Новости Самары
Портал города Самара samru

Помощь с неба. В губернии могут вернуться к услугам санитарной авиаций

Возможно, уже в ближайшем будущем владельцам кафе на набережной у Полевого спуска придется подыскать себе новое место для размещения, сотрудникам СОКБ им. Калинина - «разгонять» автостоянку у главного корпуса. Не исключено, что эти площадки будут снова использоваться по своему прямому назначению - служить местом посадки и взлета самолетов санитарной авиации. Сегодня, когда концепция здравоохранения в корне пересматривается, будет меняться и совершенствоваться подход к оказанию экстренной медицинской помощи. Вертолеты санитарной службы в тех случаях, когда счет идет даже не на часы, оказываются незаменимыми.
 
Не теряя ни минуты
6 ноября Главное управление организации торгов Самарской области проведет открытый конкурс, который определит, кто разработает проект автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) «Спасение на дорогах» и проверит «правильность основной концепции разработанных моделей и технологических схем» для ГУЗ «Самарский областной центр медицинских катастроф». Начальная цена контракта - 4,7 млн рублей. Финансирование производится в рамках реализации областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года». Как сообщили «Советнику» в Самарском областном центре медицинских катастроф (СОЦМК), основная цель мероприятий - обеспечить наибольшую оперативность при доставке пострадавших в ДТП и ЧС до больниц. Информационная сеть должна опутать всю губернию и дать возможность диспетчеру в считанные секунды сориентироваться, какую санитарную машину послать на место аварии и куда отвезти пострадавших. Диспетчер, получив сигнал, должен практически моментально определить, какая машина находится ближе всего к месту происшествия, как она укомплектована, едет ли с вызова или на вызов. Затем на мониторе появится информация о ближайших лечебных учреждениях, которые подходят по профилю травмы и имеют свободные места. «Если раньше пострадавшего привозили, скажем, в Пироговку, а он по профилю не подходил или мест не было, то его начинали катать по всему городу в поисках места, чтобы оно соответствовало тяжести травмы», - пояснили в СОЦМК. Информационная система должна ускорить время оказания квалифицированной медпомощи в так называемом «золотом часе». По информации СОЦМК, более 30% пострадавших гибнут из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи.
 
«Во всем мире такая система уже работает, а мы живем позавчерашним днем», - посетовали в центре катастроф и поделились, что в перспективе планируется создание вертолетного отряда для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, которые будут эксплуатироваться МЧС, СОЦМК и пожарными. Только нет у нас вертолетных площадок. Точнее, они есть, но используются не по назначению. Одна из них находится напротив главного корпуса СОКБ им. Калинина. На ее территории сегодня разместилась автомобильная стоянка. Вторая - под Полевым спуском - сдана в аренду под кафе. «Во всем мире возле каждого крупного лечебного учреждения или на его крыше есть вертолетная площадка. В Москве полеты над городом не запрещены только вертолетам скорой помощи. А мы не можем найти площадку в пределах города, так как все продали», - сообщили в центре.
 
А как у соседей?
Как сообщают федеральные СМИ, на одной да международных конференций «Медицина катастроф» было . отмечено, что «санитарная авиация в России последние 8 лет остается самой заброшенной сферой в спасении людей в экстремальных условиях». Начальник управления по работе с регионами штаба Всероссийской службы медицины катастроф Сергей Черняк сообщил, что санитарная авиация в большинстве субъектов РФ не имеет штатных образований. Время выезда к потерпевшим составляет свыше 1,5-2 часов, А вот в Архангельске 56% раненых эвакуируются в клинику посредством авиатранспорта - это основное средство спасения людей. В Москве маленький вертолет может приземляться даже на МКАД в точке ДТП. У милиции есть четкие инструкции, как ограждать площадку и погрузить пострадавших в вертолет. По периметру Москвы есть несколько стационаров, имеющих в своем распоряжении вертолетные площадки. Они находятся на балансе, города, где за ними ухаживают и даже сводку по погоде определяют.
 
В телефонной беседе с «Советником» главный врач компании «Петербургская «неотложка» (г. Санкт-Петербург) Алексей Гапликов поделился, что этот вопрос сложен и для Питера. Наличие авиации подразумевает наличие техники, постоянного места, где будет базироваться вертолет. В Санкт-Петербурге это место находится в 20 км от города, там постоянно дежурит доктор. Бригада санавиации должна быть особо подготовлена: уметь перевозить .больных, в режиме разряженного воздуха. «Раньше было 5 площадок, а сегодня из 2 - у детской городской больницы и больницы скорой помощи, но никто не знает» на чей баланс площадки поставить. Кто-то должен их обслуживать, освещать, убирать, следить, чтобы вокруг стоянки не было», - поделился Алексей Гапликов. Он уверен: несмотря на все трудности, санавиация нужна. «Во всем мире людей спасают именно на вертолетах. Радиус полета вертолета - 200-300 км. Санавиация должна быть государственной, так как частная не выживает. Мы возим частных пациентов, но время на согласование, отсутствие хороших специалистов и цена вопроса - это камень преткновения. Тяжело найти понимание с госструктурами и МЧС», - пояснил Гапликов и добавил, что стоимость одного полетного часа составляет 30-40 тыс. рублей.
 
Назад к истокам
В середине прошлого века на базе СОКБ им. Калинина появилась служба санитарной авиации (САС) - консультативной экстренной помощи. Тогда в сельской местности проживало около 45% населения, транспортная инфраструктура была не развита, не хватало автотранспорта. САС имела специальную связь, собственную радиостанцию, врачебный персонал и располагала авиатранспортом. При поступлении сигнала о необходимости консультации специалиста дежурная бригада вылетала на место, приземлялась на сельской аэродроме и отправлялась в центральную районную больницу, куда пациент попадал с сельского врачебного участка. По словам главного врача СОКБ им. Калинина Геннадия Гридасова, это был так называемый принцип этапности оказания медицинской помощи. Потом в области начали строить дороги, в конце 80-х годов услугами САС стали пользоваться реже, и необходимость в санитарной авиации постепенно сошла на нет. В настоящее время, когда в губернии все районные центры связаны нормальными коммуникациями, с помощью автотранспорта можно достаточно быстро добраться до места назначения. К тому же 86% населения проживает в городах. Поэтому служба тоже претерпела серьезные изменения. «На смену самолетам и вертолетам пришли реанимобили, которые точно так же работают по вызову. Сегодня служба экстренной консультативной помощи круглосуточно дежурит по 28 основным профилям. В год специалисты больницы им. Калинина обслуживают более 1500 таких вызовов», - сообщил Геннадий Гридасов. 
Но дорожная ситуация в Самаре и Тольятти такова, что заставляет вернуться к «хорошо забытому старому». Заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области Марина Антимонова сказала в разговоре с «Советником»: «В настоящее время, учитывая серьезную транспортную нагрузку на магистрали, наверное, санавиация все же нужна. Когда забиты дороги, пробки не только в городе, но и на больших трассах, - это затрудняет работу врачей. Кроме того, есть проблемная территория - село Рождествено, которое в периоды половодья практически отрезается от «большой земли», и там всегда есть риск, что при возникновении ЧП медики могут вовремя не добраться. Нужна хотя бы одна единица воздушного транспорта». Но возвращение к санавиации сдерживается банальной причиной: по федеральному законодательству содержание медицинского авиатранспорта - расходное обязательство субъекта. По словам заместителя министра, содержание самолета и вертолета для медицины очень дорого. «Может, целесообразно иметь ресурсы и договорные отношения с теми структурами, у которых есть такие технические, единицы, а мы могли бы пользоваться ею, когда нужно», - предположила Марина Антимонова. Но пока таких поручений от руководства области не было, и медики остро вопрос не ставили. Учитывая, что сегодня формируется концепция здравоохранения, вскоре будут внедрены новые, в том числе высокотехнологичные, подходы к оказанию экстренной медпомощи. Не исключено, что тогда будет принято решение и по возрождению в губернии санавиации.
Виталий Гройсман,
депутат Самарской губернской думы, главный врач МУЗ «Городская больница №1» г.о.Тольятти
- Думаю, для бюджета содержание санитарной авиации нерентабельно. Сегодня есть необходимые условия для оказания пострадавшим необходимой помощи. Самые сложные вызовы - это в основном при ДТП. Ради одного-двух вызовов содержать вертолет слишком дорого: он за один год столько «съест».
 
Виктория ГЛУМОВА, «Самарский советник»

10:19 06.10.2008



Главные события

Новости Самары

  19:40  На Волге в Самаре завершается навигация 2024
  13:09  Фонтан на ул. Осипенко в Самаре обновят с установкой музыкального оборудования
  11:42  На 7 улицах в центре Самары отремонтируют фасады и крыши старинных домов
  10:22  Выплату в 50 тысяч рублей могут ввести в Самарской области для супругов-юбиляров
  09:43  Расписание движения парома между Самарой и Рождествено изменится с 26 ноября
  09:15  В самарской Третьяковке 11 декабря откроется выставка «В круге цвета. Красный»



Новости Самары


24 ноября 8:58


© 2006 - 2024 г. Самара
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru