«Тольяттиазот» отпраздновал третью годовщину начала рейдерской атаки на предприятие очередным митингом протеста. Уже три года длятся попытки неких бизнес-структур захватить контроль над предприятием. И хотя в отсутствие прямых доказательств представители ТОАЗа предпочитают не называть тех, в чьих интересах ведется рейдерская атака, соответствующие компетентные органы наверняка должны знать всю подноготную дела.
В свете призывов к решительной борьбе с рейдерством, звучащих на самом высоком российском уровне, немного непонятно - почему длящаяся уже три года рейдерская атака на одно из крупнейших химических предприятий России до сих пор не прекращена?
Мнение экспертов SAMRU.ru
Виктор Гужов, руководитель регионального отделения Партии возрождения России:
- Я думаю, это воля самого государства и представителей государственных органов. Потому что нет конца и края этой ситуации. Если бы государство было заинтересованно в окончании всего этого, то захват бы прекратился. Виновные были бы наказаны.
А сейчас мы видим заинтересованность каких-то государственных структур.
- Как Вы считаете, скоро ли разрешится эта ситуация, и в чью пользу?
- Наверное, предприятие все-таки будет захвачено. Не может же это вечно длиться. Вот уже три года это не заканчивается, я постоянно читаю об этом. Конечно, это сущее безобразие.
Но все в нашем мире когда-нибудь заканчивается. Конец-таки должен быть.
Александр Орфёнов, главный редактор информационного агентства Advisers:
- Я думаю, всему причина - неадекватное поведение нынешних хозяев.
Я думаю, были допущены серьезные нарушения действующими руководителями «Тольяттиазота». И на мой взгляд, наиболее целесообразным сейчас было бы для них проведение конструктивных переговоров с противоположной стороной. В противном случае, эта вялотекущая ситуация, которая объективно мешает руководству «Тольяттиазота» будет по прежнему сохраняться.
- На Ваш взгляд, каков будет финал?
- Вы знаете, где-то два с половиной года назад я приезжал в Тольятти, и разговаривал с руководителем «Тольяттиазота». Я тогда говорил о том, что нужно подключать к этой ситуации общественность и профсоюз. Вот это они сделали, но, к сожалению, они услышали не все. Они не услышали о том, что нужно очень четко отрабатывать юридическую линию. Я им говорил, как ее отрабатывать, и как отрабатывать информационную линию. Только лишь забастовками коллектива, а они сделали основной упор именно на это, процесс не выиграть. Дело в том, что та модель, по которой они пошли в защите, она помогла им поддерживать ситуацию в нынешнем состоянии. Это очень важно. Я полагаю, что им нужно переходить в наступление, и не просто защищаться, а бить по интересам заказчика поглощения.
Но они по этому пути не пойдут. Я думаю, они боятся. Они боятся даже до сих пор прилюдно сказать, кто является заказчиком поглощения. Ни одного официального заявления за три года от них так и не последовало. Хотя всем все давно понятно. Поэтому, ввиду того, что они ведут себя крайне нерешительно, наиболее оптимальный для них вариант - это переговорный процесс с организаторами поглощения. У них просто, как говорится, «коленки слабенькие», чтобы воевать по настоящему.
Дмитрий Лобойко, политолог, публицист:
- Действиям рейдеров нельзя положить конец, если они действуют в рамках закона. Насколько я знаю, вся ситуация с «Тольяттиазотом» происходит в плоскости нашего законодательства. Поэтому рассчитывать на то, что компетентные органы сделают что-то реальное на сегодняшний день - не стоит.
По сути, я не думаю, что в рейдерстве, как в таковом, есть что-то плохое. Рейдерство - это что? Это отъем собственности у действующего владельца. Но у собственника, который эффективно управляет своим хозяйством, у которого все в порядке с законом и производством, отнять собственность очень тяжело. Собственность, как правило, отнимают у тех собственников, которые не в состоянии ее удержать.
По сути, рейдерство - это нормальный бизнес-инструмент, если он протекает в рамках закона.
Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований:
- Все понимают, что это плохо и что захватчики не правы, но законной-то управы на них нет. В этом, собственно, и состоит рейдерство.
- Как Вы думаете, скоро ли это закончится, и кто перетянет одеяло на себя?
- В данном случае, как говорится «либо ишак сдохнет, либо падишах». Либо они придут к какому-то соглашению, правда не ясно к какому, либо кому-то из них придется сдаться.