На днях самарский путешественник Олег Докторов вернулся из своего очередного похода по местам безлюдным и тропам нехоженым. На этот раз известный экстремал принял участие в рискованной экспедиции - пересек самое глубокое в мире озеро Байкал по льду на квадроцикле. Своими впечатлениями об уникальном мероприятии, ночевках в спартанских условиях и опасностях, подстерегавших экспедицию в пути, он поделился с порталом Samru.ru.
- Кто-то до вас уже предпринимал попытки покорить байкальские льды?
- Изначально организаторы рассказали нам о том, что несколько попыток было, но ни одна из них так и не увенчалась успехом. Мы очень рады тому, что впервые в истории нам удалось пересечь на квадроциклах Байкал по льду с самого юга до самого севера. В общей сложности, со всеми поворотами, за десять дней проехали 839 км.
- А почему это не удавалось осуществить вашим предшественникам?
- Мы тоже задавались этим вопросом. Я не думаю, что это подвиг. Скорее проблема заключалась в том, что сделать это было некому и некогда. На Байкале пока не развита инфраструктура для активного отдыха, спорта и туризма. Нас, конечно, пугали торосами, наплывами, трещинами во льдах, но путешествие оказалось легче, чем представлялось изначально. Самое страшное, с чем мы столкнулись во время экспедиции - это жуткий мороз. Ветры на Байкале дуют очень сильно. Это знает любой, кто там бывал, даже летом. Квадроцикл буквально сдувало по скользкому льду. А я, например, даже обморозил себе несколько точек на лице.
- Не страшно было провалиться в воду через какую-нибудь трещину?
- Байкал - это сейсмически активная зона. В год там случается порядка тысячи землетрясений. Когда мы ехали в местечко Богульдейка, небольшой поселок, землетрясение как раз и началось, причем солидное, хотя мы его и не заметили. Само собой, это влияет на состояние льда, и хотя он толстый, доходит до полутора метров, опасность внезапного возникновения широких и опасных трещин до нескольких километров длиной на Байкале очень велика. Мы их, естественно, боялись. Трещины пересекали осторожно, с нами был парень из МЧС, опытный водолаз. С собой везли пешню - это черенок с тяжелой металлической пикой на конце для проверки льда. Все трещины тщательно проверялись.
- Где вы устраивались на ночлег?
- Остановки мы делали не через равные промежутки времени, а в определенных населенных пунктах. Поэтому приходилось в один день проезжать 200 км, а в другой только 50, если попадались особенно интересные места, например, остров Ольхон. Ночевали в основном на турбазах.
Однажды мы остановились переночевать в каком-то заброшенном домике - действительно заброшенном, хорошо хоть стекла целы. Там была печка, мы накололи дров, попробовали ее растопить, а она оказалась худая. И тогда мы замазали щели этой печки жвачкой и хлебными мякишами. Когда растопили, где-то по сусекам наскребли муку, набрали воды в проруби из Байкала, намешали какое-то тесто и испекли из него лепешки. И они получились настолько вкусными, что ели все, но такими жесткими, что я об эти лепешки сломал себе зуб.
Спали вповалку прямо на полу, кроватей не было, только спальные мешки, которые мы везли с собой. А ночью случился пожар, потому что раскаленная печка грела очень жарко, а на печке стояли коробки с сухарями, которые неизвестно когда и неизвестно зачем запасли какие-то геологи. И в два часа ночи сухари загорелись. Впрочем, никто не пострадал - успели спасти и себя, и домик.
В другой раз мы остались ночевать на метеостанции. Тут было повеселей - предупрежденные метеорологи выдали нам домики, но тоже без кроватей, без удобств, даже без воды. Остановки на ночлег, в основном, рассчитывались так, чтобы они были интересными, а удобства - это уже второй вопрос
- Какие впечатления остались от поездки?
- Было очень холодно, но, вместе с этим, чудесно. Погода на Байкале практически всегда солнечная, природа по-настоящему, по-зимнему прекрасна. Я боялся, что будет скучно 10 дней просто ехать по льду огромного озера и где-то вдалеке видеть холмистые берега. Мне казалось, что от этого можно устать уже на второй день экспедиции. Но скучно не было. Каждый день мы получали новые радости и удовольствия, в том числе и созерцательного характера.
- Уже наметили для себя следующий маршрут для путешествий? Куда поедете дальше?
- Главный вопрос, на который нужно ответить сначала - как ехать? А уж куда - мест на карте нашей родины полно. Можно взять всю северную часть нашей страны - Ямал, Таймыр, северный заполярный Урал, Сибирь. Это же то чудо, которое практически недоступно всему миру, а нам доступно. Мы здесь живем, даже разрешение не надо получать - бери билет да езжай.
Фотоотчет из экспедиции
Ирина Якоби