Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Петр Торкановский разъяснил суть поправок, вносимых в два закона: Закон о конкуренции и Закон о государственном и муниципальном заказе.
Кроме того, в настоящее время в стадии разработки находятся поправки, касающиеся естественных монополий.
Петр Таркановский пояснил, что все поправки к двум законам принимались для улучшения развития условий конкурентной среды, и их можно разделить на 2 группы: ужесточающие условия исполнения закона и вносящие ряд послаблений при исполнении закона. Кроме того, из-за внесения поправок к законам был уточнен Административный и Уголовный Кодексы РФ.
Петр Торкановский обратил внимание на допущенные новые послабления к закону о конкуренции. Например, речь идет о преференциях в части участия в конкурсах на аренду муниципального и государственного имущества. Благодаря послаблениям (льготам), представители малого бизнеса, арендующие муниципальную недвижимость, без дополнительного проведения конкурсов получили право на продление срока аренды еще на 5 лет. Кроме того, образовательные учреждения, сдающие в аренду свои площади, смогут предоставлять частному арендатору 20 кв.м. без проведения конкурсных торгов. Также новые поправки в закон о конкуренции помогут обойтись без участия в конкурсах по аренде муниципальных помещений общественным и религиозным организациям.
Что касается поправок к закону о государственном и муниципальном заказе, то поправки также внесли коррективу в части ответственности за проведение торгов. Например, если ранее за неисполнение норм ст.15 закона ( при заключении на конкурсной основе договоров на выполнение государственного или муниципального заказа в общем объеме участников госзаказа должно быть от 10% до 20% представителей малого бизнеса), ответственность не предусматривалась, то теперь же за нарушение условий конкурсных торгов на ответственное за их проведение лицо будет наложен штраф до 50 тыс. рублей.
К числу ужесточающих поправок Торкановский отнес также и усиление ответственности за проведение торгов, в т.ч. электронных. Здесь увеличены размеры штрафных санкций.
Помимо этого, для ФАС облегчилась процедура обжалования штрафных санкций, налагаемых на чиновников. Если ранее неправильно выписанный штраф (по ошибке или какому-либо умыслу) рассматривался для юридических лиц в арбитражном суде, а для физических лиц - в суде общей юрисдикции, и вынесенное решение в пользу истца могло реализоваться только через протест прокурора, то теперь обычное решение суда позволит обжаловать незаконно вынесенных штраф на предпринимателя или организацию
Ольга Арянина