Образование в Самаре
|
|
Общеобразовательные стандарты в самарских школахДля чего они нужны; как в реальности внедряются стандарты в школы Новый образовательный стандарт для старшеклассников будет вводиться с этого учебного года в отдельных экспериментальных школах, а с 2020 года по нему будут учить во всех российских средних общеобразовательных учреждениях. Эксперты говорят, что подходящих учебников нет даже в проекте, а систему ЕГЭ нужно будет изменить, иначе выпускники просто не смогут сдать экзамен Согласно новому документу, у старшеклассников будет шесть общих предметов базового уровня: русский язык и литература, математика, иностранный язык, «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Это обязательный набор, от которого никто не вправе отказаться в рамках любого профиля обучения. Впервые образовательный стандарт был сформулирован и появился в педагогической практике в РФ в законе «Об образовании» 1992 года. Стандарт, по сути это обязательный минимум, по сути, — это базовое содержание, тот максимум, который дает школа, или то, что может усвоить ученик Сами стандарты менялись несколько раз, и последний раз стандарты были утверждены 7 июня 2012 года, когда Минюст зарегистрировал поступивший из Минобрнауки проект федерального государственного стандарта образования (ФГОС) для старших классов. Отметим, что первоначальный проект стандарта годом ранее вызвал в обществе неоднозначную оценку. Многие учителя и родители выступили против первоначального проекта, так, более 20 тысяч преподавателей подписали письмо правительству с требованием отменить ФГОС. В частности, противники проекта указывали на то, что в проекте планировалось, что в школах вводилось бы только четыре обязательных предмета: ОБЖ, физкультура, патриотический курс «Россия в мире» и некий индивидуальный проект. Дополнительно школьники могли изучать семь предметов по выбору, причем из каждой группы дисциплин – только два предмета. Русский язык и математика не являлись обязательными Так для чего же нужны стандарты? Наталья Кислова, проректор по учебно-методической работе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» указывает: «на мой взгляд, разработка стандартов общего образования необходима, так как стандарты дают возможность начать школе готовить выпускника, которого от нее ожидает государство и родитель. Время предъявляет новые требования к «качеству» человека, а современная школа закладывает основу для дальнейшего развития, а точнее даже саморазвития, личности. То, что задумано и заложено в стандарте школьного образования, создает условия для достижения основной цели современного образования: «научить учиться». Другое дело, разработке новых стандартов должна была предшествовать более активная переподготовка учителей, чтобы они глубоко и продуктивно смогли подойти к внедрению стандартов. Безусловно, например, наш вуз учит студентов-педагогов работать по новым стандартам, но этих обученных выпускников школа сможет принять на работу только через 2-3 года, а результаты обучения по новым стандартам мы сможем оценить как минимум через 5 лет на уровне основного общего образования и через 2 года на уровне начального общего. Ведь вопрос больше состоит в том, как пойдет процесс внедрения школьных стандартов» Действительно, готовы ли школа и учителя к введению новых стандартов? Как считает замдиректора школы, учитель истории Татьяна Глущенко, «в наступающем учебном году я буду должна вести историю по стандартам. Понимаете, введение новых стандартов означает, что ученик должен добывать информацию на уроке сам, например, в интернете. А как, интересно, будет это делать ученик? Мобильный класс поставлен в школу только для начального звена. К тому же не у всякого ребенка из обычной школы есть дома ноутбук специально для него, вдобавок подключенный к интернету. Затем – новый стандарт подразумевает, что дети работают в классе группами. Любопытно, как представляют себе авторы новых стандартов разделить 25 человека в классе на группы так, чтобы они работали продуктивно? Да еще без компьютеров? Может быть, в американских школах, где в классах по 12-14 человек и на каждого из них есть компьютер, можно работать по таким стандартам, только вот российская действительность пока не слишком соответствует пожеланиям авторов проекта стандартов». Для того, чтобы работать по новым стандартам, нужны и новые учебники. Отметим, что проект нового порядка формирования федерального перечня школьных учебников опубликован для общественного обсуждения на портале Минобрнауки. «Как известно, федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год увеличился. – Отметила проректор Кислова. - Например, в список впервые внесены учебники по основам религиозных культур и светской этики, истории русской культуры, астрономии, искусству и др. В Самарской области вопрос с обеспеченностью обучающихся учебниками налажен и поставлен на серьезный контроль. Безусловно, учителя-предметники при формировании учебной программы должны будут учитывать в том числе и содержание рекомендованного министерством учебника» Однако как быть, если, как объясняет Татьяна Глущенко, новые учебники многие педагоги увидят впервые перед началом нового учебного года? Введение государственных стандартов в школах, по мнению авторов – это способ повышения качества образования. Однако, как показывает практика, это весьма сомнительное средство. И, видимо, единственный способ поднять качество обучения отдельно взятого ученика сегодня, как и в старину, - репетитор или дополнительные частные уроки 20.08.2013
|
22 ноября 12:53
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |