Новости Самары
|
|
Экономия по-русски. Мы стали покупать больше, а тратить меньшеИзменение потребительского спроса сейчас представляет собой преимущественно переход на более дешевые товары. Одни ритейлеры подсчитывают убытки, а другие считают, что сложившаяся ситуация лишь на пользу отечественному розничному рынку. Эксперты прогнозируют сохранение тенденции.
По данным исследования ВЦИОМ, наиболее распространенной реакцией россиян на рост цен является замена дорогих продуктов дешевыми аналогами. Результаты опроса в половине регионов страны свидетельствуют, что две трети граждан готовы заменить дорогие товары более дешевыми аналогами или же вообще отказаться от дорогих покупок. При этом существенно увеличилось количество респондентов, которые "проедают" свои накопления. С октября прошлого года число признавшихся в этом возросло в три раза - с 4 до 12%. Статистические данные дают представление о росте оборота продуктового ритейла в стране. В январе нынешнего года этот показатель увеличился по сравнению с январем 2008 года на 21,2%. При этом доля пищевых продуктов, включая напитки, а также табачные изделия, в первом месяце года составила чуть меньше половины общего оборота розничной торговли.
Наблюдения торговых сетей подтверждают официальную статистику. "Спрос, очевидно, сместился в сторону продуктов питания, - отметила пресс-секретарь компании "Ашан" МарияКурносова. - Упал спрос на бытовую технику, сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры. Связано это прежде всего с тем, что у людей стало меньше денег, и они предпочитают откладывать дорогостоящие покупки "на потом", "до лучших времен". Эта тенденция продолжится, так как у людей меньше денег, они прежде всего будут их тратить на продукты питания и непродовольственные товары первой необходимости. Сейчас клиенты более внимательно относятся к составлению списка покупок, вычеркивают вещи, без которых можно обойтись".
Другие ритейлеры также отмечают, что в условиях кризиса покупатели сокращают расходы. "По проведенному экспертами опросу, 40% потребителей собираются пересматривать семейный бюджет. Уже все больше внимания уделяется цене товара, и спрос смещается в пользу базовых продуктов. Меньшим спросом стали пользоваться продукты премиум-класса, в том числе дорогой алкоголь. В Москве и Санкт-Петербурге пока это незаметно, в регионах (в том числе и в Самарской области) уже заметно. Поэтому в выигрыше скорее всего окажутся дискаунтеры, такие, как наша "Пятерочка", - отметила в беседе с Репортером руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Retail Group Светлана Витковская.
Список продуктов, спрос на которые растет, не содержит ничего неожиданного. Это хлеб, молоко, масло, крупы, сахар и соль. Столь ограниченные потребности, с точки зрения представителей некоторых торговых сетей, будут даже способствовать оздоровлению российского продовольственного ритейла. Правда, оздоровление это выразится в сокращении ассортимента.
"Ни в одном западном супермаркете не представлено, к примеру, больше трех брэндов молока или растительного масла. А в российском магазине может присутствовать пара десятков брэндов в одной категории. Их количество неизбежно будет сокращаться, при этом будут исчезать именно те марки, которые не пользуются спросом, - пояснила Светлана Витковская. - Сейчас конкуренция магазинов зачастую выражается в том, кто дешевле продаст одинаковый товар. А ведь чем меньше ассортимент, тем эффективнее сеть - снижаются издержки, растут объемы продаж оставшихся брэндов. Сети начнут формировать собственный уникальный ассортиментный портфель. У покупателя будет выбор между сетями с разной ассортиментной политикой, да и цены будут ниже".
По расчетам Х5, в дискаунтерах ассортимент может сократиться с 5 тыс. до 3,5 тыс. позиций, в супермаркетах "Перекресток" - с 20 тыс. до 10 тыс.
Эксперты считают эти цифры завышенными. "Вполне возможно, что некоторое сокращение ассортимента (около 15-20%) действительно произойдет, так как это теоретически позволяет в ряде случаев сократить издержки. Однако двукратное сокращение, если говорить об условном среднем показателе, - явно слишком пессимистичный прогноз. Например, для гипер-маркета это будет экономически необоснованно. Что тогда, собственно, экспонировать на таких больших площадях? Кроме того, подобный подход, вполне вероятно, привел бы к снижению выручки с квадратного метра. Также, на мой взгляд, мало актуально это для формата "дискаунтер", где ассортимент в силу особенностей этой модели и так весьма ограничен", - так разъяснил свою позицию аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
А вот в том, что кризис стимулирует развитие частной торговой марки, солидарны и ритейлеры, и эксперты.
"Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками в среднем на 10-20% дешевле брэндов-аналогов, мы полагаем, что сегодня для private label открываются большие перспективы. Важно понимать, что значительная доля в структуре себестоимости брэндованных товаров приходится на маркетинговые и рекламные расходы. Владелец собственной торговой марки этих расходов не несет, что позволяет существенно снизить себестоимость товара, а значит, продавать товар гораздо дешевле. Кстати, в сотрудничестве в области СТМ мы видим интересные возможности для местных производителей", - рассказала представитель Х5 Retail Group.
Пресс-секретарь компании "Ашан" отметила, что возрос интерес к товарам собственной торговой марки сети, "так как эти товары, сохраняя отличное качество, дешевле аналогов известных марок".
"Как правило, продукция private label позиционируется в самом низком ценовом сегменте. На фоне снижения платежеспособности ее популярность (при условии, конечно, сопоставимого качества) может заметно вырасти, что будет стимулировать розничные компании к наращиванию производства и расширению ассортимента", -подтверждает Максим Клягин. Для аптечных сетей характерны те же тенденции, что и для продуктовых ритейлеров. На фармрынке также снижается покупательская способность населения, импортные товары становятся все менее доступными для россиян. Поэтому спрос смещается в сторону более дешевых товаров, а прибыльность компаний, реализующих эти товары, резко падает. Кроме того, в связи с кризисом у фармритейлеров сократилось количество поставщиков. Также в аптечных сетях отмечают тревожную тенденцию: потребители, покупая лекарственные препараты, берут их не на полный курс.
"Ситуация в Самаре принципиально не отличается от общей картины. Если говорить о смещении спроса, то с начала года соотношение лекарственных препаратов и парафармацевтики в аптеках "36,6" составляет 69 на 31%, в то время как в прошлом году это соотношение было 60 на 40%. То есть спрос на парафармацевтику снижается. Эксперты прогнозируют, что темпы роста рынка парафармацевтической продукции в 2009 году могут замедлиться, - сообщила Репортеру специалист по связям с общественностью ОАО "Аптечная сеть 36,6" Светлана Белкина. - Поскольку интерес наших покупателей всегда являлся для нас основным критерием при формировании ассортимента, мы будем следить за изменениями покупательских предпочтений и соответственно реагировать, чтобы предоставлять нашим клиентам качественные товары по адекватным ценам".
Максим КЛЯГИН,
аналитик УК "Финам Менеджмент":
- Да, продолжение и даже некоторое усиление тенденции перехода на базовые продукты и снижение спроса на остальные группы товаров вполне вероятно. В условиях снижения доходов спрос в целом смещается в пользу среднего и низкого ценовых сегментов. Основные причины - это, безусловно, снижение платежеспособного спроса на фоне падения реальных располагаемых доходов (-6,7% по итогам января), а также девальвация национальной валюты, которая привела к росту стоимости импорта (как готовой продукции, так и сырья), доля которого в структуре розничного товарооборота в России составляет примерно две трети. В результате мы наблюдаем более динамичный рост индекса потребительских цен в целом. Естественно, в такой ситуации более всего подвержены риску снижения платежеспособного спроса дорогостоящие товары и услуги - будь то автомобили, предметы длительного пользования или предметы роскоши.
Татьяна МАТВЕЕВА, «Репортер» 10:05 27.02.2009
|
24 ноября 3:37
© 2006 - 2024 г. Самара |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |