Образование в Самаре
|
|
Дополнительное образование и переподготовка специалистов в СамареЧто такое дополнительное профессиональное образование, кому оно нужно и когда его лучше получать — в интервью Ольги Андрюшиной, директор Центра управленческих технологий тольяттинского филиала РАНХиГС. - Скорее нет, чем да. В нашей стране такая ситуация с дополнительным образованием: есть организации, которые оказывают услуги по дополнительному профессиональному образованию, как государственные (Вузы, например), так и частные, корпоративные и коммерческие. Их работа регламентируются прежде всего лицензией, которое получает учреждение от государства. Чтобы получить лицензию, учреждение должно обосновать, что у него есть необходимые ресурсы для реализации образовательной деятельности: преподавательские кадры и материально-техническое обеспечение. Получив лицензию, образовательное учреждение начинает подготовку специалистов по указанным в ней направлениям профессиональной деятельности. Отрасль, по которой идет переподготовка, может быть любая: строительство, финансы, управление. Программы нашего центра управленческих технологий, которым я руковожу, ориентированы на специалистов различных сфер деятельности, получающих переподготовку или повышение квалификации в области менеджмента, управления персоналом и экономики. - А кто в основном ваши слушатели? - Наши клиенты - и государственные муниципальные служащие, и руководители подразделений различных коммерческих организаций (причем в очень широкой сфере — строительство, торговля, финансы, др). У нас дополнительное профессиональное образование интегрировано в структуру Вуза, но мы ориентированы на подготовку специалистов для рынка города и региона. В прошлом году произошли изменения в законодательной базе, согласно которой в России строится вся система дополнительного профессионального образования. 1 сентября 2013 был принят новый закон об образовании, в котором есть отдельная статья «Дополнительное профессиональное образование», в ней изложены основные положения, на которые должны опираться все образовательные учреждения, реализующие программы ДПО, причем независимо от их принадлежности к профессиональной области. - Таким образом, есть основная законодательная база, на основании которой работает ДПО. А что на практике? -На практике, можно сказать, в стране сложился следующий подход к ДПО. Специалист может либо хотеть освоить новую профессию дополнительно к имеющейся — тогда он пойдет на курс профессиональной переподготовки, по окончании которого получит еще один диплом. Или воспользоваться короткими программами, в которых дается не новая специальность, а новый уровень знаний, происходит развитие компетенций по своей основной профессии. Это семинары, тренинги от 8 до 120 часов. - Такую переподготовку в основном проходит менеджмент среднего звена? - Да, топ-менеджеры участвуют в основном либо в федеральных программах, либо они пользуются консалтинговыми услугами. Так что большинство тех, кому требуются такие курсы — это руководители небольших компаний, подразделений, отделов. - И что предпочитают в Самарской области? - Очень по-разному. В равной мере идет подготовка и по «длинным», многомесячным курсам, и по «коротким» тренинговым. Может быть и так, что люди вначале получают новую профессию, а потом у нас же повышают по ней квалификацию. - Есть специальности, где переподготовка ведется постоянно — у врачей, например, а вот у инженеров или, например, строителей, так же необходимо постоянно повышать свою квалификацию? - Вообще, как правило, переподготовка или повышение квалификации ведется по усмотрению работодателя — если говорить о коммерческих структурах, но раз в пять лет у нас по законодательству каждый специалист должен пройти повышение квалификации. Уж насколько это положение соблюдается, другой вопрос. Если же говорить о личной мотивации, когда человек сам вдруг решил, что ему необходима переподготовка, то с этим все гораздо сложнее. - То есть? - Чтобы человеку самостоятельно решиться пойти на курсы ДПО, ему нужно быть замотивированным в этом. Сами понимаете: самостоятельно за переподготовку платить бывает достаточно дорого, но, главное, у многих людей нет этого видения — что будет дальше, если я вложу деньги, пройду курс. Что изменится в моей жизни? Обучение нередко не считается той статьей расходов, в которую следует вкладывать деньги, рассматривать это как инвестиции в свое развитие. - А каков европейский опыт ДПО? - По сравнению с западными странами в России есть некоторые различия, например, в Европе существенная государственная поддержка многих программ по переподготовке, развития форм дополнительного профессионального образования. К тому же на Западе действует большое количество корпоративных университетов, а эти учебные заведения охватывают широкий спектр программ и обучают специалистов разных профессий, делая упор на приобретение хард-навыков, то есть специализированных, а также – таких софт навыков, как тайм-менеджент, коммуникативность, стрессоустойчивость и других качеств и умений, которые необходимы как лично человеку, так и обучающемуся, как профессионалу. - А в нашем, российском обучении, на что делается упор — на теорию или практику? - Уже на протяжении последних нескольких лет в обучении взрослых отсутствует крен на теоретические знания. В основном, независимо от того, Вузовская, государственная или корпоративная структура реализует программы, они строятся на так называемых андрогогических принципах. Суть подхода можно сформулировать так: учимся не для школы, а для жизни. Это современные принципы обучения взрослых. Во-первых, это отношение к человеку как к обучающемуся, а не обучаемому. Слушатель, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Такие программы позволяют вывести обучающегося на новый уровень профессиональной деятельности, то есть обучение выступает средством для достижения профессиональной или личной цели. Далее в программе обязательно учитывается имеющийся опыт обучаемого — как личный, так и профессиональный, когда есть возможность сразу после обучения — сегодня или завтра - пойти и применить полученные знания, умения, а может, уже и компетенции в практической деятельности. Для взрослых обучающихся большое значение при выборе образовательного учреждения имеет наличие комфортных условий, как в пространственном отношении, так и временном и территориальном. Сейчас очень многие ценят свое личное время и не стремятся потратить его на дорогу в образовательное учреждение. - А как быстро после окончания Вуза нужна переподготовка? - По законодательству — через пять лет, а по опыту это все индивидуально, но считаю, что года через три, если человек сразу же начал работать по полученной профессии, надо идти дальше. Кстати, во многих компаниях для молодых специалистов есть разные программы для переподготовки и повышения квалификации: кадрового резерва, талантов (хай-потенциал), адаптационные программы для новичков, которые включают в себя и тренинги. - Это в крупных компаниях? - Нет, не только. В крупных компаниях есть ресурсы для того, чтобы организовать так называемое внутрикорпоративное обучение своих специалистов, а вот если это организация небольшая, то работодатель идет за помощью в переобучении сотрудников в учреждения ДПО. - Как вы считаете, в какую сторону развивается в России система дополнительного профессионального образования? - За последние годы она развивается и меняется очень интересно. В основном - за счет новых форм и технологий, которые приходят к нам с Запада, однако и москвичи и питерцы последние годы предложили немало нового. Это такие разнообразные формы обучения, как бизнес-симуляции, электронное обучение, коучинг, фасилитации, где человеку обучающемуся отводится очень большая самостоятельная роль. Также можно отметить смешанное обучение, как одну из популярных форм. - Раз появляются новые тренды, значит система допобразования становится более востребованной? - Для системы допобразования специалистов вообще крайне важно уметь быстро реагировать на вызовы времени, но, можно сказать, что она становится более востребованной. - За последние 3-4 года в Самаре что-то изменилось в организации системы допобразования? - Наверное, больше стало корпоративных запросов, много стало программ, которые заказывают даже небольшие компании под конкретные цели. Например, серию тренингов под запросы работодателей, которые, как правило, требуют непременной отдачи после переобучения. Центры ДПО стали более профильными, то есть в них обучают не по большому спектру программ, а только по тем, по которым центр специализируется. Например, это может быть коучинг (метод консалтинга и тренинга, от классических отличается тем, что не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом). То есть, можно сказать, что центры и программы обучения стали более «заточены» под конкретный и быстрый результат как для заказчика (компании и работодателя), так и для конкретного обучающегося.16.09.2014
|
23 ноября 8:24
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |