Компания «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), отказалась от планов создания собственной авиакомпании «Губернские авиалинии», для которой собиралась приобрести в 2008 году пять самолетов АН-140 производства самарского «Авиакора». Такая коррекция планов развития объясняется, естественно, финансовым кризисом. Но положения самого «Авиакора» эти объяснения не улучшают.
Тем более, что владелец «Авиакора» - холдинг «Базовый элемент», - сам испытывает на себе действие кризиса и готов прибегать к помощи государства (4,5 млрд долларов выделено из госрезервов входящей в холдинг компании «РУСАЛ» для погашения кредитов перед западными банками). Тот же «Базэл», по информации СМИ, рассматривает возможность избавиться от «Авиакора», передав его в государственную корпорацию ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация»).
Какие перспективы в свете этих событий вырисовываются перед заводом «Авиакор»? SAMRU.ru поинтересовался мнением на этот счет известных самарцев.
Игорь Ермоленко, руководитель регионального отделения партии «Яблоко»:
- Выживание предприятия такого масштаба зависит от его попадания в разного рода программы, концерны и прочие объединения. Если «Авиакор» сможет вписаться в федеральное финансирование, то тогда у него будут шансы на выживание: на модернизацию производства, но то, чтобы быть задействованным в цепочке изготовления современных машин, а не просто новых.
Я думаю, здесь очень многое зависит от областного правительства. При том, что наш губернатор известен тем, что он способен выбивать федеральное финансирование, было бы замечательно, если бы он приложил усилия для того, чтобы «Авиакор» смог вписаться в цепочку государственных предприятий, которые будут задействованы на реализацию федеральных программ.
Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы:
- Спасти завод может, скорее всего, только включение в какую-то крупную госкорпорацию. Это показывает ситуация не только на авиационном рынке, но и на других рынках. Искать в одиночку заказчика на самолеты, у которых очень много конкурентоспособных аналогов, «Авиакору» не удавалось даже в те времена, когда правительство области, руководимое Константином Титовым, выпускником авиационного института, делало заявления о том, что они будут помогать в приоритетном порядке. Однако, эта помощь ни к чему не приводила. То есть, в масштабах руководства области эту проблему не решить. Этот вопрос может решится только в федеральных рамках.
Андрей Перла, политический аналитик:
- Единственное, что хочу сказать - «Авиакор» пережил более тяжелые времена, чем нынешний финансовый кризис, который еще даже не начался толком. Последние 18 лет я непрерывно слышу, что «вот-вот «Авиакор» загнется» по причине различных кризисов. До сих пор, как ни странно, ничего не произошло, даже более того - «Авиакор» выпускает самолеты.
В связи с этим, у меня подозрения, что их финансовое положение ухудшилось как и у всех, но явно не до таких масштабов, чтобы говорить о катастрофе.