные Штаты Америки, приблизительно 50 миллиардов долларов, потом идет по уровню образовательных услуг Англия. Австралия, как ни странно выходит в передовики и начинает занимать бывшие наши рынки в Африке, в Азии, даже в Латинской Америке, в Китае. И моя задача, как министра, вернуть утраченные позиции высшего образования. Позиции нашей школы сохраняются достаточно высоко.
Ко мне приезжала делегация американских математиков, которые просили нас направить группу школьных учителей математики, тех, которые могли бы поделиться опытом, в Соединенные Штаты. Потому что сегодня пошел поток абитуриентов из России в разные страны: в Америку, Англию, другие страны, - и российские ребята демонстрируют достаточно высокий уровень знаний по математике, и представители других стран у них консультируются. То есть многое в нашей системе находится на достаточно высоком уровне, и мы должны это поддержать, развивать, но мы не должны упускать и другие направления. И здесь необходима работа по совершенствованию.
- Алло. Добрый день. Здравствуйте. Как Вас зовут?
- Юрий. Я думаю, критерий оценки в образовательном учреждении - уровень остаточных знаний выпускников заведения.
- Прежде чем отправить ребенка в школу, Вы выбираете школу. Чем Вы руководствуетесь? Остаточными знаниями?
- Остаточными знаниями того, кто оканчивает школу или любое другое учебное заведение. То есть они показывают, насколько это заведение соответствует своему названию. В начальные классы я буду отдавать ребенка, руководствуясь… буду выбирать учителя. А при выборе ВУЗа - по уровню образования, то есть уровню оставшихся знаний. То, на сколько он доносит эти знания, на сколько они остаются.
Хотел бы задать вопрос. Моя жена учится в Государственном университете. И я считаю, важен фактор человеческих отношений между преподавателем и учеником, то есть он влияет на уровень остаточных знаний. В этом университете учителя могут опаздывать на лекции, а если опаздывает ученик, они его выгоняют и не допускают к занятиям до контрольной. Это - хорошо или плохо?
- Понятно. Спасибо. Хорошо это или плохо, когда педагог опаздывает, и ему все можно, а студент опаздывает, и ему нельзя?
- Юрий, конечно, это плохо. Я должен сказать, когда зарплата у преподавателя была в три раза выше, чем у инженера, он себе не мог позволить такой роскоши, чтобы опоздать и на пять минут. Сегодня из-за низкой зарплаты ученого, учителя, педагога ВУЗа не каждый человек ценит свою профессию.
- Валерий Федорович, Вы думаете, это зависит от зарплаты? Я думаю, это зависит совсем от другого.
- Это зависит от общечеловеческой культуры.
- Я думаю, все дело в мотивации, все-таки. Все-таки в мотивации, в большей степени. Давайте еще послушаем звонок. Добрый день. Здравствуйте. Как Вас зовут?
- Галина Евгеньевна. Я бы оценила школу по тому, какие она дает знания. Мы были в одной школе, перешли в другую. Там совершенно другое обучение, оно действительно дает знания.
Меня очень интересует такой вопрос: на каком основании об оценках своих детей мы узнаем только два раза в месяц, когда в дневник приклеивают вкладыши с оценками? Я хочу знать, как учится мой ребенок в течение всей недели.
- Да, хороший вопрос. Мы сегодня переходим к новой системе информационных технологий в образовании и готовимся реализовать такую программу в следующем году.
Суть ее заключается в том, что сегодня нам предлагают многие сотовые компании предоставить возможность ведения электронных журналов в школе, и новая система доступа в учебное заведение через пластиковую карточку позволит родителям видеть, когда их ученик пришел из школы, когда ее покинул.
![]() - Это пока будет оплачивать бюджет Самарской области. Мы введем норматив по финансированию учебных заведений.
- Но для этого нужен мобильный телефон. Есть семьи, где нет этого мобильного телефона.
- Тем не менее, электронные журналы сегодня очень востребованы для многих родителей. И многие из них захотят приобрести и сотовый телефон, и вложить свои деньги, чтобы контролировать учебный процесс своего ребенка.
- Добрый день. Мы Вас слушаем. Здравствуйте. Как Вас зовут?
- Евгений. Я так думаю, - количество интеллектуальной продукции, которую в состоянии выработать студент или школьник.
- Евгений, когда Вам надо отправить ребенка в школу, и Вы выбираете школу, как Вы определите - эта та, школа, которую Вам бы хотелось чтобы посещал Ваш ребенок?
- Каждый родитель стремиться своего ребенка воспитать настолько, чтобы он был в состоянии себя прокормить.
- Хорошо. У Вас есть вопрос к министру? Нет. В таком случае у нас остается уже несколько минут, и я хочу у Вас спросить. Валерий Федорович, давайте попытаемся обозначить болевые точки в системе образования.
- Вопрос, конечно, непростой. Когда я пришел на этот пост, для меня было самое главной болевой точкой - нищенская зарплата наших педагогов, снижение его престижа. Это я ставил на первое место. И сегодня этот вопрос при поддержке губернатора шаг за шагом решается. Этот процесс связан непосредственно с аттестацией наших педагогов. Мы сегодня также внесли серьезные изменения в аттестацию и сделали ее более объективной, доступной, чтобы не отпугивать учителей и заинтересовать их в повышении своей квалификации достаточно мощными стимулами: разница в зарплате между категориями будет отличаться не на 150 рублей, как раньше, а на тысячу и больше.
Конечно, рейтинг учебных заведений для нас важен. Мы всегда боялись выстроить этот рейтинг, и учебные заведения всегда протестовали против этого. Различные организации, агентства предлагали нам провести такой рейтинг. Мы просматривали эти результаты, даже оплачивали эти работы, но нам казалось, что он не всегда объективный. Мы старались создать свою объективную систему, и сегодня у нас есть такой программный продукт. Это Самарский программный продукт, он получен и из Москвы, это совместная работа. Эта проблема является заботой Министерства и федерального, и областного, и вообще по России.
Как объективно оценить остаточные знания учащегося? Единственным способом на сегодня был Единый государственный экзамен. Но к нему было много претензий. Естественно, что можно и дальше его совершенствовать. Сегодня мы получили возможность одновременно протестировать знания во всех школах по любому предмету в реальном времени, когда у меня на компьютере будет каждая школа, каждый класс высвечиваться. И я буду видеть, как в течение одного часа правильно или не правильно заполняются ответы на представленные в электронном виде вопросы. Это позволяет нам не только использовать такую методику при аттестации учебных заведений, но и вообще выявить слабые стороны в образовании в любом сельском районе, в любой городской школе. Такая система позволяет, во-первых, составить рейтинг учебных заведений, а во-вторых, принимать правильные управленческие решения по развитию этого учебного заведения, по кадровой работе с этим учебным заведением. У нас есть еще много задумок и идей, которые мы бы хотели реализовать, чтобы определить те болевые точки, которые мешают нам дальше развиваться.
- В начальных классах будет ЕГЭ или не будет? И вообще, к какому варианту Вы склонны?
- Я вырос в советской системе образования, работал в Соединенных Штатах, работал в Китае. Все-таки такая объективная система аттестации имеет множество преимуществ, она позволяет с равных позиций сравнивать все учебные заведения, уровень подготовки. Их надо совершенствовать. И сегодня мы ставим задачу провести общее тестирование, проводить для себя, и в четвертых классах, и в девятых классах, и в одиннадцатых классах.
- А начальные будут? Все же Вы склонны к варианту «да».
- Мы должны посмотреть уровень подготовки для себя, и должны приучить наших детей к подобной форме тестирования и объективной аттестации.
- Тогда скажите мне, почему некоторые очень известные московские ВУЗы не хотят опираться на результаты ЕГЭ?
- Вы знаете, я не знаю ни одного ВУЗа, ни одного ректора, который бы поддержал систему ЕГЭ, потому что, вообще говоря, каждый ректор сам хотел бы управлять этим процессом.
- У нас в студии был Валерий Путько, министр образования и науки Самарской области. Спасибо всем, кто нас слушал и позвонил. Спасибо Валерию Федоровичу.
|
![]() |
![]() |
30 апреля 8:03
© 2006 - 2025 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |